ЛЕКЦИЯ №1 ОХРАНА ТРУДА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проф. Воробйов Есть. О.
Конспект лекций
из дисциплины "Охрана труда в отрасли"
((для студентов специальностей "Экология и охрана окружающей среды" и "Автомобильные дороги и аэродромы")
Горлівка
2008р.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
"ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Проф. Воробйов Есть. О.
Конспект лекций
из дисциплины "Охрана труда в отрасли"
((для студентов специальностей "Экология и охрана окружающей среды" и "Автомобильные дороги и аэродромы")
Утверждено: Утверждено:
на заседании учебный- на заседании кафедры методической комиссии "Экология и безопасность факультета "Автомобильные дороги" жизнедеятельности"
Протокол № 4 от 15. 01. 2008 Протокол № 6 от 09. 01. 2008
Горлівка
2008р.
УДК 656. 13. 004 (071)
Конспект лекций по дисциплине "Охрана труда в отрасли" (для студентов специальностей "Экология и охрана окружающей среды" и "Автомобильные дороги и аэродромы") / Укл.: Есть. О. Воробйов.- Горлівка : АДЕ ДВНЗ "ДонНТУ", 2008. -
Курс лекций составлен на основании образовательной профессиональной программы в соответствии с учебным планом специальностей "Экология и охрана окружающей среды" и "Автомобильные дороги и аэродромы", вказівак АДЕ ДВНЗ "ДонНТУ" № 4 от 25 декабря 2004р., а также существующих материалов.
Рецензент:
Высоцкий С.П.- заведующий кафедрой "Экология и БЖД" АДЕ ДВНЗ "ДонНТУ", доктор технических наук, профессор.
Составитель: Воробйов Є.О., профессор.
Соответствующий за выпуск: Воробйов Є.О., профессор.
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция № 1. Охрана труда. Общие положения.......................................................6
Лекция № 2, 3. Обеспечение безопасности труда на строительных площад-ках..............................................................................................................................11
2, 3. 1 Охрана труда в проектах производства работ............................................11
2, 3. 2 Общие вопросы охраны труда......................................................................12
2, 3. 3 Устраивание дорог и транспортировка груза.............................................14
2, 3. 4 Опасные зоны на строительной площадке..................................................16
2, 3. 5 Хранение и складывание материалов и изделий........................................18
2, 3. 6 Санитарно - бытовое обслуживание работников.......................................20
Лекция № 4, 5. Опасный эксплуатационник дорожный-строительных и грузо-подъемных машин и механизмов............................................................................23
4, 5. 1. Причины производственного травматизма профессиональных забо-леваний при эксплуатационнике дорожный-строительных машин и механиз-мов..............................................................................................................................23
4, 5. 2. Опасные условия эксплуатации землеройных и транспортных машин и механизмов................................................................................................................28
Лекция № 6, 7. Стойкость монтажных машин и механизмов..............................37
6, 7. 1 Подбирание и расчет такелажных приспособлений..................................44
Лекция № 8, 9. Основы техники безопасности при строительстве дорог...........52
8, 9. 1 Безопасность труда при сооружении земляного полотна.........................52
8, 9. 1. 1 Расчет безопасного склона выемки.........................................................52
8, 9. 2 Крепление вертикальных стенок выемок....................................................58
8, 9. 3 Расчет безопасного расстояния вот края выемки к грузу.......63
8, 9. 4 Обеспечение безопасности при возведении земляного полотна в осо-
бых условиях.............................................................................................................66
Лекция № 10, 11. Безопасность труда при построении строительных усовер-шенствованных покрытий.......................................................................................69
Строительство цементобетонних покрытий..........................................69
10, 11. 2. Охрана труда на цементобетонних заводах...........................................72
10, 11. 3. Строительство асфальтобетонных покрытий........................................73
10, 11. 4. Охрана труда на заводах для приготовления асфальтобетонных сме-сей..............................................................................................................................74
10, 11. 5. Обеспечение попарной безопасности при выполнени и дорожный-строительных работ..................................................................................................76
10, 11. 6. Методы и средства гашения пожаров.....................................................77
Лекция № 12. Регистрация и обзор монтажных механизмов и устройств.........80
12. 1. Профилактика травматизма при эксплуатации машин и механизмов......81
12. 2. Опасная эксплуатация сосудов и установок работающих под давле-нием............................................................................................................................83
12. 3. Требования безопасности к цистернам и бочкам, которые находятся под тиснением..................................................................................................................86
12. 4. Безопасность хранения, транспортировки и эксплуатации баллонов с жидким, зжиженим и растворенным газами..........................................................87
12. 5. Технический осмотр и испытание сосудов и оборудования, которое работает под тиснением...........................................................................................88
Список литературы........................92
ЛЕКЦИЯ №1 ОХРАНА ТРУДА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Среди большого количества задан, которые необходимо решать в ус-ловиях рыночных отношений, - это проблема охраны труда.
В Украине постановлением Верховной Рады вот 10 октября 1992 года бы -ли введены в утрой статьи закона Украины "Об охране труда", где формиру-ются 8 принципов, на которых базируется государственная политика в области охраны труды, из которых важнейшим является приоритет жизни и здоровья рабочих по отношению к результатам производственной деятельности пред-приятия, полная ответственность владельца за создание безопасных и без-вредных условий труда, подготовку и улучшение квалификации рабочих по вопросам охраны труда, а также международное сотрудничество в области охраны труда.
При выполнении работ, которые не являются специфическими для пред-приятия, надо руководствоваться межотраслевыми правилами, нормами, стан-дартами и вторыми нормативными актами охраны труда.
В случае изменения или пересмотра правил и вторых нормативных актов по охране труда, требования которых распространяются на предприятие, надо руководствоваться законно утвержденными нормативными актами.
В случае отсутствия в нормативных актах требований, которые необхо-димо выполнять для обеспечения безопасных и безвредных условий труда на определенных работах, владелец обязан употребить согласование с органами государственного надзора при охраной труде мероприятий, обусловливающих безопасность работников.
На основе этих правил, новых инструкций и вторых нормативных актов владелец предприятия обязан разработать и утвердит инструкции по охране труда по профессиям и по отдельным выдам работ с учетом фактических усло-вий проведения работ, принятой организации и технологии, наличия оборудо-вания, оснастки, инструмента, средств защиты и уровня подготовки испол-нителей.
Руководителям всех рангов запрещается давать указания работникам о проведении работ, которые противоречат действующим нормативным актам по охране труда.
Каждый работник должен сотрудничать с владельцем предприятия в деле организации безопасных и безвредных условий труда, лично принимать уси-ленные меры относительно устранения любой производственной ситуации, ко-торая создает угрозу его жизни или здоровью, или людям, которые его окружа-ют, немедленно сообщать об опасности своему непосредственному руково-дителю или второму должностному лицу.
Правилами охраны труда должны быть обеспечены владелец предпри-ятия, руководители служб и структурных подразделений, другие должностные лица и непосредственные руководители работ.
Работники предприятий обязаны знать и выполнять требования Правил охраны труда, инструкций по охране труда, правила обращения с транспорт-ными средствами, машинами, механизмами, оборудованием и вторыми средс-твами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, соблюдать обязательств относительно охраны труда, предусмотренных коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.
Лица, виновные в нарушении этих Правил, несут дисциплинарную, ад-министративную или криминальную ответственность согласно действующему законодательству.
Общее руководство работой по охране труда в целом на предприятии полагается на его владельца (руководителя).
Для организации работы, направленной на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях с количес-твом работающих 50 человек и больше, должна быть создана служба охраны труда.
На предприятиях с количеством работающих менее 50 человек функции этой службы могут выполнять лица с соответствующей профессиональной под-готовкой по совместительству.
На предприятиях общая численность специалистов службы охраны труда устанавливается в зависимости вот общего количества работающих, опасности и вредности производственных процессов, количества отдельно расположенных вот основной базы строительных участков.
При численности работающих вот 50 до 500 человек в службу охраны тру-да рекомендуется включат одного специалиста, вот 501 до 1000 - двух специа-листов, больше 1000 человек - трех специалистов.
При наличии двух и больше отдельно расположенных вот основной базы строительных участков, производств в службу охраны труда предприятия целе-сообразно включат дополнительно еще одного специалиста.
Служба охраны труда предприятия подчиняется непосредственно его ру-ководителю и приравнивается к основным производственно-техническим служ-бам.
Ликвидация службы охраны труда допускается лишь в случае ликви-дации предприятия.
Работа службы охраны труда осуществляется в соответствии с положе-ниями о службе охраны труда предприятия, разработанными на основе Ти-пового положения с учетом специфики производства и утвержденными вла-дельцем.
В положениях о структурных подразделениях (службы, отделы и потому по-добное) предприятия и в должностных инструкциях работников должны быть определены конкретные обязанности, права и ответственность за выполнение возложенных на них функций по вопросам охраны труда.
На предприятиях при количестве работающих 50 человек и больше с це-лью привлечения представителей владельца и трудового коллектива к сотруд-ничеству в отрасли управления охраной труда, согласованию решения воп-росов, которые возникают в этой сфере, создается комиссия по вопросам охра-ны труда. Решение о целесообразности создания комиссии, ее количество и персональный состав, сроки полномочий принимаются трудовым коллективом на общих собраниях. Они составляются на основе равного представительства вот владельца и трудового коллектива.
Для осуществления практической помощи предприятиям по вопросам охраны труда на общих собраниях предприятия, цеха, смены, участка и потому подобное открытым голосованием избираются уполномоченные трудовых коллективов по вопросам охраны труда. Они исполняют свои обязанности, как правило, в процессе производства, непосредственно в своем цехе, смене, бригаде и потому подобное, методическое руководство работой уполномоченных по вопросам охраны труда осуществляют органы самоуправления трудовых коллективов профсоюзов - служба охраны труда предприятия.
Все работники при принятии на работу и в процессе работы должны проходит учебу (инструктаж) по вопросам охраны труда, оказания первой помощи пострадавшим вот несчастных случаев, о правилах поведения при возникновении аварий.
Работники с повышенной опасностью работ, или там, где есть потреб-ность в профессиональном отборе, проходят предварительную специальную учебу и проверку известный по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими отраслевыми нормативными актами об охране труда, но не реже одного на час. Должностные лица к началу своих обязанностей и перио-дически, один раз в три года, согласно приказу руководителя, ответственного за предприятие, проходят учебу и проверку известный по вопросам охраны труда.
Инструктажи по вопросам охраны труда подразделяются на вступления-тельные, первичные, повторные, внеплановые и целевые.
Вступительный инструктаж проводится со всеми работниками, которые только что приняты на работу, которые находятся в командировке на предпри-ятии, учениками, воспитанниками и студентами. Вступительный инструктаж проводит специалист из охраны труда. Запись о проведении вступительного инструктажа делается в специальном журнале.
Первичный инструктаж проводится на рабочем месте к началу работы. Вон проводится индивидуально или с группой лиц общей профессии по програ-мме в соответствии с требованиями инструкций из охраны труда.
Повторный инструктаж проводится на рабочем месте со всеми работни-ками: на работах с повышенной опасностью - 1 раз в квартал, на вторых работах - 1 раз на полугодие.
Внеплановый инструктаж проводится с работниками на рабочем месте или в кабинете по охране труда при введении новых или пересмотренных нор-мативных актов об охране труда, при изменении технологического процесса, при нарушении работником нормативных актов, которые могут привести или привели к травме, аварии, отравлению и др.
Целевой инструктаж проводится с работниками при выполнении разовых работ, ликвидации аварий, стихийных бедствий, экскурсиях на предприятиях, организации массовых мероприятий с учениками, воспитанниками и потому подобное.
Контрольные вопросы к лекции:
1. Какие документы об охране труда действуют в Украине?
2. Какие обязанности руководителей предприятия и рабочих в вопросах ох-раны труда?
3. Организация службы охраны труда на предприятии.
4. Комиссия по вопросам охраны труда, полномочии трудовых коллективов по вопросам охраны труда.
5. Какие виды учебы и инструктажа рабочих существуют на предприятии?
ЛЕКЦИЯ № 2, 3 ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДКАХ
2, 3. 1 Охрана труда в проектах производства работ
К началу производства строительно-монтажных работ каждый строительный объект обязательно должен быть обеспечен проектной документацией на организацию строительства и безопасное выполнение работ.
Разработка мероприятий по охране труда должна выполняться:
а) на стадии заключения проекта организации строительства (ПОБ) по основным вопросам охраны труда при организации строительной площадки и выполнении основных видов строительно-монтажных работ;
б) на стадии заключения проектов производства работ (ПВР) -ом виде конкретных технических решений по вопросам безопасности и вредности выполнения работ.
При проектировании безопасных методов особенно большое значение имеют проверочные расчеты, которые обеспечивают прочность и стойкость конструкций строительных машин и механизмов для их монтажа, в том числе и временных.
Вопросы охраны труда разрабатываются в основных разделах проекта : календарных планах, строительном плане, технологических картах, объяснительной записке.
Основные мероприятия, которые находят отображение в проектной документации, подразделяются на две группы: организационные и технологические.
Состав и содержание основных положений по охране труда в ПВР приведены в дополнении 8 Сноп 111- 4 - 80. Однако на некоторых пунктах ПВР желательно остановиться подробнее. Календарный план должен учитывать объемы и время выполнения дополнительных работ, обусловленных требованиями охраны труда. К таким работам можно отнести временные крепления конструкций при монтаже, устраивание защитных козырьков, настилов, ограждений и тому подобное. Одним из более важных вопросов охраны труда, который решается в календарном плане, считается правильная организация и учет работ, которые одновременно выполняются на разных уровнях по вертикали или в одном помещении.
При разработке строительного плана важное значение имеет правильное определение размеров опасных зон (действий подъемных кранов, линий электросетей, хранения топливно-взрывных и вредных материалов), зон интенсивного движения и безопасного, рационального расположения разных объектов и участков работ.
В технологических картах необходимо не только предусматривать меры безопасности при выполнении строительно-монтажных работ, но также средств предупреждения влияния на рабочих опасных и вредных факторов, которые могут возникнуть при выполнении работ.
Основная цель проектирования охраны труда заключается в разработке конкретных средств по вопросам безопасности и безвредности труда с тем, чтобы инженерно-технологические работники проводили их в жизнь при выполнении строительно-монтажных работ.
2, 3. 2 Общих вопроса охраны труда
Строительную площадку необходимо подготовить для безопасного выполнения всех последовательных работ, предвиденных в проекте. Этот период называется подготовительным. Для выполнения работ подготовительного периода получить ордер Управления Государственного архитектурно - строительного контроля.
Дальше строительную площадку звільнюють от всех заважаючих строительству объектов, зданий, сооружений, деревьев, производят работы из планирования, строят временные дороги, заключают подкрановые колеи, устраивают водоотводы, временное отопление, выполняют разбивку и тому подобное. Все перечисленные работы предусматриваются строительным планом, который согласуется с санинспекцией и пожарной охраной, генеральным подрядчиком и тому подобное.
Территория строительной площадки должна быть выделена на местности ограждением.
Объекты, расположенные вдоль улиц, проходов, проездов общественного использования должны быть ограждены сплошными ограждениями с козырьками и тротуарами. Козырек устанавливают под углом 20º к горизонту с размером его горизонтальной проекции не меньше 1,25м и высотой бортовой доски не меньше 0,15м. Такая конструкция ограждения не позволяет предмета, который попал на край козырька, упасть из него и травмировать людей. Ширина настила (тротуару) должна быть не меньше 1,2м, высота ограждения от настила к опорным досок козырька - не меньше 2м.
Воду отводят для того, чтобы она не разрушала существующих или новых сооружений. Особенное внимание уделяют защите от подтопления котлованов и траншей. При водоотводе должны сдерживаться уклоны в водоотводных канавах, сооружаться дренажи и тому подобное.
Качество питьевой воды на строительной площадке должно отвечать санитарным требованиям, а питьевые установки располагаются от рабочих мест на расстоянии не больше 75м по горизонтали и 10м по вертикали.
Входы в строительные сооружения сверху защищаются сплошными навесами шириной больше ширины входа и с вылетом не меньше 2м от стенки здания.
Рабочие места и проходы к ним на высоте 1,3м и больше при расстоянии меньше 2м от предела перепада по высоте должны быть ограждены временными ограждениями за ДОСТ 12.4.059-78. Если невозможно такое ограждение, то работы производятся с применением охранительных поясов. Согласно ДОСТ высота ограждений (перил) от основы к перилам (горизонтального элемента) должна быть не менее 1,1м. Для предупреждения падения инструмента материалов, отходов из настила устраиваются бортовые доски высотой не меньше 0,15м от уровня настила. Расстояние от бортовой доски к промежуточному элементу ограждения должно быть не более 0,40м.
Ограждения подразделяются на: защитно-охранительные, защитные и сигнальные.
Защитно-охранительные предназначены для предотвращения доступа посторонних лиц на участке с опасными и вредными промышленными факторами и обеспечения хранения материальных ценностей.
Защитные предназначены только для предотвращения доступа посторонних лиц на участке с опасными промышленными факторами.
Сигнальные предназначены для предупреждения о пределах территорий и участков с опасными промышленными факторами.
По конструктивному выполнению ограждению (ДОСТ 23407-78) подразделяются на панельные, панельно-стоические и стоические. Панельные ограждения должны быть прямоугольными стандартной длины 1,2; 1,6; 2м. Расстояние между смежными элементами ограждения полотна панелей 80 - 100м. Расстояние между стойками сигнальных ограждений не более 6м.
Защитно-охранительные ограждения в населенных пунктах должны быть только сплошными панельного или панельно-стоического вида и стоическими с натянутым проволакиванием или канатом - в населенных городах. Наиболее целесообразное применение конструкций типичных инвентарных ограждений, какие простые в установке и разработке, владеют достаточной прочностью и жесткостью и могут быть многократно использованы. Все люди, которые находятся на строительной площадке, обязаны носить каски. Рабочие - желтый или оранжевый; мастера, прораби - красного; руководители - белого цвета.
2, 3. 3 Устраивания дорог и транспортировки груза
К началу строительных работ должны быть построены подъезды к строительным площадкам и внутренние строительные дороги, которые обеспечивают свободный доступ транспортных средств ко всем объектам, которые строятся и площадок для складывания и хранения материалов. Около въезда на строительную площадку должна быть установленная схема движения транспортных средств, а на обочинах дорог и проездов - хорошо видимые дорожные знаки, которые регламентируют порядок движения соответственно с Правилами дорожного движения.
Для потребности строительства надо использовать существующие дороги постоянного назначения. Если это невозможно, то строят временные автомобильные дороги, при этом их проектируют так, чтобы машины имели круговой проезд. При устраивании тупиковых дорог повышается опасность несчастных случаев. Временные автомобильные дороги целесообразно сооружать на монтажной площади из инвентарных дорожных железобетонных плит. Ширину проезжей части внутренних строительных дорог принимают 4м при одностороннем движению и 6м при двустороннем движению транспорта. Радиусы закруглений принимаются не менее 10м, а при руссе панелевозів и других многогабаритных автомобилей - не менее 12м. Для остановки автомобилей во время разгрузки материалов устраивают площадки около поездных дорог. Расчетная площадь для одного трубовоза, например, складывает 50м².
Временные коммуникации водопроводов, канализации, теплосети и электросети в местах перекрещивания с дорогами и проездами углубляют в землю или устраивают на высоте, которая обеспечивает прохождение транспортных средств, и надежно защищают настилами.
Скорость движения автотранспорта вблизи городов производственных работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах. На дорогах, особенно перед опасными зонами, устанавливают ограждение и предупреждающие надписи и сигналы, которые должны быть хорошо заметные как в дневной, так и ночное время. Они обязаны быть обязательно указаны и на строительном генплане.
Погрузка и разгрузка груза, крепления и розкріплення его на автотранспорте осуществляется силами и средствами грузоотправителя и грузополучателя. Крепят груз под контролем водителя. Использование водителя на погрузочный - разгрузочных работах запрещается. Нагружать прицепы надо одинаково, не допускать перегрузки передней оси. Водитель в дороге обязан следить за надежным креплением груза.
Если движение транспорта осуществляется по дороге, которая ремонтируется, то необходимо сдерживать определенный комплекс мероприятий. При выполнении ремонтных работ на одной половине проезжей части движение транспортных средств может происходить по второй. Барьеры переносного типа надо устанавливать за 5 - 10м к и после участку, который ремонтируется.
Для лучшей видимости в теплое время суток барьеры оборудуют красными катафотами. Кроме того, спереду барьера необходимо установить фонари красного цвета. Объезды должны обеспечивать движение транспортных средств; склон съездов не должен превышать 10%.
Предупредительные знаки устанавливают к началу опасного пути участки вне населенных пунктов на расстоянии 150 - 300м, а в населенных пунктах не менее чем за 50м к опасному участку.
Выполнение этих работ в полном объеме и в установленные сроки резко снижает травматизм.
2, 3. 4 Опасных зоны на строительной площадке
При организации строительной площадки, размещения участков и рабочих мест, проездов, проходов необходимо устанавливать опасные для людей зоны. Под опасной зоной понимают часть просторную, в которой действуют постоянно или выполняют периодические факторы, создавая угрозу жизни и здоровью работающих. Опасные зоны обозначаются знаками небеспечности и надписями обусловленной формы. Все опасные для людей зоны разделяются на две группы: с постоянно действующими опасными производственными факторами и зоны с потенциально действующими опасными производственными факторами.
К первой группе можно отнести зоны близко неизолированных струмоведучих частей электроустановок, линий электросетей; мост перемещения машин и оборудования, их частей и рабочих органов; мост выделения вредных опасных веществ, больше чем предельно допустимых концентраций; зоны влияния шума с интенсивностью больше, чем допустимая и тому подобное. Производство строительный - монтажных работ в этих зонах, как правило запрещается.
Ко второй группе можно отнести участки пространства домов, сооружений, которые строятся неподалеку, а также участки, территории, над которыми производятся монтажные работы. Зоны с постоянно действующими опасными производственными факторами для предотвращения доступа посторонних людей должны быть ограждены (ДОСТ 23407 - 78), предотвращая доступ людей в опасную зону. Зоны с потенциально действующими опасными производственными факторами ограждаются сигнальными ограждениями, предупреждая о пределах участков с опасными и вредными факторами.
При производстве строительный -монтажних работ в опасных зонах обеспечения безопасных работ - задание первоочередное.
На строительных площадках, как правило, частой причиной травматизма является падение предметов (строительных материалов, конструкций) из высоты. Важной профилактической мерой сокращения травматизма по данной причине является правильное определение размеров опасной зоны, безопасная организация работ. В опасную зону входит пространство, которое непосредственно примыкает к строительному объекту и расположен по его периметру. Правильное определение размеров опасной зоны имеет большое значение при строительстве объектов большой етажності в населенных пунктах, где площадь строительной площадки ограничена и насыщена разными конструкциями, материалами, механизмами. Размер опасной зоны зависит от высоты здания и определяется за таблицей 1 Сноп 111 - 4 - 80.
Если на строительной площадке проходят линии электросетей, то необходимо установить величину зоны, которая охраняется. Согласно ДОСТ 12.1013 - 78 под охранительной зоной вдоль воздушных линий электросетей понимают участок земли, которая расположена между вертикальными плоскостями, которые проходят через параллельные прямые на расстоянии от крайнего провода для линий напряжения до 1 кВ, - 2м, от 1 до 20 кВ - 10м, 35 кВ - 15м, 110 кВ - 20м, 150 - 220кВ - 25м, 330 - 500кВ - 30м, 700кВ - 40м.
Если строительные машины работают в охранительной зоне при не снятой из воздушной линии электросети или около неогражденных неизолированных частей электрооборудования, то необходимо определить опасную зону. Под опасной зоной понимают расстояние от верхней части машины, конструкции, оборудования в будь - каком его положении к нижнему проводу, который находится под напряжением. Величина опасной зоны зависит от напряжения и складывает: при напряжении к 1кВ - 1,5м, 1 - 20кВ - 2,0м, 35 - 110кВ - т4, 0м, 150 - 220кВ 5м, 330кВ - 6,0м, 500 - 750кВ - 9,0м.
Работа строительных машин под руководством воздушных линий, которые находятся под напряжением 110кВ и больше допускаются, если расстояние от верхней части подъемной машины или груза в будь - каком положении к проводам не меньше величин, приведенных для опасной зоны.
При наличии вредных веществ в воздухе предела опасной зоны определяются вместимостью вещества, которые больше предельно допустимых концентраций и негативно влияют на организм человека.
2, 3. 5 Хранение и складывание материалов и изделий
Проектом организации работ должно предусматриваться хранение материалов и изделий на строительной площадке в минимально возможных количествах. Размещение слогов ближайшее к центрам употребление и оснастка их механизацией позволяет снизить количество погрузочный - разгрузочных операций и организовать безопасное складывание. Согласно ДОСТ 12.3.009 - 76 и Сноп 111 - 4 - 80 площадки предназначены для хранения строительных материалов, погрузочный - разгрузочных работ должны быть спланированы, иметь твердую почву, способную воспринять проектную нагрузку от груза и подъемный, - транспортных средств, или должны быть покрыты твердым и ровным материалом. В соответствующих местах устанавливаются надписи "Въезд", "Выезд", "Разворот". На площадках для заключения груза должны быть обозначенные пределы штабелей, проходов, проездов между ними. Не позволяется размещения груза в проходах и проездах. В зимнее время территорию площадки очищают от снега и льда.
Заключение материалов выполняется с учетом их массы и способности деформирования под воздействием массы выше лежачого груза. Чем тяжелее материал, тем меньше должна быть его высота, чтобы обеспечить стойкость, легкость и беспечность складывания и отпуск материалов.
Складывание материалов, конструкций и оборудования должно выполняться соответственно требованиям стандартов или технических условий на материалы изделий, оборудования, средства заключения груза должны обеспечивать: механизацию грузовой - разгрузочных работ; возможность применения средств защиты и пожарной техники; придерживаться требований к охранительным и опасным зонам. Подкладки и прокладки в штабелях, где складываются материалы и конструкции, должны располагаться в одной вертикальной плоскости. Толщина прокладок должна быть больше высоты выступающих монтажных петель не менее чем 0,02м.
В штабель заключаются изделия одной марки подъемными петлями к верху. Обозначения на изделиях должны быть направлены в сторону прохода или проезда. Для обеспечения стойкости штабеля, предотвращения его обрушения и травмирования людей прокладки рассчитывают на зім'яття за формулой:
mR ≥ (Q/n∙l∙b)∙98066,5
где R - расчетное сопротивление древесины на сжимание и зім'яття, Па;
Q - масса прокладок в ряду;
L - длина прокладок, см;
B - ширина прокладок, см.
Нижний ряд прокладок может находиться в условиях повышенной влажности, потому вводится коэффициент условий работы m=0,85. Между штабелями на составах могут быть проходы шириной не менее 1м и проезды, ширина которых обеспечивает прохождение транспортных средств на производство грузовой - разгрузочных работ с учетом средств механизации.
2, 3. 6 Санитарно - бытовое обслуживание работников
Одною с важных условий до строительных площадок есть оборудование ее санитарно - бытовыми помещениями, пунктами питания, медицинскими пунктами, а также правильное расположение их согласно стройгенплану.
Токсичные вещества, например, можно хранить подальше от бытовых помещений и городов отдыха. Свободные места вблизи бытовых помещений необходимо озеленить и сооружать на них площадки для отдыха. Для отведения паводневої воды в ПВР должны быть предвидены соответствующие мероприятия.
Строительство санитарно - бытовых помещений необходимо осуществлять за типичными проектами или использовать инвентарные бытовые и вспомогательные сооружения контейнерного типа, к которым принадлежат раздаточные, столовые, бытовые помещения для обогрева, красный угол, медпункт, летний душ, проходная табельная, контора прораба, контора начальника участка, инструментальная мастерская - раздаточная, туалет, энергоконтейнер.
Контейнеры со смонтированным в них оборудованием перевозятся автотранспортом на тралерах, контейнеры рассчитываются на многократное вращение из сроком до 15 лет. Бытовые помещения контейнерного типа отвечают современным требованиям комфорта, гигиены и технической эстетики.
Расчет санитарно бытовых помещений необходимо выполнять на основе предъявленных к ней требований.
Одинарные шкафы для хранения рабочей и домашней одежды должны быть глубиной 50 см, шириной 20 см, высотой 165 см. Удвоенные шкафы для хранения двух разных видов одежды имеют размеры 50*33*165см.
Количество кранов в умывальниках проектируется из расчета 1 кран на 15 человек, работающих в одном изменении, а душеві - из расчета 1 рожок на 8 человек при действии после изменения со временем 45 минут.
При отсутствии вблизи столовых и буфетов оборудуются пункты питания. Предусматриваются также помещения для обогрева, тенты и палаты для защиты от солнца и атмосферных осадков. Общая площадь помещений для обогрева принимается из расчета 0,1м² на одного работающего, но не менее 8м².
Строительные площадки должны быть обеспечены также аптечками и средствами первой медицинской помощи. Если на строительном участке работают от 300 до 800 человек, надо предусматривать фельдшерский здравпункт.
Рабочие, которые работают на высоте или в малодоступных местах, обеспечиваются флягами, термосами. Бочки с питьевой водой обеспечиваются крышками, которые плотно закрываются, защелкивающиеся на замок и располагающиеся на расстоянии 1м от пола.
Контрольные вопросы к лекции:
1. Охрана труда в проектах производства работ.
2. Общие вопросы охраны труда на строительной площадке.
3. Устраивание дорог и транспортировка груза.
4. Опасные зоны на строительной площадке.
5. Хранение и складывание материалов и изделий на производственных площадках.
6. Санитарно - бытовое обслуживание рабочих на производственных площадках.
ЛЕКЦИЯ № 4, 5. ОПАСНЫЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННИК ДОРОЖНЫЙ- СТРОИТЕЛЬНЫХ И ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
4, 5. 1 Причины производственного травматизма профессиональных заболеваний при эксплуатационнике дорожно-строительных машин и механизмов
На строительных объектах используют сами разные виды строительных машин и механизмов. Повышения уровня механизации строительства автомобильных дорог значительно облегчают условия труда рабочих. Комплексная механизация позволяет снизить судьбу ручного труда и тем же обеспечить наиболее безопасные условия труда. Однако чрезмерная насыщаемость строительных площадок машинами и механизмами создает бесспорную опасность для окружающих людей.
Основными причинами производственного травматизма при эксплуатации дорожно-строительных машин появляются затерянная стойкость, присутствие конструктивных недостатков, неудовлетворительное техническое состояние машин, нахождения людей в пределах опасных зон при работе машин и механизмов и другое.
У обслуживающего персонала строительных машин могут возникнуть профессиональные заболевания, к которым принадлежат, : хронические отравления, возникающие в результате применения токсичных материалов, при транспортировке, при грузово-разгрузочных работах, при заключении бетона и асфальта и другое. Глухота вызывается шумом работы грохотів, машин и механизмов, пневматического инструмента. Виброболезнь вызывается, возникают от вибрации при заключении бетона с применением вибраторов, а также при работе отбойных молотков. "Морская болезнь" возникает при работе в кабинах башенных кранов при больших колебаниях башни и стрелы. Ослабление зрения может возникнуть из-за недостаточного освещения рабочего места. При работе на производственной площадке могут возникнуть простудные заболевания, обморожування, а также перегрев организма человека.
Во время работы некоторых дорожно-строительных машин (землеройные, транспортные, вантажопід'ємні) они могут потерять стойкость и перевернуться. Причина переворачивания связана с превышением момента переворачивания над удерживающим. Несчастные случаи при переворачивании машин могут быть тяжелые или смертельные. Кроме того, случаи переворачивания способствуют значительным материальным убыткам.
Землеройные машины (бульдозеры, скреперы, грейдеры, ескаватори и другие) могут потерять стойкость при работе на участках с недопустимым поперечным или повздожньому склонами. Переворачивание может подняться также при неблагоприятном соединении нагрузок, которые возникли при работе на ровном участке.
Для большинства землеройных машин (бульдозеров, скреперов и другое) опасными (как повздожньому так и поперечному) появляется склон в 30º и больше. Но поперечный склон почти всегда более страшен, чем продольный.
Самоходные и башенные краны могут перевернуться в результате действия груза, который поднимается, ветровой нагрузки или потери собственной стойкости. Причинами появляется работа на наклоненной площадке, подъем груза, масса которого превышает вантажопід'ємність крана на данном вылете стрелы, действия ветровой нагрузки на незакрепленный кран и тому подобное.
Причины несчастных случаев при эксплуатации некоторых машин и механизмов связаны с нахождением людей в опасных зонах, которые могут быть постоянными и временными. Постоянные опасные зоны вызывают при работе вантажопід'ємних машин, экскаваторов и другие.