Глоссарий педагога-психолога по социальной психологии
«А»
Авторитарный стиль воспитания - стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя.
Авторитет - добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанной на признании его достоинств и преимуществ.
Агрессивное поведение - враждебное действие с целью нанесения физического и морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А.п. носит неосознанный характер, поскольку у них недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий.
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация социальная - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе .;1) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой для соответствия ожиданий и требований участников взаимодействия; 3) способность изменять среду и приводить ее в соответствие со своими личными потребностями.
Адресная помощь - вид помощи как материальной, так и психологической, имеющей определенного адресата: тип семьи, категорию детей или конкретную помощь.
Аморальный - противоречащий морали, безнравственный поступок, человек.
«Б»
Бедность - состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющие средства их удовлетворения.
Беженец - человек, оставивший свое место в силу какого-либо бедствия.
Беспризорность детская – социальное явление, заключающиеся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий и крайней нужды родителей.
«В»
Валидность – комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она предназначена, и какова ее действенность, практическая полезность.
Внеучебная деятельность - 1) рациональное использование свободного от учебы времени для собственного развития путем самовоспитания, само образования и самообучения и широкой общественно-полезной деятельности. 2) создание педагогом-воспитателем условий для социальной адаптации, социальной мобильности, гуманизации среды жизнедеятельности через развитие способностей, склонностей и интересов каждого учащегося.
Волонтёрская деятельность (добровольчество) – широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение
Возможность - условие, необходимое для осуществления чего-либо.
Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм.
Дезадаптация - (невозможность приспособиться) промежуточное состояние здоровья человека в общем спектре состояний от нормы до патологии.
Дезадаптация школьная - вид социальной дезадаптации школьника, при котором оказывается невозможным обучение по программе, соответствующей интеллектуальным способностям ребенка, или пребывание в школе, согласующееся с принятыми дисциплинарными нормами.
Деликвент - правонарушитель, преступник.
Деликвентность - поведение, отклоняющееся от норм правил морали и разрушающее их.
«Ж»
Жизнедеятельность - проявление индивида в условиях конкретной деятельности; лежит в основе другого понятия - образ жизни.
Жизненная среда - совокупность природной среды, искусственной, жилой, рабочей, внутренней среды самого человека с ее физическим и духовных содержанием. Ж.с. формирует человека. Ж.с. формируется человеком
Жизненное пространство - совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, создающих основу воспроизводства жизни социальных групп и отдельных индивидов
«З»
Защита детства –система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи.
«М»
Маргиналы - социально ущемленные слои населения, не имеющие равных прав с другими (беженцы, бомжы, безработные и т.п.)
Маргинальные люди - отвергнутые обществом, коллективом людей, вступившие в конфликт с общечеловеческими нормами и требованиями
Менталитет - уровень сознания в единстве с бессознательным мыследействием. Совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположенностей отдельного человека, коллектива или общества к определенным восприятиям, действиям, мыслям, чувствованиям. Возникает под влиянием традиций, культуры, среды обитания, воспитания, то есть того что продолжает конкретное сознание, мыследеятельность
Мониторинг - постоянное динамичное наблюдение.
«О»
Опека и попечительство - это предусмотренные законодательством о браке и семье правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, не способных (полностью или частично) самостоятельно осуществлять эти функции. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, в случае смерти родителей, а также при жизни родителей, если: они по суду лишены родительских прав, признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными; судом принято решение об отобрании у родителей ребёнка без лишения родительских прав; родители, не проживающие совместно с ребёнком, уклоняются от обязанностей по его воспитанию; неизвестно местопребывание родителей; оба родителя более 6 месяцев по уважительным причинам не могут заниматься воспитанием своих детей (болезнь, командировка и т. п.). Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения. Попечительство устанавливается и над совершеннолетними лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекуны и попечители юридически не приравниваются к родителям, но решают в основном те же задачи, что и они.
«П»
Патронатная семья – форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на воспитание в семью на основании договора с уполномоченным учреждением. Все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка разграничиваются между уполномоченным учреждением, патронатным воспитателем, кровными родителями (если они не лишены или не ограничены в правах судом). Ребенок, переданный на воспитание в патронатную семью, юридически остается воспитанником учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Патронатные воспитатели являются профессиональными работниками и получают за выполнение своих обязанностей заработную плату. Опекуном ребенка в патронатной семье остается уполномоченное учреждение, а патронатный воспитатель является его сотрудником.
Приемная семья – форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемные родители являются профессиональными работниками и получают за выполнение своих обязанностей заработную плату.
Профессионализм – приобретённая в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций; уровень мастерства и искусности в определённом виде занятий, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.
«С»
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Социальный - связанный с обществом, жизнью и отношением людей в обществе, общественный.
Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественно целым. С. ориентирована на изучение реально существующих общественных отношений, на предвидение тенденций их развития с целью использования полученных знаний для управления социальными процессами.
Социум - общность людей, совместно проживающих на какой-то территории и входящих во взаимные контакты статистически достоверно чаще, чем с другими соседями, жителями других населенных мест.
Социализация - непосредственно самостоятельное усвоение человеком жизненного опыта, само обретение социальных качеств, необходимых для адаптации в общественной среде.
Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических, психолого-педагогических факторов, означающих включение личности в систему общественных отношений.
Социализация личности - развитие человека на протяжении жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит.
Социальная политика - целенаправленная система мероприятий государства по удовлетворению насущных требований населения.
Социальная помощь - меры направленные на поддержание достойных условий жизнеобеспечения и существования социальных групп, семей, отдельных личностей, которые испытывают нужду в процессе удовлетворения жизненно-важных потребностей и деятельного существования.
Социальная работа - процесс формирования, поддержания, реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной сущности человека.
Социальная педагогика - педагогическая деятельность с обездоленными и беспризорными (А.Дистерверг); интеграция воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе (П.Наторп); область науки и сфера практической деятельности, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные, в том числе кризисные личностно-средовые ситуации (В.Бочарова).
Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая процесс социализации личности в системе средовых взаимоотношений. Наука о закономерностях социального воспитания, путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды, путях и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных сил общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач.
Социальная политика - целенаправленная система мероприятий государства по удовлетворению насущных требований населения.
Социальная помощь - меры направленные на поддержание достойных условий жизнеобеспечения и существования социальных групп, семей, отдельных личностей, которые испытывают нужду в процессе удовлетворения жизненно-важных потребностей и деятельного существования.
Социальное воспитание - 1) интегративный процесс педагогически регулируемой комплексной системы взаимодействия образовательно-воспитательных учреждений и других социальных служб, общественная помощь подрастающему поколению в период включения его в социальную жизнь; 2) воздействие на сознание, чувства, волю, поведение человека в целях формирования у него общественно-значимых норм и привычек поведения, умений, навыков, знаний, качеств, потребностей, мотивов и т.п.
Социальное обучение - 1) обучение общению; 2) обучение отношению индивида к общественным условиям.
Социальное обучение - обучение через приобретение социальных знаний, навыков и установок поведения в свободном социуме через имитацию, идентификацию и т.п. для выработки отношения к себе как личности.
Социальное поведение - установки, которые формируются в процессе взаимодействия человека с другими людьми в социальной среде, проявляются в готовности к социальным действиям.
Социальное обслуживание семьи и детей – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Среда обитания - окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческих существ.
«Ц»
Ценности - общечеловеческие эталоны должного, общественного идеала, выработанные человечеством и передающиеся из поколения в поколение; нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.