По выполнению технического рисунка
В производственной практике нередки случаи, когда задача проектирования каких-нибудь сложных деталей или узла со сложными техническими формами, пересечениями или переходами значительно облегчается при выполнении простого изображения (эскизного наброска) этих деталей или узла.
В поисках наилучшего конструктивного решения поставленной технической задачи построение нескольких таких изображений – эскизов – обеспечивает выбор наилучшего варианта изображаемой технической формы. Метод работы от руки является наиболее подходящим для построения такого технического рисунка, которое должно отличаться простотой и гибкостью изобразительной техники.
Часто в производственной практике требуется сделать эскиз с натуры как предварительный рисунок для построения точного чертежа. Такой эскиз обычно делается от руки, а размеры сначала намечаются глазомерно (на глаз), а затем, только после точных обмеров, обозначаются на эскизе. Возникает потребность в построении наглядного изображения детали, сложные формы которого трудно представить себе при чтении чертежа, выполненного в ортогональных проекциях. Знание методов и приемов технического рисования определяет выбор методов изображения, которыми пользуются при техническом рисовании, а именно: прямоугольные проекции, аксонометрические и перспективные.
Технический рисунок является одним из средств проектирования.Основным отличием технического рисования от художественного является рисование от руки, в котором контурная линия рассматривается как ребро или образующая изображаемой формы. В художественном рисунке линия изображает предел видимой формы предмета; она не только образует пластическую форму, но и вызывает иллюзию пространственной глубины. Для этого художники часто применяют разрывы линий и их акцентирование. Кроме того, художники часто связывают линии с цветовыми и светотеневыми тональностями изображаемого предмета, а в техническом рисунке оттенение имеет условный характер наиболее наглядного показа рельефа деталей и формы изображаемого предмета.
Процесс изучения технического рисования должен развиваться в следующих направлениях:
– организация зрительного восприятия предмета и выявление его конструктивной сущности для передачи организованного восприятия в рисунке;
– изучение методов изображения и применение их к потребностям технического рисования;
–приобретение соответствующих навыков и техники исполнения рисунка.
Инструменты и материалы
Основными материалами для технического рисования являются бумага, карандаш и резинка.
Существует много сортов бумаги, но наиболее целесообразно пользоваться чертежной бумагой. Меловая бумага менее пригодна для технического рисования, так как она имеет непрочную поверхность, срывающуюся при трении и пропускающую вглубь слоя бумаги графит или мел карандаша. Рисунок на такой бумаге легко загрязняется. Большинство сортов бумаги имеют с одной стороны гладкую поверхность, а с другой – шероховатую. Технические рисунки необходимо выполнять на гладкой стороне бумаги. Наиболее методически оправданным форматом является лист бумаги с размерами 297х420 мм.
Карандаши для рисования применяются графитные средней мягкости 2 М-3 М или меловые. Карандаш следует зачинять остро, придавая одному концу форму конуса высотой 15-20 мм; низко заточенным карандашом неудобно работать. Для таких карандашей следует иметь специальную вставочку-удлинитель.
Уменьшить тон заштрихованной поверхности можно резинкой или мякишем черствого хлеба. Стирать резинкой линии, особенно штриховку, надо предварительно сняв верхний слой графита мякишем хлеба.