Основные положения учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»:
1.С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Это позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.
2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют здоровью человека вред, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности – это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них – актуальная проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересовано.
3.Обеспечение безопасности жизнедеятельности - приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность – это приемлемый риск.
Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в повышении информированности народа. Другого пути просто нет, и вот почему. Опасности по своей природе вероятностны (то есть случайны), потенциальны ( то есть скрыты), перманентны ( то есть постоянно возникают ) и тотальны ( то есть всеобщи, всеобъемлющи ). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни, так как одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что он не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.
Для выработки идеологии безопасности, формирования мышления и поведения, способствующего безопасности, и была предложена учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».
Можно дать такое определение этой дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности» – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
«Безопасность жизнедеятельности» не решает специальных проблем безопасности - это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, и т.д.).
Но «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.
Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы:
1. «Безопасность жизнедеятельности» - неотъемлемая составная часть подготовки всесторонне развитой личности.
Этот предмет должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения, что в интересах личности, общества, государства.
ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ №1:
1.Чем обусловлено включение курса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в государственные образовательные стандарты высших учебных заведений России?
2.Назовите примеры чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3.Назовите примеры чрезвычайных ситуаций природного характера.
4.Назовите примеры чрезвычайных ситуаций экологического характера.
5.Назовите примеры чрезвычайных ситуаций социального характера.
6.Назовите причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
7.В чём состоит идеология научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
8.Назовите определение понятия «Безопасность»?
9.Дайте определение дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности»
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Чрезвычайные ситуации природного характера:
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера:
3. Космические катастрофы.
4. Социально-политические чрезвычайные ситуации.
5. Терроризм в современном мире.
6. Военные действия в населённых пунктах.
7. Рак. (Причины возникновения, методы диагностики и лечения, способы профилактики заболевания, уровень заболеваемости на сегодняшний день).
8. Туберкулёз.
9. Йерсиниоз.
10. Холера.
11. Чума.
12. Сибирская язва.
13. Клещевой энцефалит.
14. СПИД.
15. Химически опасные производства, расположенные на территории Красноярского края.
16. Радиационно-опасные объекты, расположенные на территории Красноярского края.
17. Чрезвычайные ситуации характерные для территории Красноярского края. (Характеристика возможных ЧС, прогнозируемые места возникновения ЧС, меры безопасности).
18. Красноярская ГЭС как объект возможного возникновения ЧС.
19. СДЯВ. Классификация, характеристика, техника безопасности при работе с веществом, первая помощь.
20. Кислоты и щелочи. Характеристика веществ. Признаки поражения. Первая помощь.
21. Защита населения при катастрофах природного характера.
22. Защита населения при катастрофах техногенного характера.
23. Защита населения при катастрофах экологического характера.
24. Принципы защиты населения при террористических актах.
25. Основы физиологии труда.
26. Силовые методы самообороны.
27. Психологическая и физическая подготовка к действию в чрезвычайных условиях.
28. Психология толпы.