О беззвуковых упражнениях в дыхании

В свете того, что было сказано о дыхании, можно оценить целесообразность упражнений в развитии дыхания без звука. Можно утверждать, что никакие системы без-

38*

О беззвуковых упражнениях в дыхании - student2.ru звучных упражнений в дыхании не могут привести к развитию певческого дыхания. Певческое дыхание — это дыха­ние, скоординированное со всеми другими ча­стями голосового аппарата в процессе пения. Хорошее певческое дыхание имеется у того певца, у которого правильно организовано певческое звучание голоса, а не у того, кто без звука может медленно вдыхать, выдыхать или долго задерживать дыхание.

Каждый педагог замечал, что по мере организации правиль­ного певческого звучания дыхание перестает утекать, начинает «держаться», его хватает уже на длинные музыкальные фразы. Таким образом, дело здесь не в количестве набранного воздуха, не в его длительной задержке в легких, а в его правильной тра­те на певческом звучании, т. е. в координированной ра­боте дыхания с другими отделами голос.ового аппарата в процессе пения. Естественно, что развить певческое дыхание можно только при работе всех этих отделов, то есть в процессе работы над певческим звуком.

Если беззвуковые упражнения в дыхании не могут привести к развитию певческого дыхания, то значит ли это, что они во­обще во всех случаях бессмысленны? Отнюдь нет. Как всякая гимнастика, как всякая тренировка мускулатуры, дыхательные упражнения без звука ведут к развитию мышц и лучшей управ­ляемости их работой, к большему подчинению мышц нашей воле. Таким образом, упражнения в дыхании могут иметь поло­жительное воздействие на работу голосового аппарата в целом, так же как и тренировка любых мышц, участвующих в голосо-образовании.

Изолированные от звука упражнения в дыхании следует рас­сматривать как гимнастику дыхательных мышц, и только. Можно в совершенстве овладеть этой гимнастикой дыхательных мышц, но иметь в пении «короткое» дыхание с большой его «утечкой», т. е. плохо организованное певческое дыхание. И наоборот, можно выработать исключительное по длительности и силе дыхание, которым обладают многие про­фессиональные певцы, без специальных занятий в дыхании без звука. Беззвуковые дыхательные упражнения — хорошее вспомогательное средство для укрепления дыхатель­ных мышц. Оно особенно показано для лиц, у которых эта мус­кулатура плохо развита от природы или ослаблена в результате болезненных состояний. При невозможности петь в течение ка­кого-то срок,а полезно дыхательной гимнастикой поддерживать необходимый тонус мускулатуры. Дыхательные упражнения без звука могут занять свое место в системе воспитания певческого голоса. Не следует только придавать им самодовлеющего зна­чения и думать, что в результате изолированной от певческого звука тренировки сформируется длительное и сильное певческое дыхание.

Заключение

Певческое дыхание в фонации неразрывно связано с дея­тельностью гортани и артикуляционного аппарата. Оно расхо­дуется в голосовой щели, поэтому певческое дыхание может быть выработано только на пении. Основное внимание педагога должно быть направлено на организацию выдоха и верное зву­чание голоса, а не на тип вдоха. Наиболее целесообразно для пения нижнереберно-диафрагматическое дыхание, но можно успешно петь и при других типах вдоха. Педагог должен вни­мательно следить за тем, как ученик пользуется дыханием в пе­нии, но не навязывать ему свою систему дыхания, если звучание голоса у него правильное. Воспитание певческого голоса можно вести как с привлечением внимания ученика к характеру дыха­тельных движений, так и без этого. Беззвуковые упражнения для развития дыхания не ведут к длинному певческому дыханию и являются лишь вспомогательной гимнастикой дыхательного аппарата. Поскольку дыхание имеет двойное управление и не все в н,ем произвольно, требуется определенное время чтобы об­разовались нужные певческие рефлексы.

Певческое дыхание развивается медленно вместе с органи­зацией других частей голосового аппарата. Выработанные ве­ками правила дыхания в пении должны быть на вооружении каждого педагога. Спокойный, умеренный по количеству глубо­кий вдох, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача дыхания и умение его распределять — вот те всегда не­обходимые принципы дыхания, которыми следует пользоваться в работе с учеником.

2. РАБОТА ГОРТАНЦ В ПЕНИИ. ПОЛОЖЕНИЕ ГОРТАНИ В ПЕНИИ

Два механизма в работе гортани

Гортань — это место, где родится исходный звук певческого голоса, уже несущий с собой его основные певческие качества: точную высоту, силу, начальный певческий тембр, металлич-ность, певческое вибрато. Поэтому работа гортани в пе­нии, скоординированная с дыханием и артикуляцией, имеет первостепенное значение для пения. При малей­ших нарушениях функции голосовой щели, уже не говоря о та­ких болезненных состояниях, как несмыкание, кровоизлияние в связку или певческие узелки, — пение резко нарушается, пол­ноценный профессиональный певческий звук не может быть естественно сформирован. (Разумеется, мы здесь не говорим о компенсаторных приспособительных механизмах, которые могут

зва

О беззвуковых упражнениях в дыхании - student2.ru О беззвуковых упражнениях в дыхании - student2.ru включиться в работу и в какой-то мере исправить имеющийся недостаток. Так, например, здоровая связка приспосабливается к другой, имеющей узелок и т. п.).

Если теоретически все педагоги и певцы обычно ясно пред­ставляют себе значение функции гортани в пении, то практи­чески, как это часто бывает в вокальной педагогике, отношение к ней у педагогов различно. Одни считают необходимым вклю­чать сознательный контроль за ее работой, другие — не разре­шают даже думать о ней.

Когда разбирают работу гортани в пении, то различают два механизма ее деятельности: смещение гортани в целом под воздействием прикрепляющихся к ней снаружи мышц, и работу внутренних мышц гортани, участ­вующих в функции голосовых связок. Эти два механизма ее работы не имеют прямой связи между собой. Низкое или высо­кое положение гортани возможно при различном характере ра­боты голосовой щели. Положение гортани в пении оказывает свое влияние на функцию голосовой щели не столько непосред­ственно через мышцы, сколько опосредствованно, через изменение акустических и аэродинамических свойств ротогло-точных полостей. Эти полости меняют свою форму и объем в зависимости от смещения гортани вверх или вниз.

Коснемся сначала вопроса о положении гортани в п е н и и, т. е. о ее смещениях в целом.

Наши рекомендации