Нарушения речи, приобретенные в раннем и позднем возрасте 3 страница

Именно в советской логопедии наметилась тенденция к сов­местной работе врачей, педагогов и психологов над устранением и лечением речевых расстройств.

Учреждения организовали в двух ведомствах — просвещения и здравоохранения; увеличивается число логопедических кабине­тов в детских поликлиниках Москвы, Ленинграда, Харькова и дру­гих городов. Открываются школы для детей с расстройствами речи. В те годы было выдвинуто профилактическое направление лого­педической работы.

В 1930 г. Мосгорздрав по предложению известного психиатра и общественного деятеля В. А. Гиляровского организовал учреж­дение для лечения заикания. Это было учреждение нового про­филя, получившее название детской психоортопедической пло­щадки. В нем впервые в мировой практике было начато лечение1 заикания у детей дошкольного возраста в условиях детского кол­лектива. В этом учреждении Н. А. Власова разработала комплекс­ный метод лечения заикания, в котором логопедические и лечеб­ные мероприятия сочетались со всесторонним воздействием на личность заикающегося ребенка и объединялась работа логопеда,. детского психоневролога и музыкального логоритмиста-. Эффек­тивность такой ранней помощи доказала, что это профилактиче­ское направление правомерно.

По предложению известного педиатра проф. С. А. Шеловано-ва и логопеда Е. Ф. Pay в 1932 г. Наркомздрав открывает в Доме ребенка специальные слухо-речевые ясли для детей с различны­ми расстройствами слуха и речи.

Все вновь открывающиеся учреждения нуждались в специали­стах-логопедах, число которых в те годы было еще очень ограни­чено. В 1931 г. при ЭДИ создаются центральные постоянно дейст­вующие курсы (дир. Т, А. Власова) для повышепия квалифика­ции учителей специальных школ всех типов, работников детских домов и логопедических кабинетов. Курсы работали до начала Великой Отечественной войны; союзные республики получали большую помощь в подготовке педагогов-дефектологов.

В 1931 г. выходит первое учебное пособие по логопедии для студентов и учителей-логопедов, написанное М. Б. Хватцевым. В те годы оп возглавлял кафедру логопедии в Ленинградском пе­дагогическом институте им. А. И. Герцена.

Для решения ряда неотложных педагогических, теоретических,, организационно-практических и правовых вопросов в апреле 1939 г. была созвана I Всесоюзная логопедическая конференция по предложению Наркомпроса УССР, согласованному с Нарком-просом и Наркомздравом СССР. В ней принимали участие лого­педы, педагоги, врачи и психологи всех учреждений, где проводи­лась логопедическая работа, Москвы, Ленинграда, Киева, Харько­ва и других городов. В большинстве докладов логопедов и психо­логов отмечалось, что логопед должен заниматься не столько са­мой болезнью, сколько преодолением ее последствий для гармо-

еичного развития личности и ее приобщения к обществеино-полез^ ному труду. Подчеркивалась и необходимость совместной работь психиатров, невропатологов и отоларингологов для диагностики лечения и комплексной реабилитации больных с речевыми нару шениями.

Впервые на повестке дня стояли остро назревшие вопросы: организационные, правовые и подготовки кадров логопедов и врач чей-логотерапевтов. Обсуждались также проекты организации специальных логопедических учреждений в системе Наркомпро­са и Наркомздрава. Проекты были внесены представителями раз личных учреждений: Украинским научным институтом отоларин гологии (М. О. Панкин), Московским городским отделом здраво охранения (С. Я. Рабинович), факультетом специальных hikoj| Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена (М. Е. Хватцев). Однако не все педагогические и организацион ные вопросы можно было тогда решить. Сеть специальных логопе дических учреждений не могла расширяться без кадров логопе дов, а выпуски институтов Москвы, Ленипграда и других городо| были еще очень малочисленны. В резолюции конференции пред лагалось создать специальную межведомственную комиссию из представителей Наркоматов здравоохранения и просвещения для совместного обсуждения и разрешения методических и организа ционных проблем. В этой же резолюции было предложено орга низовать 6-месячные курсы для повышения квалификации леда гогов-логопедов в Ленинградском отоларингологическом институ те и в Харьковском психоневрологическом институте.

Решения I Всесоюзной логопедической конференции помоглз установить необходимую связь между различными логопедически ми учреждениями в других городах Советского Союза, так каз логопедическая помощь населению всех возрастов предполагал ■единые методические и организационные положения. Этому дол! жны были помочь межведомственные комиссии, организованны в 1939 г. Мосгорздравом в паучно-методическом центр (НАМЕЦ). Такая комиссия объединяла логопедов, работавших детских поликлиниках, стационарах и массовых и вспомогатель ных школах. Эта комиссия не прекращала работы и в годы Велв! кой Отечественной войны, во многом содействуя открытию район ных и областпых логопедических кабинетов. Научно-методически | центр Мосгорздрава послужил также базой для совместных сове щаний детских психоневрологов и логопедов; эти совещания поле жили начало объединению логопедов Москвы.

Логопедическая помощь взрослым в те годы осуществлялас главным образом в учреждениях здравоохранения: в Центрально:! институте невропсихиатрии, психогигиены и психопрофилактик] в логопедическом стационаре для заикающихся и афазиков (за] Ю. А. Флоренская) и в поликлинике слуха и речи под руководсч вом Н. П. Тяпугина, в Ленинграде в Отоларингологическом инстг туте. Большое значение для широкого ознакомления медицинской

общественности с постановкой логопедической помощи имели съезды невропатологов и психиатров, конференции и совещания Всесоюзного и Московского обществ невропатологов и психиатров. На одном из таких совещаний Московского общества певропато-логов и психиатров совместно с логопедами учреждений здраво­охранения и Института дефектологии АПН СССР, созванном в. 1944 г., обсуждались вопросы восстановительной терапии при травматической афазии и заикании у инвалидов Отечественной войны (доклады проф. В. А. Гиляровского, М. С. Лебединского и психиатра Ю. А. Флоренской, С. С. Ляпидевского, Э. С. Бейн).

Широкую мировую известность как по глубине теоретического подхода, так и по многоаспектной разработке проблем речевых нарушений, в частности проблем афазических расстройств (диаг­ностика, локализация патологического процесса и пути коррек­ции) , получили работы выдающегося психолога и патопсихолога проф. А. Р. Лурия.

В послевоенные годы сеть логопедических учреждений для де­тей значительно увеличилась в системе как здравоохранения, так и просвещения.

Назрела потребность в центральной межведомственной комис­сии для регулирования всех организационно-методических вопро­сов. Комиссия была организована Министерством здравоохране­ния СССР (приказ № 457 от 30.09. 54 г.).

В состав комиссии вошли представители института дефекто­логии АПН СССР и других ведущих институтов и учреждений министерств просвещения и здравоохранения, а также представи­тели дефектологических факультетов педагогических институтов Москвы и Ленинграда.

Приказом министра здравоохранения СССР председателем ко­миссии была назначена канд. пед. наук Н. А. Власова. Это еще

раз показало, какое большое значение Министерство здравоохра­нения СССР придавало логопедической работе.

Работа комиссии содействовала организации логопедической помощи во многих республиках Советского Союза.

Члены комиссии выезжали на места для инструктажа по ме­тодическим и организационным вопросам. Ежегодно организовы­вались семинары для повышения квалификации логопедов, рабо­тающих в периферийных учреждениях. Семинары проводились в Москве, Ленинграде, Харькове, Одессе я других городах Совет­ского Союза. Кроме того, логопедам и детским психоневрологам с периферии предоставляли па 2 мес рабочие места в логопедиче­ских учреждениях Москвы и Ленинграда. Все это значительно* расширяло логотерапевтическую помощь, но все же оставались еще не решенные вопросы. Одним из таких вопросов была нехват­ка национальных кадров логопедов. При педагогических институ­тах союзных республик организовывали дефектологические фа­культеты, пополнявшие кадры.

Ле-

[Т-

ряда

в.

С 1956 г. каждые 3 года Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР созывает Всесоюзные педагогические чтения и научные конференции. В их работе принимают участие логопеды, психологи, лингвисты и врачи из всех союзных публик.

Большая работа по развитию и расширению логопедии прово­дится на кафедрах дефектологических факультетов в Москве, нинграде, Свердловске и других городах Советского Союза.

Определенную веху в развитии логопедии в СССР представля созванная в 1958 г. совместная конференция Научно-исследоь теяьского института психиатрии Министерства здравоохранения СССР и Украинского научно-исследовательского психоневроло1 ческого института. На ней был обобщен опыт учреждений республик, занимающихся проблемами речевой патологии, зировались многие теоретические аспекты речевых расстройс а также вопросы организации практической помощи детям взрослым, страдающим нарушениями речи (Э. А. В. А. Гиляровский и др.).

В разветвленной сети дошкольных учреждений для детей отклонениями в речевом развитии осуществляются дифферент] рованпое обучение, воспитание и трудовая подготовка.

В стране организована гибкая и многообразная система школьной коррекции речевых нарушений; детские сады-интер^а ты, детские сады с 5-дневным пребыванием детей, специальв: группы экстернатного типа при массовых детских садах (к пас: ящему времени по Советскому Союзу около 4000). Пребывание в них детей в течепие 1—2 лет предупреждает неуспеваемос этих детей в школе.

В Советском Союзе создана широкая сеть школ для дете^ нарушениями речи, в них организовано два отделения: первое для детей с тяжелыми общими нарушениями речи (нарушен всех сторон речи при различной патологии; афазия, алалия, рш лалия, псевдобульбарные параличи и др.) и второе — для дет| с тяжелыми формами заикания. Научно-исследовательский инс^ тут дефектологии провел большую работу по обеспечению эт школ учебными планами, программами, учебными пособиями методиками обучения на научной основе.

В эти же годы во всех детских поликлиниках открывают! логопедические кабинеты, организуются специализированные р публикапские и областпые санатории для детей с различными i рушениями речи. Кроме того, большое внимание уделяется ор низации специальных учреждений для изучения и оказания по* Щи детям с церебральными параличами.

Расширяя работу городского методического центра, Мосп здрав в I960 г. открывает 1-й Детский психоневрологическ га диспансер со специальными логопедическими и медико-neja гогическими консультациями для детей с расстройства га речи.

В 1963 г. диспансер становится частью 6-й Детской психонев­рологической больницы, на базе которой организуются специаль­ные отделения для детей с различной речевой патологией.

Организованы отделение для детей с аладией (зав. — канд. мед. наук Р. А. Белова-Давид), отделение для младших школьни­ков — заикающихся с остаточными формами алалии, два отделе­ния по лечению заикания у подростков. Работает школа для всех детей, находящихся в больнице (1—8-й классы). В комплексном лечении речевых нарушений логопедам принадлежит ведущая роль. Результатом совместной работы врачей и логопедов стал дифференцированный подход к таким речевым расстройствам, как заикание и алалия. Работа с заикающимися позволила выделить невротические и неврозоподобные формы заикания (проф. В. В. Ковалев, М. И. Буянов).

В 1968 г. Министерством здравоохранения СССР была откры­та Лаборатория функциональных и других видов патологии речи при Всесоюзном научно-исследовательском Институте общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (зав. — докт. мед. паук Н. М. Асатиани), в которой проводится научная разработка про­блемы заикания, его клиники, патогенеза и терапии в сравнитель­но-возрастном аспекте.

В 1976 г. в Москве состоялся 4-й Симпозиум невропатологов и психиатров социалистических стран, в резолюции которого, в част­ности, была подчеркнута необходимость раннего выявления рече­вых нарушений для оказания своевременной дифференцнроваы-цой помощи.

Историческое развитие логопедии доказало необходимость тес­ного сотрудничества педагогов и врачей для достижения наиболь­шего эффекта в лечении и реабилитации лиц, страдающих рече­выми нарушениями.

2. Характеристика устной речи (Ф. fl?. Pay)

Характерную черту устной речи составляет ее звуковая природ Устная речь располагает определенными звуковыми средствам] которые используются в языке для выражения и различени смысла. Эти средства сводятся в конечном счете к варьировани таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шума? его высота, сила, длительность, прерывистость или непреръп ность.

Все эти вариации звучания, присущие устной речи, укладывг ются в определенный динамический и частотный диапазон.

Если говорить о динамическом диапазоне речи, имея в вид разную интенсивность ее звучания в зависимости от силы голос то разность между обычной громкой и шепотной речью составляв примерно 60 дБ. Если иметь в виду пределы изменения силы пр износимых звуков речи при голосе обычной силы, то динамичЕ ский диапазон равен примерно 40 дБ (Ржевкин С. Н., 1936).

Частотный диапазон речи, начиная с самых низких тонов муя ского голоса и кончая самыми высокими составными компонент* ми, характерными для некоторых согласных, выходит за предел частот, расположеипых между 100 и 10 000 Гц '. Наиболее разбор чива речь в области частот от 300 до 3000 Гц (Покровский Н. Б 1962).

Различные вариаций звучания служат тем акустическим мат риалом, из которого построена фонетическая система языка, тг<. кие ее компоненты, как фонема, словесное ударение и инт нация.

Фонетическое оформление устной речи представляет собо результат деятельности речевого аппарата; оп состоит из периф рического и центрального отделов. К периферическому отделу о носится вся совокупность исполнительных органов речи, состою щих из костей, хрящей, мышц и связок, а также чувствительны и двигательных нервов, осуществляющих управление работой эте органов.

тг» I

п. центральному отделу речевого аппарата относится головно мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями ядрами соответствующих нервов.

Исполнительные, или рабочие, органы периферического отд ла речевого аппарата состоят из следующих основных частей:

1) легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дых гельные пути — бронхи, трахея (дыхательное горло);

2) гортань с голосовыми-связками;

1 Гц — герц, единица измерения частоты колебаний (один период в с кУиду), которой определяется высота звука.

Рис. 3. Строение речево­го аппарата:

1 —Носовая полость. 2 — Твердое небо. 3 — Мягкое небо. 4 — Ротовая полость. 5 — Губы, б — Резцы. 7 — Кончин языка.8 — Спин­ка языка. 9 — Корень 10 — Глотка. 11 — Над­гортанник. 12 — Гортань. 13 — Трахея. 14 — Правыйбронх. 15 — Правое легкое,16 — Диафрагма. 17 — Пи­щевод. 18 — Позвоночник. 19 — Головной мозг. 20 — Спинной мозг.

надставная труба (полости глотки, рта и поса) с находящи­мися в ней активными органами произношения (язык, губы, мяг­кое небо, нижняя челюсть) (рис. 3).

Первая часть аппарата подает струю воздуха, во второй обра­зуется голос, а третья, выполняя роль резонатора, усиливает его и придает ему тот или иной тембр.

Кроме того, благодаря деятельности имеющихся в надставной трубе произносительных органов в ней могут возникать самые разнообразные шумы, характерные для тех или иных звуков речи.

Важным компонентом звучащей речи является голос. Чело­веческий голос может иметь различную силу, высоту и тембр, т. е. окраску. Эти свойства голоса зависят от пола, возраста, а также индивидуальных особенностей строения и функции голосовых ор­ганов человека. В особых случаях голос может принимать харак­тер шума (шепотный голос).

Каждый человек способен значительно изменять силу, высоту и тембр своего голоса. Изменение силы голоса зависит в основном

от амплитуды колебаний голосовых складок: чем больше амнН! туда, тем сильнее голос.

Сама амплитуда определяется папором выдыхаемого воздшеа. Как уже было указано, в зависимости от того, говорит челотек шепотом или обычно, сила голоса изменяется в значительных пре­делах. Еще большим может стать динамический диапазон голфа, если противопоставить шепоту самую громкую речь и тем бо|ее forte певческого голоса.

В пении динамический диапазон голоса может достигать у н шфицированных певцов 30 дБ и более (Симонов И. Д., 195I эднако в обычной речи он сжат в среднем до 15 дБ (Жинкин Н. |1., (958).

Высота голоса изменяется в зависимости от частоты колеба­ний голосовых связок: чем больше число колебаний в секунду, т||м выше голос.

Согласно традиционной миоэластической теории, частота лебаний голосовых складок обусловлена степенью их натяженЦя, а также напором воздуха, поступающего через трахею из легкЦх. Другая, так называемая нейромоторная, теория, выдвинутая ср пительно недавно и подкрепленная электрофизиологическими э перпментами, дает совсем иное объяснение регуляции частоЦь колебаний связок. Автор этой теории (Husson, 1960, 1962) р сматривает изменение частоты колебаний голосовых складок к|к результат возбуждения последних импульсами биотоков, пос пающими в соответственном ритме из мозга через возвратнЩ] нерв.

Частотный диапазон голоса, который у певцов составляет 2 октавы и более, в обычной речи не превышает 3—4 тонов.

Что касается тембра голоса, то его изменепия у одного и то же человека (резкий металлический оттенок или мягкий, глухов||-тый, гнусавый и т. д.) определяются особенностями работы и состояния голосового аппарата, обусловленными как физическими психическим состоянием человека (усталость, болезнь, радостЦ, гнев, огорчение и т. п.), так и специфическими требованиям речи.

Изменения тембра юлоса в речи могут быть очень разнообраЦ-ными.

Включение и выключение голоса, пекоторые (специфически изменения его тембра, а также различные шумы, возникают, благодаря деятельности произносительных органов в надставно трубе, служат основой для образования фонем, представляю щи собой основной элемент фонетической системы языка.

Фонемой (от греч. phone — звук) называется наименыпа (кратчайшая) единица звукового строя языка, способная служит Для образования и различения значимых единиц языка —морфе: и слов.

Понимание природы фонемы различно. Не вдаваясь в подро ности дискуссии о фонеме, следует отметить две крайние точка зрения, из которых одну отстаивают представители ленинградской фонетической школы (Л. В. Щерба иего последователи Л. Р. Зин-дер, М. И. Матусевич), другую — представители московской фонетической школы (Р. И. Аванесов, Н. В. Сидоров, П. С. Кузне­цов, А. А. Реформатский идр.).

Первые рассматривают фонему как совокупность акустически и артикуляционпо близких друг другу звуков, как звуковой тип, вторые видят в фонеме подвижный компонент морфемы, через ко­торую таким образом иопределяется принадлежность конкретного звука к той или иной фонеме. Например, в конце равно звучащих слов рот и род сторонники первой из названных школ видят одну иту же фонему т, тогда как сторонники второй считают, что конеч­ный звук слова род принадлежит к фонеме д.

Основанием служит то, что та же морфема, в даппом случае корень род, при изменении слова (рода, родом) или при образова­нии от пего других слов (порода, родник) звучит иначе и его кри­тический компонент, попадая в «сильную позицию», обнаруживает свою принадлежность к фонеме д.

Обе крайниеточки зрения, так же как и компромиссные, име­ют веские аргументы в сбою пользу. Однако исходя из основного круга вопросов, рассматриваемых в данной книге и касающихся по преимуществу фонетического аспекта процессов восприятия н порождения речи, ее формирования, мы должны отдать предпочте­ние пониманию фонемы в духе Л. В. Щсрбы. Разъясняя понятие фонемы, выдающийся советский лингвистЛ. В. Щерба писал: «...в живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом дапном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова я их формы, т. е. служить целям человеческого общения. Эти звуко­вые типы и имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках. Мы будем называть ихфонемами» (Щерба Л. В., 1939).

Таким образом, каждая фонема характеризуется определен­ными акустическими, а также, конечно, и артикуляционными свой­ствами. Они претерпевают более или менее значительные измене­ния в зависимости от так называемых комбинаторных и позици­онных условий (соседство с другими фонемами, местоположение в слове, степень ударности), в результате чего образуются вариан­ты фонемы, или ее аллофоны. Так, в словах вес, весь и весьма мы встречаемся с тремя аллофонами э, различие между которыми определяется характером следующей фонемы, а также тем, что в третьем слове фонема э является безударной.

Среди вариантов каждой фонемы выделяется один основной, который слышится в таких фонетических условиях,где оп мень­ше всего подвергается комбинаторным и позиционным влияниям. Основной вариант фонемы или основной ее аллофон звучит при ее изолированном произнесении.

Акустические различия между аллофонами одной и той я фонемы не могут служить для различения смысла. Замена в слой одного варианта фонемы другим воспринимается лишь как нек торое искажение нормального произношения. Например, если пр изнестив слове вес такое же э, как в слове весьма, то получите нечто вроде в' э" с, где э приближается к фонеме и. .

В русском языке имеется 42 фонемы: а, и, о, у, ы, э, б, б', в, t г, г, д, д\ ж, з, з\ э (й), к, к', л, л', м, м, н, н', п, п\ р, р\ с, т, т\ ф7 ф\ х, х, ц, ч, ш, щ.

Обычно фонемы сами по себе пе облечены значением и служ лишь материалом для образования знаменательных (т. е. облече^ ных значением) единиц речи — слов, морфем. Так, сочетание фс нем с, г,-у, л составляет слово стул. В слово разборчивый фонем р, а, з образуют приставку, фонемы б, о, р — корень, фонем ч,и, в — суффикс и фонемы ы, й — окончание.

Но в некоторых случаях фонема совпадает с морфемой (н; пример, в словоформе стула фонема а совпадает с окончанием! или даже словом (например, с такими словами, как союз w, пре; лог с, частица ж и др.)- Тогда фонема становится знаменательно единицейречи, выражающей определенное значение.

Как было уже указано, каждая фонема имеет определеннь акустические свойства, варьирующие в известных пределах в з симости от комбинаторных и позиционных условий.

Прежде чем характеризовать эти акустические свойства фо|| нем, изученные еще далеко не достаточно, обратимся к тем артиГ куляциопным особенностям, которыми они определяются.

По механизму образования фонемы разделяются прежде всег на гласные и согласные.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух вызывает виС рацию голосовых складок и затем свободно проходит через рото] вую полость. Этим определяется акустическое качество гласных! в нормальной речи тон голоса свободен от выраженной примес шума.

Согласные образуются в надставной трубе, преимущественн в ротовой полости, на пути выдыхаемого воздуха стоит преград либо в виде смычки тех или иных органов, либо в виде образуе мых ими более или менее узких щелей и проходов, либо, нако нец, в виде комбинации смычки со щелью '.

При образовании одних согласных фонем указанные прегра ды сочетаются с подачей голоса, при образовапии других ее ш бывает. Преграды служат причиной различных более или менее резко выраженных шумов, которые сами по себе или в сочетанш с топом голоса составляют акустическое качество разных соглас ных.

1 В ряде языков (по не в русском) имеются фонемы, образуемые не посредственно в гортани путем смыкания или сближения голосовых склаДОК.

Рис. 4. Профили артикуляции фонем а, о, у, э, и, ы.

. б, и

т, Д, Н

Рис. 5. Профили артикуляции фонем п, б, м, т, д, н, к, г, х.

Рассмотрим в общих чертах механизм образования различных гласных и согласных фонем, имея в виду основной вариант каж­дой из них.

В зависимости от того, в каком направлении изменяется поло­жение языка по отношению к индифферентному его укладу, глас­ные разделяются по рядам и подъемам.

MJ)

Рис. 6. Профили артикуляции фонем ф, в, с, з, ш, ж, щ, й(]).

Перемещение языка вперед характеризует гласные переднего ряда: э, и. Перемещение языка назад — гласные заднего ряда: о, у\ Промежуточное положение языка присуще гласным среднего ряда

й, ы. Сильно поднятая спинка языка отличает гласные верхне-подъема: и, ы, у. Умеренно поднимается язык при гласных сред него подъема: э, о. Наконец, наиболее низкое положение он зани мает при гласной нижнего подъема: а.

Разделение гласных по рядам и подъемам представлено ъ табл. 1.

В артикуляций гласных о ж у, кроме языка, активное участий принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвига|

Таблица

подъем

Ряд

передний

средний

задний

Верхний

Средний Нижний

I

Рис1 7. Профили артикуляции фонем ц, ч, р, л.

ются вперед и округляются, образуя выходное отверстие рта, более узкое при у и менее узкое при о. В связи с этим гласные о, у на­зывают лабиализованными (от лат. labia — губы), а все остальные гласные —нелабиализованными (рис. 4) ].

Согласные фонемы различаются по четырем основным призна­кам: 1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок,. 2) способ артикуляции, 3) место артикуляции и 4) наличие или отсутствие дополнительного подъема переднесредней части спин­ки языка к небу (рис. 5—8).

По первому признаку согласные делятся на вокализованные-(от лат. vox— голос) и невокализованные. Вокализованные со­гласные, в которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом, называются звонкими. Другие вокализованные согласные, в которых шум выражен слабо и тон голоса преобладает, назы­ваются сонантами (от лат. sono — звучу). Невокализованные со­гласные состоят только из различных шумов.

Большинство согласных составляют пары звонких и глухих: п—б, п'—б', г—<?, то~—д\ к—г, к'—г\ ф—в, ф'—в\ с—з, с'—з\

1 Здесь и в последующих профилях артикуляции сомкнутые голосовые складки обозначаются одной сплошной линией, а разомкнутые — расходя­щимися под углом спереди назад двумя сплошными или пунктирными ли­ниями.

к смычно-проходиым — м, м\ н, н

Рис. 8. Профили артикуляции фонем п, т, к\ Пункти­ром обозначены позиции языка при соответственных твердых согласных.

Не имеют звопкой пары глухие согласные ж, ц, ч и щ. Непар] иьгаи вокализованными согласными являются сонанты м, м\ и, н1 л, л\ а также фонемы р и р'.

По второму признаку согласные делятся на смычные (взрыв­ные), щелевые (фрикативные; от лат. frico — тру), слитные (аф­фрикаты; от лат. affricata — притертая), смычпо-проходные и дро­жащие (вибранты; от лат. vibrare — колебать, дрожать).

К смычным согласным относятся фонемы п, п\ м, м\ к, к' ■б, б', д, д', г, г\ к щелевым — ф, ф\ с, с', ш, щ, ж, х\ в, в', з. з\ эн

] (й) ', к слитным — ^, ч 1л. л, к дрожащим — р и р .

Для щелевых согласных характерно образование на пути вы­дыхаемого воздуха преграды в виде узкой щели между нижней губой и верхними резцами, языком или альвеолами верхних рез­цов, языком и небом.

Слитные согласные получаются в результате мгновенной сме-1 ны смычки щелью, образованной теми же органами и в том же, месте.

Смычно-проходные согласные характеризуются тем, что прг наличии губной или язычно-зубной смычки для выдыхаемого воз-Духа все же остается свободный проход через нос или по бокам языка — с обеих сторон или только с одной стороны.

По третьему признаку согласные фонемы делятся в зависимости от того, какими органами и в каком месте образуются смычка] Щель, вибрация.

1 Фонема / (й) выступает как щелевой звонкий согласный лишь в поло­жении перед гласными, когда она входит в состав так называемых восходя­щих дифтонгов [от греч. di(sj— двойной и phtongos—звук] йа, йо, йу, из, йи; i положении после гласных, когда данная фонема входит в состав нисходя­щих дифтонгов яй, ой, уй, эй, ий, ый, она выступает обычно в качестве со-канта (неслогового и).

По этому признаку согласные прежде всего разделяются на губные и язычные.

В число губпых входят губпо-губные (двугубные) — nt п\ б, б\ м, м' и губно-зубные — ф, ф\ <?, в'. Первые характеризуются смы­канием губ, вторые — образованием щели между нижней гуЕюй и верхними резцами.

Наши рекомендации