К циклу лекций лля рабочих гётеанума 1 страница
РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР
ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ ЕГО ТЕЛА, ДУШИ И ЛУХА
О РАННИХ СОСТОЯНИЯХ ЗЕМЛИ
GA 347
Десять лекций, прочитанных для работающих
на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 2 августа по 30 сентября 1922 г.
Перевел с немецкого Александр ДЕМИДОВ
МАРИЯ ШТАЙНЕР
Введение к выходу в свет публикаций из лекций Рудольфа Штайнера для работающих на строительстве Гётеанума с августа 1922 г. по сентябрь 1924 г.
Эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их содержание по настоянию Рудольфа Штайнера всегда определяли сами рабочие. Им было разрешено самим выбирать темы, он побуждал их задавать вопросы и делать сообщения, поощрял их самопроявление, их возражения. Рассматривалось и дальнее и ближайшее. Особенно интересными оказались терапевтические и гигиенические стороны жизни; видно, что об этих вещах рабочим приходилось заботиться каждый день. Но также затрагивались и все явления природы, бытие минералов, растений и животных, причем это рассмотрение выводило в космос, к первоистоку вещей и существ. В конце рабочие попросили дать им введение в духоведение, в познавательную основу для понимания Мистерии христианства.
Общая духовная работа сложилась на основе нескольких курсов, которые доктор Роман Боос проводил Для интересующихся по окончании работ на стройке; позднее эти курсы проводились и дальше другими членами Антропософского Общества. Позднее рабочие попросили Рудольфа Штайнера принять их и утолить жажду знаний — и, если возможно, посвятить этому один час обычного рабочего времени, пока они еще бодры и могут сохранять восприимчивость. Это происходило в утренние часы после перерыва в работе. Могли прийти также некоторые служащие строительной конторы и еще двое или трое из узкого рабочего круга доктора Штайнера. Обсуждались практические вещи, например, разведение пчел для тех, кто интересовался пчеловодством. Когда Рудольфа Штайнера уже не было среди нас, экспериментальная агрогруппа опубликовала для своих членов конспект этих лекций в виде брошюры.
Многие проявляют большое желание ознакомиться с этими лекциями. Однако они были рассчитаны на особую аудиторию, и в той особой ситуации были импровизацией на темы, продиктованные обстоятельствами и настроением рабочих-слушателей; при этом они не предназначались для печати. Именно та форма, в которой они были прочитаны, позволила сохранить свежесть и непосредственность, которые не хотелось бы потерять. Была создана особая атмосфера взаимодействия того, что жило в душе спрашивающего и в душе дающего ответ. Не хотелось бы упускать этот колорит, эту окраску в ходе педантичной редакторской переработки. Поэтому мы отважились по возможности ограничить ее. Пусть не все здесь соответствует стилистическим литературным канонам, зато во всей своей непосредственности сохраняется настоящая жизнь.
ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
В ОТНОШЕНИИ ЕГО ТЕЛА, ДУШИ И ДУХА
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ
Дорнах, 2 августа 1922 г.
Доброе утро, господа! Сегодня мы посвятим время тому, чтобы добавить кое-что к уже слышанному вами. Это даст нам возможность лучше понять человека и оценить его по достоинству.
Видите ли, я уже говорил в общих чертах о том, в чем состоят процесс питания и процесс дыхания у человека. Мы видели также, что питание по большей части связано с жизнью человека, что питание состоит в том, что мы принимаем в себя питательные вещества, которые в нашем кишечнике находятся после этого уже в безжизненном состоянии; затем эти питательные вещества наша лимфатическая система вновь оживляет, а потом они уже в живом состоянии переходят в кровь. Затем, будучи внутри крови, как вы знаете, эта ожившая пища приходит в соприкосновение с кислородом, содержащимся в воздухе. Воздух вбирается человеком. Кровь изменяется. Это тот процесс, который протекает в груди. В то же самое время он дает нам возможность ощущения.
Итак, между процессом в кишечнике и процессом в крови задействована жизнь. И, в свою очередь, в процессах, протекающих в крови, между кровью и воздухом оказывается задействованным то, что проявляется как наше душевное начало. Ну, а теперь нам надо заняться рассудком; надо попытаться понять, каким образом у человека становится возможным рассудок. Видите ли, узнать об этом стало возможным только, можно сказать, приблизительно шестьдесят лет тому назад. В прошлом, 1921 году можно было бы отпраздновать шестидесятилетний юбилей этого события. Его никто не праздновал, так как у современных людей отсутствует стремление учреждать празднование чисто научных юбилеев. Открытие, сделанное в 1861 году, которое можно было бы отметить в связи с его шестидесятилетием, является важнейшим научным открытием. Так что только последние пятьдесят-шестьдесят лет стало возможным говорить о вещах, о которых я хочу сказать сегодня. Открытие же это состоит в следующем. Недавно я сказал вам, как можно наблюдать за человеком: не надо экспериментировать самим, надо только внимательно принимать к сведению то, что является экспериментом самой природы над человеком, когда тот в какой-либо форме заболевает. Если после наблюдения удается понять, что произошло в физическом теле человека, когда он был болен, то такой эксперимент, такой опыт предоставлен нам самой природой, и мы на основе такого эксперимента могли бы продвинуться в познании.
Тогда, в 1861 году было открыто — открытие сделал Брок, — что у людей, имевших дефекты речи, при посмертном патологоанатомическом исследовании обнаруживаются те или иные повреждения левой третьей лобной извилины.
Как известно, если мы исследуем мозг, если мы снимаем костную крышку черепа, костную оболочку, то мы можем увидеть этот мозг. Этот мозг имеет извилины: вот одна извилина, вот другая, вот здесь расположена третья извилина (изображается на доске). Эту извилину, поскольку она располагается здесь, на виске, называют височной извилиной. Так вот, в любом случае, если человек имеет отдельные расстройства речи или если он вообще не может больше говорить, то в этой левой лобной извилине что-то не в порядке.
Подобные симптомы могут возникнуть у человека, перенесшего так называемое кровоизлияние в мозг. Кровоизлияние в мозг (apoplexia cerebri), инсульт, состоит в том, что кровь, которая в нормальном состоянии должна протекать по сосудам, вырывается из сосуда и изливается в окружающие сосуд ткани, где она присутствовать не должна. Такое кровоизлияние вызывает удар, паралич. Итак, если кровь изливается ненормальным образом в область этой височной извилины, если эта височная извилина полностью выходит из строя, то как следствие человек не может больше говорить, наступает афазия. (Афазией называется расстройство речи, при котором больной не может правильно строить речь — моторная или амнестическая афазия, либо не может понимать речь — сенсорная афазия. Моторная афазия возникает при очагах в левом полушарии мозга, в задней части третьей лобной извилины. Наблюдается также при локализации очага во второй лобной извилине. Сенсорная афазия возникает при очагах в левой верхней височной извилине. Амнестическая афазия возникает при очагах в левой теменной доле. Афазия встречается при различных заболеваниях мозга, локализирующихся в этих областях; часто при сосудистых заболеваниях, черепно-мозговых травмах, опухолях, сифилисе мозга, арахноидите. Дефекты речи могут быть врожденными, как алексия, заикание, истерическая афония и др. Терапевтический справочник. М., 1946, — примеч. перев.)
Видите ли, это очень интересная взаимосвязь. Мы можем сказать: человек говорит постольку, поскольку в его физическом теле левая височная извилина находится в здоровом состоянии. И теперь нам надо понять, что же это, в сущности, означает: что человек имеет здоровую левую височную извилину. Но чтобы это понять, нам придется рассмотреть кое-что еще.
Если умирают маленькие дети, и мы исследуем у них в мозгу указанное место — левую височную извилину, — то этот, так сказать, мозговой телефонный кабель представляет собой довольно однородную кашицу: именно до того, как ребенок научится говорить, все это представляет собой довольно гомогенную кашицу. Но по мере того, как ребенок учится говорить, у этой левой височной извилины образуется все больше и больше мелких извилин. Они прорабатываются все более и более искусно. Так что можно сказать: если у совершенно маленького ребенка эта левая лобная извилина выглядит примерно так (изображается на доске), то у ребенка, который научился говорить, и у взрослых она выглядит так: она искусно проработана. Так что с мозгом нечто происходит примерно в то время, когда ребенок учится говорить. Не надо объяснять это как нечто сверхъестественное, это происходит в жизни обычным образом. Смотрите, если я передвину стол отсюда сюда, то ведь никто не скажет, что стол сам передвинулся. И точно так же я не имею права говорить: мозг сам по себе образовал эти извилины; я обязан как следует поразмыслить, что же произошло, что тут послужило причиной. Я должен задуматься над тем, отчего же, как нарочно, это образование возникло именно в левой височной извилине. Видите ли, если ребенок учится говорить, то его тело при этом приходит в движение. Приходит в движение та часть его тела, где расположены органы речи. До этого, пока ребенок еще не может говорить, он представляет собой некое барахтающееся кричащее существо, и так далее. Пока он только вопит, кричит, его левая извилина представляет собой кашицу, которую я вам только что изображал. Но чем больше он научается не только кричать, но от крика переходить к отдельным звукам, тем более проработанной оказывается эта лобная извилина. Так что можно сказать: если ребенок только кричит, следовательно, у него в указанном месте находится мозговая кашица. Однако вот он начинает не только кричать, но также издавать отдельные звуки. И тогда постепенно эта общая однородная кашица преобразуется в прекрасно проработанную левую долю мозга.
Дело, господа, обстоит так: вы знаете, когда младенец кричит, крики его состоят по большей части из того, что называют гласными звуками, это А, Е. Итак, если ребенок только кричит, ему не нужна дифференцированно расчлененная левая лобная извилина; то, что производит он из себя при этом крике, не нуждается в искусной проработке его мозга. Если быть немного повнимательней, можно заметить, что крики, издаваемые ребенком, очень похожи на звук А. Только позднее ребенок начинает присоединять к своему крику звуки У и И. Постепенно ребенок, как вам известно, учится произносить согласные. Сначала ребенок кричит А; затем он учится присоединять М. Получается МА или ВА. Так постепенно из крика ребенок производит слова; при этом он присоединяет к гласным согласные.
Каким же образом возникают эти согласные? Вам надо только обратить внимание на то, как вы произносите М. Вы должны при этом двигать губами. Этому вы должны были научиться в детстве с помощью подражания. Если вы поизносите Л, то вы должны двигать языком. Так что вам приходится что-то приводить в движение. Вы, следовательно, должны от беспорядочного барахтанья, которое только и делает малыш, переходить к упорядоченным движениям органов речи, к движениям, которые выполняются с помощью подражания. И чем больше присоединяет ребенок этих согласных — Л, М, Н, Р и так далее, к появляющимся только при криках гласным, тем больше дифференцируется, расчленяется эта левая лобная извилина, тем более искусно она прорабатывается. Те же самые силы, с помощью которых ребенок научается согласным, прорабатывают эту левую лобную извилину.
Теперь мы можем спросить: каким же образом ребенок учится говорить с самого начала? Ребенок учится говорить только посредством подражания. Он учится говорить, двигать губами, и при этом он исходит из чувства подражания тому, как другие люди двигают губами. Тут все является подражанием, имитацией. Это означает, что ребенок замечает, видит, воспринимает то, что происходит вокруг него. И посредством этого восприятия — следовательно, посредством этой духовной работы над восприятием — разрабатывается мозг. Как скульптор работает с деревом, мрамором или бронзой, точно так же скульптурно прорабатывается и мозг благодаря тому, что ребенок двигается. Органы, которые он приводит в движение, распространяют свою подвижность вплоть до мозга. Когда я с помощью языка произношу звук Л, то язык посредством нерва приходит в связь с мозгом, связывается с другими органами. Это Л проходит вплоть до моей левой лобной извилины и создает там внутри такие фигуры. Это Л, следовательно, создает такую фигуру, где одно примыкает к другому, причем эта левая лобная извилина формируется подобно кишечнику. Звук М создает вот такие закругленные извилины. Итак, вы видите, в чем состоит работа над этой левой височной извилиной. Тут работает то, что благодаря восприятию приводится ребенком в движение, — то, что он испытывает. С тех пор, как стало известно о связи между разрушением левой мозговой извилины при мозговом инсульте и потерей речи, стало возможным узнать и о том, что постоянно работает у ребенка над этой левой лобной извилиной, когда он учит согласные звуки. Это связано с тем, что глаза и все другие органы отмечают происходящее во внешнем мире. Что же происходит тогда во внешнем мире?
Видите ли, когда мы говорим, во время нашей речи мы дышим. Ведь мы дышим постоянно. И когда мы дышим, в тело человека проникает то, что возникает из дыхания, проникает этот толчок при вдохе, как я его называл вам; он проникает в человеческое тело, затем поднимается через спинномозговой канал вверх (изображается на доске) и входит в мозг. Итак, когда ребенок кричит, еще не умея выговаривать согласные, только кричит и дышит — в это время наверх всегда прорывается результат дыхания, этот толчок при вдохе. Он проникает наверх и входит в мозг.
Спросим себя: что же, собственно, входит в мозг? В мозг входит кровь. Она проходит всюду, это я объяснял вам в последние дни. Итак, посредством дыхания кровь все снова и снова подталкивается в мозг. Однако повсеместное проталкивание крови с помощью дыхания происходит, начиная с момента рождения ребенка, даже с еще более раннего времени, хотя в последнем случае эта работа производится иным образом. Когда ребенок рождается, он начинает дышать. Тогда поднимается вверх тот толчок воздуха, который подталкивает кровь в мозг.
Таким образом, мы можем сказать: поскольку кровь с помощью дыхания подталкивается в мозг, постольку ребенок может только кричать. Он начинает говорить тогда, когда не только кровь подталкивается туда, но когда, скажем, с помощью глаз или каких-либо других органов, например, ушей, ребенок начинает подмечать что-то, когда он начинает что-то воспринимать. Следовательно, когда ребенок начинает подмечать, запоминать движения других людей, он имитирует эти движения в себе; и тогда вверх поднимается не только поток крови: тогда от ушей, например, сюда постоянно входит другой поток (изображается на доске). Вы видите, это другой поток. Этот другой поток проходит по нервам.
Итак, в левой височной извилине, в так называемой речевой извилине, как и во всем человеческом теле, встречаются кровеносные сосуды и нервные тяжи. На нервные тяжи воздействует то, что воспринимается извне, то, что подмечается вовне. Движения, которые ребенок делает, произнося согласные звуки, проникают через кровь в его левую речевую извилину. Эта последняя разрабатывается очень хорошо; при этом дыхательный толчок совместно с кровью сочетается с тем возбуждением, которое приходит от ушей или от глаз, так что единая кашицеобразная масса, находящаяся здесь в промежутке между кровью (капиллярами и др. — примеч. перев.) и нервами, удивительным образом прорабатывается. Итак, вы можете видеть, что наш мозг — по крайней мере в этой его части, а в других его частях происходит то же самое — формируется благодаря совместному осуществлению двух видов деятельности; одной — по восприятию, а другой — связанной с толчками, подгоняющими кровь к мозгу. Однако вам необходимо уяснить следующее: ребенок обучается речи вышеописанным образом; это означает, что разрабатывается его левая лобная извилина. Но, господа, когда производят патологоанатомиче-ское исследование трупа, вскрытие, и рассматривают правую лобную извилину, располагающуюся симметрично, то она оказывается сравнительно непрорабо-танной. Следовательно, здесь мы имеем левую лобную извилину; она прекрасно проработана, о чем я говорил вам. Однако правая в течение всей жизни остается по большей части такой же, какой она была у ребенка, она остается неразработанной, нерасчлененной. Я мог бы сказать: если бы мы имели только правую лобную извилину, то мы могли бы только кричать. Лишь благодаря тому, что мы так искусно разработали левую лобную извилину, мы можем говорить.
Только в том случае, если человек левша, если, следовательно, он имеет привычку выполнять свою работу не правой, а левой рукой, возникает нечто необычное: если такой человек переносит левосторонний инсульт, то он не теряет дар речи. Если же затем его приходится подвергать вскрытию, то обнаруживается, что у него, то есть у левши, проработана именно правая лобная извилина, тогда как у обычных граждан, у обычных людей (то есть у праворуких — примеч. перев.) прорабатывается левая лобная извилина.
Следовательно, движения руки и кисти принимают чрезвычайно значительное участие в этой проработке мозга. Почему это происходит? Видите ли, это происходит вот отчего: если кто-то привык много работать правой рукой, то он при этом делает не только ту непосредственную работу, которую он выполняет с помощью правой руки, но он тогда привыкает и дышать правой стороной сильнее, применять с правой стороны большую силу дыхания. Он привыкает яснее слышать с правой стороны и так далее. Это показывает нам то, что человек, привыкший использовать правую руку, имеет общую тенденцию развивать с правой стороны большую деятельность, чем с левой. Но при этом как нарочно происходит то, что левая лобная извилина разрабатывается в том случае, если он право-рукий, тогда как правая лобная извилина разрабатывается, если он левша. Но почему это происходит?
Смотрите, господа: здесь (изображается на доске) у тела находится правая рука, здесь расположена голова, здесь вы имеете левую височную извилину. Теперь давайте проверим, как идут нервы. Нервы идут так: здесь повсюду внутри проходят нервы. Если бы у вас не было этих нервов, вы не могли бы здесь, например, ощущать ни тепла, ни холода. Все это связано с нервами., Здесь вы повсюду имеете нервы, они поднимаются вверх через спинной мозг, входят в головной мозг. Но курьез состоит в том, что нервы, находящиеся в правой руке, идут к левому полушарию мозга, а нервы, находящиеся в другой, левой, руке, входят в правую половину мозга. Здесь внутри нервы перекрещиваются. Нервы перекрещиваются в мозгу; если я, например, выполняю какие-либо гимнастические или эвритмические упражнения правой рукой, то я при этом получаю ощущение вследствие того, что нерв становится передаточным звеном для этого ощущения. Но я ощущаю это левым полушарием мозга, поскольку нервы перекрещиваются.
Представьте себе, что ребенок охотнее делает все правой рукой. Тогда он и дышит немного сильнее правой стороной, слышит немного лучше и даже видит немного острее с правой стороны. Человек больше напрягает свою правую сторону и посредством выполняемых движений развивает левую сторону мозга.
Вам надо представить, что у каждого из нас есть свойство немного жестикулировать при речи: «Ах!» (соответствующий жест), а если мы отказываемся от чего-либо, то «Э!». Мы делаем жесты во время речи. Эти жесты становятся ощутимыми посредством наших нервов; жесты правой руки, которые мы делаем при речи, тоже ощущаются с помощью левого полушария мозга. И к тому же, если мы праворукие, то мы имеем тенденцию выговаривать гласные и согласные правой стороной нашей гортани сильнее, сильнее произносить звуки; деятельность, произведенная нами при этом, тоже сильнее ощущается нами с помощью левой половины мозга. А на этом основано то, что мозг, который первоначально был кашицей, прорабатывается все больше. Левой половиной тела мы пользуемся меньше: вот почему правая половина мозга разрабатывается меньше, она остается кашицеобразной. Если же кто-то является левшой, то происходит обратное.
Из этого вытекают важные следствия для педагогики. Представьте себе; немного леворуких детей всегда имеется в школе, и о них можно сказать так: в то время, как у всех остальных очень хорошо разработанной является левая височная извилина в мозгу, у этих леворуких, у левшей полностью формируется и разрабатывается правая височная извилина. Когда я обучаю ребенка письму, я задейстую его правую руку. Дети, которые являются праворукими, при этом только усиливают в своей левой лобной извилине то, что они уже начинали разрабатывать, обучаясь речи. Однако те дети, которые являются леворукими, левшами — если я буду принуждать их непременно писать правой рукой, — будут разрушать все то, что выстроили они в своей правой височной извилине благодаря речи. Они разрушают в себе все это; но поскольку при письме все же нельзя было бы допустить, чтобы левша писал левой рукой, моя задача состоит в том, чтобы медленно и постепенно переносить у леворуких детей все, что они делали левой рукой, в правую, для того, чтобы они сначала выучились работать другой рукой, и только затем, значительно медленнее, чем другие дети, приступали к письму. Это ничего, если они научатся писать немного позже.
Если я, обучая леворуких детей письму, начну вести процесс обучения в таком же быстром темпе, то я сделаю этих детей глупее; ведь я тем самым буду разрушать у них то, что они уже выработали и образовали в правой половине мозга. Следовательно, я обязан принять к сведению, что леворуким детям я должен преподавать письмо иным образом, нежели детям, которые являются праворукими. Тогда в будущем они не станут глупее, но станут даже более разумными вследствие того, что я медленно буду переводить у них ле-ворукость в праворукость и не стану вносить путаницу в их мозг, обучая сразу же писать правой рукой.
Видите ли, если хотят с помощью письма повлиять на человека в целом, то в педагогическом смысле результат оказывается вообще противоположным желаемому. Сейчас существует сильная тенденция обучать человека всегда делать все обеими руками. Гем самым в его мозг вносится путаница. При этом обнаруживается лишь то, как мало знают люди, придерживающиеся подобной тенденции — дать человеку возможность делать то же самое как правой, так и левой руками. Впрочем, если такая цель была бы поставлена, пришлось бы сделать и нечто другое. Что же надо было бы сделать? Сначала, господа, надо было бы изменить всего человека в целом! Пришлось бы очень медленно переводить одну деятельность с левой стороны на правую сторону, а деятельность с правой стороны медленно ослаблять. Что бы произошло в этом случае? Видите ли, тогда могло бы произойти так, что под этой поверхностью (изображается на доске) левая височная извилина была бы разработанной, но снаружи, на наружной стороне оставалась бы кашицей. То же самое наступило бы и на правой височной извилине. Вместо того, чтобы два рода деятельности распределить по правой и левой стороне, я тем самым разделил бы каждую из височных извилин напополам: на внешнюю половину и на внутреннюю половину. Тогда внутренняя половина стала бы более приспособленной к речи, внешняя же половина осталась бы больше приспособленной к выкрикиванию гласных и согласных. Но ведь речь в целом является сочетанием криков и артикуляции, членораздельного произношения. Это осталось бы на всю жизнь (то есть одна из форм моторной афазии — примеч. перев.).
Итак, вы видите, что беспорядочное вмешательство по отношению к человеку не остается без последствий. Если хотят развивать педагогику в целом, особенно педагогику общеобразовательной школы, необходимо знать человека в целом. Ибо все, что предпринимается в этой области, приводит к изменениям в человеке. Является поистине преступным, когда сегодня бездумно вмешиваются в человека, ориентируясь только на внешние проявления, не видя при этом, как обстоит дело в действительности.
Лишь у небольшого количества людей используются обе лобные извилины; обычно правая лобная извилина в большей степени пронизана кровеносными сосудами, тогда как в левой извилине кровеносных сосудов меньше, она больше пронизана нервами. Вообще во всем нашем мозге правая его часть больше служит для производительной деятельности крови, для повсеместной циркуляции крови, тогда как левая половина служит в большей степени для приема информации, для восприятия.
Только когда мы узнаем, что мозг формируется под воздействием внешних влияний, мы сможем составить себе понятие и о том, насколько сильными являются эти влияния. А эти внешние влияния являются, конечно, необыкновенно сильными; ведь мы знаем, что под воздействием этих внешних влияний находится все то, что происходит в мозгу. Следовательно, благодаря изучению происходящего в мозгу тогда, когда человек говорит, можно составить себе представление о том, чем же вообще является этот человеческий мозг. Видите ли, исследуя этот мозг все дальше, мы откроем и то, что его наружная оболочка, наружный, внешний слой мозга пронизан кровеносными сосудами значительно в большей степени, чем внутренняя часть мозга. Так что мы можем сказать: снаружи мозг более обогащен кровью, а внутри он больше обогащен нервами. Итак, внутри мозг обогащен нервами; там внутри располагаются вот такие нервные тяжи.
Но как будет обстоять дело с ребенком, который учится говорить обычным образом, то есть с ребенком-правшой, праворуким, как будет у такого ребенка образовываться мозг? Видите ли, если взять еще совсем юный мозг ребенка, то вокруг него располагается насыщенное кровью покрывало (изображается на Доске). Это вид спереди. Эта сторона для человека правая, а вы, следовательно', видите ее слева; эта сторона находится от человека слева. Вот тут образуются все эти нервные тяжи, волокна. А поскольку это так, господа, поскольку тут внутри располагаются эти нервные тяжи, то если извлечь внутреннюю ткань мозга, она будет выглядеть белой, тогда как насыщенная кровью, располагающаяся вокруг мозговая ткань, — если извлечь ее наружу, — выглядит красновато-серой.
Если ребенок развивается дальше, если он учится говорить и, следовательно, разрабатывает тем самым свою левую височную извилину, что происходит тогда? Видите ли, тогда происходит то, что эти нервные тяжи вытягиваются сюда все больше; здесь же их меньше, здесь в первую очередь образуется кровеносная система (изображается на доске). Итак, внутренняя часть мозга у нормально развивающегося ребенка некоторым образом сдвигается влево; другие части сдвигаются соответственно. Мозг сдвигается в эту сторону, влево, и здесь, с левой стороны, он становится все белее и белее. Он сдвигается сюда. Именно на таких несколько искусственно создаваемых вещах покоится все человеческое развитие.
А теперь от речи перейдем к дальнейшему. Видите ли, есть языки, в которых, скажем, очень много согласных; есть такие языки, в которых очень много гласных: А, Э, И и так далее. Есть и другие языки, в них звуки как бы выдавливаются наружу: С, В, так что гласных звуков почти не заметно. Что тут, в сущности, происходит?
Если кто-либо живет в одной местности — ведь это зависит от местности, так как языки различаются в соответствие с той или иной областью Земли, — итак, если кто-либо живет в местности, в которой образуется больше согласных, то что это означает? Это означает, что он в большей степени живет во внешнем мире, так как эти согласные образуются на основе внешнего. Итак, если кто-нибудь живет во внешнем мире, его белая часть мозга больше сдвигается влево. Если же кто-то живет в большей степени в своем внутреннем мире, тогда эта белая часть мозга смещается меньше. Человек при этом больше предрасположен, чтобы из своего внутреннего мира извлекать наружу гласные звуки. В различных местностях Земли это происходит по-разному.
Давайте возьмем следующее, господа. Представьте себе, что тут располагается Земля (изображается на рисунке), и в различных точках Земли стоят люди. Я хочу нарисовать это совершенно схематично; тут один человек, тут еще один человек. Итак, тут на Земле стоят различные люди. Именно так мы и стоим на Земле, хотя на этом рисунке не соблюдена пропорциональность, но стоим мы именно так. И человек, находящийся, скажем, здесь, обретает язык с преобладанием гласных, а другой обретает язык с преобладанием согласных.
Что же должно происходить в указанной местности? Ну, происходить-то там может очень многое, но я хотел бы выделить для вас одно из того, что может там происходить. Представьте себе, что здесь находятся высокие горы (изображается на доске), а здесь находится равнина. Итак, здесь — высокие горы, здесь — равнина. Фактически если где-либо есть плоская равнина, то можно заметить, что речь там изобилует гласными звуками. Если же где-либо высоко, подобно башням громоздятся горы, то там речь имеет тенденцию изобиловать согласными звуками.
Но, видите ли, дело не обстоит так просто, и мы должны задать себе вопрос: откуда же возникают эти горы, как возникают равнины? Дело обстоит так: (изображается на доске) здесь повсюду простирается земное царство; здесь светит Солнце. Когда-то вся наша Земля представляла собой кашицу, и горы должны были еще сначала выйти из этой кашицы наружу. Итак, Земля является в своей основе кашицей, а здесь горы поднимаются наружу.