Общие методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по изучению дисциплиныБЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
и задание для выполнения расчетно-графической работы студентам-заочникам ИДО
Тюмень 2015
УДК 658.382.3
Методические указания по выполнению расчетно-графической работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» подготовлены доцентом, к. б. н. Летягиной Е.Н.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего образования и с программой по курсу
«Безопасность жизнедеятельности», рекомендованной Министерством
образования и науки РФ для всех направлений высшего профессионального
образования 2010 г.
Выполнение расчетно-графической работы является составной частью изучения курса «Безопасность жизнедеятельности». Данные указания включают в себя требования по выполнению расчетно-графической работы.
Введение
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности » оформилась слиянием ряда дисциплин . имеет научное и практическое значение
Проблемы обеспечения безопасности человека приобретают особую остроту в производственной сфере , в которой осуществляется трудовая деятельность человека и происходит формирование различных опасных и вредных факторов. Совокупность факторов произодственой среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников, составляет условия труда.
Современному производству свойственна быстрая смена технологий, обновление оборудования , внедрения новых процессов и материалов , которые недостаточно изучены с точки зрения негативных последствий их применения. Растениеводство не является исключением.
Ежегодно на предприятиях сельскохозяйственного производства ежегодно гибнут или становятся инвалидами более 300 человек, наблюдаются также профессиональные заболевания, такие как вибрационная болезнь, заболевания опорно-двигательного аппарата и др.
Поэтому знание нормативных актов в области гигиены труда, санитарных норм и правил (СН и П), ГОСТов, Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), гигиенических норм и отраслевых правил является неотъемлемой частью обеспечения безопасности труда и является актуальным и необходимым будущему специалисту.
Поэтому знать эти факторы и уметь управлять ими – значить обеспечивать безопасность жизнедеятельности работающих в условиях производства.
1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Основными обобщеннымизадачами дисциплины (компетенциями) являются:
•приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека ;
•овладениеприемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества ;
•формирование:
-культуры безопасности и риск- ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека ;
-культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности ;
-готовности применения профессиональных знаний обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
-мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
-способностей к оценке вклада своей предметной области в решение проблем безопасности;
-способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Данный курс рекомендуется изучать в порядке, установленном программой и методическими указаниями.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
уметь:
идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
владеть:
законодательными и правовыми основными в области безопасности, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности .
Содержание дисциплины
Таблица 1 - Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Введение в безопасность. Основные понятия и определения | Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Экологическая, промышленная, производственная безопасности, пожарная, радиационная, транспортная, экономическая, продовольственная и информационная безопасности как компоненты национальной безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности. | |
Человек и техносфера | Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов. | |
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики основных вредных и опасных факторов среды обитания человека, основных компонентов техносферы и их источников. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни. | |
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения | Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней. | |
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности. | |
Психо-физиологические и эргономические основы безопасности | Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек - машина - среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места. | |
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация стихийных бедствий природных катастроф, техногенных аварий. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Техногенные аварии – их особенности и поражающие факторы. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Терроризм и террористические действия. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. | |
Управление безопасностью жизнедеятельности | Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований экологической, промышленной и производственной безопасности. Страхование рисков: страхование опасных производственных объектов, страхование профессиональных рисков, социальное страхование. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью. Корпоративный менеджмент в области условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента (менеджмент безопасности труда и здоровья работников) |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Приступая к изучению курса, студенты должны ознакомиться с содержанием учебной программы курса «Безопасности жизнедеятельности» учебным планом, утвержденным ученым советом академии, в соответствии с которым выполняют расчетно-графическую работу и изучают материал по списку рекомендуемой литературы, который приводится в конце настоящих методических указаний.
В процессе самостоятельного изучения дисциплины у студента могут встретиться затруднения. В этих случаях за консультациями необходимо обращаться к преподавателям кафедры «Безопасность жизнедеятельности». Кроме того, за консультацией можно обращаться по месту работы в профсоюзный комитет организации, к инженеру по охране труда, главному инженеру, в инспекцию по труду.
1.3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ расчетно-графической РАБОТЫ
По учебной программе «Безопасность жизнедеятельности» предусматривается выполнениерасчетно-графической работы в двух частях. К выполнению расчетно-графической работы следует приступать после того, как по каждому её вопросу сложилось достаточно ясное понимание теоретических положений. Для этого необходимо ознакомиться с литературой, включая нормативные документы и публикации периодической печати.
Вариант выбирается студентом по последним двум цифрам номера зачетной книжки по таблице Например: если зачетная книжка № 244632, то вариант необходимо выбрать 32 ( приложение 1).
Задания, на выполнение первой части ( теоретической) расчетно-графической работы, состоит из 5 вопросов, которые указаны в таблице (приложения 1) и выдаётся на установочном занятии студентам. и второй части ( расчетной ).
Расчетно-графическая работа должна быть выполнена аккуратно, печатным текстом.
Параметры страницы:
Размер бумаги – формат А4 (21,0*29,7 см), ориентация страниц – книжная. У отдельных страниц ориентация может альбомная.
Поля:
сверху – 2 см, снизу – 2 см,
слева – 3 см, справа – 2см.
От края колонтитула: верхнего – 1 см;
Вынос текста, колонтитула, сносок и иллюстративного материала (рисунков, таблиц и пр.) на указанные поля не допускается.
Нумерация страниц
Номера страниц располагаются внизу страницы, выравнивание - по центру. Базовая линия нумерации должна находиться не ближе, чем на 2,8 см, от нижней кромки листа. На титульном листе, на второй и последней страницах номера не ставятся.