Позиции студентов педагогических вузов
Внешние условия | Внутренние условия |
1. Создание условий для развития внутренней мотивации деятельности; четкая постановка цели деятельности, совместное планирование, организация контроля, объективная оценка. | Наличие у субъекта мотивации деятельности, принятие им цели и программы деятельности, развитие умений по контролю, оценке и коррекции деятельности. |
2. Кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности; соответствующее построение учебного процесса. | Наличие опыта организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность соответствующих компетенций. |
3. Создание условий и предпосылок для становления педагогического мастерства и формирования индивидуального стиля деятельности будущих педагогов; соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта. | Наличие потребности в понимании своих особенностей как субъекта обучения и деятельности и профессиональном становлении; развитие соответствующих компетенций. |
4. Наличие образовательной среды, обеспечивающей образовательный процесс; благоприятный нравственно-психологический климат в группе. | Эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности. |
Ведущими средствами является использование:
1. Продуктивных педагогических технологий в процессе обучения студентов и повышения квалификации работников образования, в частности:
- исследовательская (или частично-поисковая) работа;
- проблемное обучение, в том числе практические задания;
- организация дискуссионных форм работы;
- технологии развития критического мышления.
2. Рефлексии и анализа опыта – своего и коллег – в процессе обучения.
3. Других активных методов и средств обучения: изучение конкретных случаев; приглашение на занятия специалистов, работающих в данной сфере; квазипрофессиональная и профессиональная деятельность; практическая работа в местном сообществе; лекция или монологическое представление информации; эвристическое взаимодействие; алгоритмизированное взаимодействие; взаимодействие по принятию совместного решения; исследования семей и местных сообществ; культурно-исторический метод; обучение смежным профессиям; работа с наставником; видеотренинг; чтение литературы; просмотр фильмов и их обсуждение; морализование и личный пример.
4. На основании теоретического анализа, обобщения опыта практической и исследовательской работы автора, экспертного опроса (учителя и директора школ Ярославской области, всего 256 человек) были выделены методы и средства развития компетенций, необходимых для становления партнерской педагогической позиции.
На основе анализа литературы, проведенной диагностики, экспертного опроса и многолетних наблюдений автора выявлены и обоснованы критерии, уровни и процесс становления партнерской позиции. Исходя из разнонаправленности деятельности учителя, каждый из выделенных критериев относится к одной из сфер деятельности или личности педагога. Каждый критерий включает компоненты, для каждого компонента определены и обоснованы показатели. Основой выделения критериев и компонентов является классификация по содержанию. Ключевыми критериями являются:
1. Работа с классом (профессионально-педагогическая сфера), включающий следующие компоненты: знания и профессиональное развитие, целеполагание и планирование, принятие решения, педагогическая техника, внутренняя дисциплина педагога, рефлексия.
2. Партнерская направленность (мотивационно-интенциональная сфера), с компонентами мотивационным, морально-этическим, ассертивным, творчества и инициативы, ощущения реальности.
3. Психологическое благополучие (эмоциональная сфера), включающим компоненты эмоциональное поведение, социальная чувствительность, управление собственным эмоциональным состоянием.
4. Сотрудничество (сфера взаимодействия), включающий компоненты: партнерство во взаимодействии, организаторские качества, социальная адаптированность, ролевое поведение. Для примера приведем компоненты и показатели данного критерия (Табл. 2).
Таблица 2