Темы семинарских и практических занятий.

Тема I. Введение в Безопасность жизнедеятельности.

Самостоятельная работа: 2 часа.

Занятие 1.(1)

Учебные вопросы:

1.Характеристика системы "человек - среда обитания". Взаимодействие че­ловека со средой обитания.

2.Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, гло­бальные.

3.Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в со­временном мире.

4.Аксиомы безо­пасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности юриста.

5.Вред, ущерб, риск – виды и ха­рактеристики.

6.Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.

7.Причины проявления опасности. Роль человече­ского фактора в причинах реализации опасностей.

Задание на самоподготовку

Изучить рекомендованную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля, законспектировать основные понятия, определения, термины, связанные с темой семинара. Подготовиться к тестированию.

Список рекомендуемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд./Под. ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2009. – 461 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Э.А. Арустамов, Г.В. Гуськов, А.Е. Волощенко. – М.: Издательско-торговая компания: «Дашков и К», 2009.

4. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. И.Г. Безуглова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»» 2004. – 416 с.

Тема 2. Человек и техносфера.

Самостоятельная работа: 4 часа.

Занятие 1. (2)

Учебные вопросы:

1.Понятие техносферы.

2.Структура техносферы и ее основных ком­понентов.

3.Этапы формирования техносферы.

4. Современное со­стояние техносферы и техносферной безопасности.

Занятие 2. (3)

Учебные вопросы:

1.Критерии и параметры безопасности техносферы.

2.Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

3.Воздействие на человека вибрации, акустического шума, инфразвука и ультразвука, электромагнитных полей и излучений.

4.Региональные и глобальные техногенные опасности

5.Анализ и прогнозирование влияния техносферных опасностей на человека

задание на самоподготовку

Изучить рекомендованную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля, законспектировать основные понятия, определения, термины, связанные с темой семинара. Работа с интернет-ресурсами. Подготовиться к тестированию.

Список рекомендуемой литературы

1.Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд./Под. ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2009. – 461 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Э.А. Арустамов, Г.В. Гуськов, А.Е. Волощенко. – М.: Издательско-торговая компания: «Дашков и К», 2009.

4. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. И.Г. Безуглова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»» 2004. – 416 с.

Тема 3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обита­ния.(4)

Самостоятельная работа: 2 часа.

Занятие 1.

Учебные вопросы:

1.Классификация негативных факторов природного, антропогенно­го и техногенного происхождения. Вредные и опасные негатив­ные факторы.

2.Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные ви­ды и принципы установления.

3.Параметры, характеристики и ис­точники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы.

4.Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факто­ров. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.

Задание на самоподготовку

Изучить рекомендованную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля, законспектировать основные понятия, определения, термины, связанные с темой семинара. Подготовиться к тестированию.

Список рекомендуемой литературы

1.Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд./Под. ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2009. – 461 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Э.А. Арустамов, Г.В. Гуськов, А.Е. Волощенко. – М.: Издательско-торговая компания: «Дашков и К», 2009.

4. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. И.Г. Безуглова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»» 2004. – 416 с.

Тема 4. Защита чело­века и среды обитания от вредных и опасных факторов.

Самостоятельная работа: 4 часа

Занятие 1. (5)

Учебные вопросы:

1.Основные принципы защиты от опасностей.

2. Системы и мето­ды защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного происхождения.

3.Системы и мето­ды защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия антропогенного происхождения.

Занятие 2. (6)

Учебные вопросы:

1. Системы и мето­ды защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия техногенного происхождения.

2. Методы защиты от вредных ве­ществ, физических полей, информационных потоков.

3. Методы защиты от опасностей биологического и психологического происхождения.

Занятие 3. (7)

Учебные вопросы:

  1. Общая ха­рактеристика и классификация защитных средств.
  2. Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факто­ров.
  3. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования.
  4. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.

Задание на самоподготовку

Изучить рекомендованную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля, законспектировать основные понятия, определения, термины, связанные с темой семинара. Подготовиться к тестированию.

Список рекомендуемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд./Под. ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2009. – 461 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Э.А. Арустамов, Г.В. Гуськов, А.Е. Волощенко. – М.: Издательско-торговая компания: «Дашков и К», 2009.

4. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. И.Г. Безуглова.М.: ОАО «Издательский дом «Городец»» 2004. – 416 с.

5. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ В.Ю. Микрюков. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 560 с.: - с ил. (Высшее образование).

6.

Тема 5. Обеспечение комфортных условий для жизни и дея­тельности че­ловека.

Самостоятельная работа: 4 часа.

Занятие 1. (8)

Учебные вопросы:

1.Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и произво­дительностью труда. 2.Комфортные (оптимальные) условия жизне­деятельности.

3.Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.

4.Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда.

5.Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.

Задание на самоподготовку

Изучить рекомендованную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля, законспектировать основные понятия, определения, термины, связанные с темой семинара. Работа с интернет-ресурсами. Подготовиться к тестированию.

Список рекомендуемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд./Под. ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2009. – 461 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Э.А. Арустамов, Г.В. Гуськов, А.Е. Волощенко. – М.: Издательско-торговая компания: «Дашков и К», 2009.

4. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. И.Г. Безуглова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»» 2004. – 416 с.

5. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ В.Ю. Микрюков. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 560 с.: - с ил. (Высшее образование).

Тема 6. Психофизиологиче­ские и эрго­номические основы безо­пасности

Самостоятельная работа: 6 часов.

Занятие 1.

Учебные вопросы:

1.Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции человека

2.Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.

3.Профессиограмма.

4. Виды и условия трудовой деятельности юристов по тяжести и напряженности трудового процесса.

Занятие 2.

Учебные вопросы:

1.Эргономические основы безопасности.

2.Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответст­вии труда физиологическим и психическим возможностям чело­века, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека.

3. Организация рабочего места.

Занятие 3.

Учебные вопросы:

1.

2.

3.

Задание на самоподготовку

Изучить рекомендованную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля, законспектировать основные понятия, определения, термины, связанные с темой семинара и практического занятия. Работа с интернет ресурсами и кейс-стади. Подготовиться к тестированию.

Список рекомендуемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Арустамов Э.А., Волощенко А.Е., Гуськов Г.В., Платонов А.П., Прокопенко Н.А.; Под ред. Э.А. Арустамова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 495 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф., Морозова Л.Л., Якубович Д.М. и др.; Под ред. С.В. Белова – М.: Высшая школа, 2001.

3. Емельянов В.Н., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2003.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методические рекомендации / Рудник В.М., Турушев А.А. – ОмА МВД России 2004.

Тема 7. Чрезвычай­ные ситуации и методы защиты в усло­вия их реа­лизации

Самостоятельная работа: 8 часа.

Занятие 1.

Учебные вопросы:

1.Основные понятия и определения, классификация чрезвычай­ных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности.

2.Чрезвычайные ситуации природного характера.

3.Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычай­ных ситуаций природного характера.

4.Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях природного характера.

5.Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства и

ндивидуальной защиты и порядок их использования

Занятие 2.

Учебные вопросы:

1.Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

2.Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

3.Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

4.Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной и коллективной защиты, порядок их использования.

Занятие 3.

Учебные вопросы:

1.ЧС социального и криминалистического характера.

2.Терроризм как глобальная проблема 21 века.

3.Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях социального и криминалистического характера.

4.Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.

Занятие 4.

Учебные вопросы:

1.Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового пора­жения, их особенности и последствия его применения.

2.Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях военного времени.

3.Оповещение и основы организации способов защиты населения и персонала в мирное и военное время. Защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты.

4.Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неот­ложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Задание на самоподготовку

Изучить рекомендованную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля, законспектировать основные понятия, определения, термины, связанные с темой семинаров и практических занятий. Работа с интернет ресурсами и кейс-стади. Подготовиться к тестированию.

Список рекомендуемой литературы

1.Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд./Под. ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2009. – 461 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Э.А. Арустамов, Г.В. Гуськов, А.Е. Волощенко. – М.: Издательско-торговая компания: «Дашков и К», 2009.

4. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. И.Г. Безуглова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»» 2004. – 416 с.

5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие для высшей школы. В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов. – М.: Трикста – 2004; М.: Академический Проект – 2004 г.

6. В.В. Абрамов. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов. – учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: СПбГУП, 2010. – 456 с. – (Библиотека гуманитарного университета; Вып. 32).

7. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ В.Ю. Микрюков. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 560 с.: - с ил. (Высшее образование).

8. Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения/ Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – М.: ЭНАС, 2010. – 264 с.

Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятель­ности

Самостоятельная работа: 4 часа.

Занятие 1.

Учебные вопросы:

1.Законодательные и нормативные правовые основы управле­ния безопасностью жизнедеятельности.

2. Системы законодатель­ных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы эко­логической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

3.Характеристика основ­ных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

Занятие 2.

Учебные вопросы:

1.Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности.

2.Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке.

3.Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.

4.Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков.

5. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура

Задание на самоподготовку

Изучить рекомендованную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля, законспектировать основные понятия, определения, термины, связанные с темой семинара. и практической работы с нормативно-правовыми документами. Подготовка к итоговой контрольной работе.

Список рекомендуемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд./Под. ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2009. – 461 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Э.А. Арустамов, Г.В. Гуськов, А.Е. Волощенко. – М.: Издательско-торговая компания: «Дашков и К», 2009.

4. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. И.Г. Безуглова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»» 2004. – 416 с.

Наши рекомендации