Самостоятельная работа во вне учебное время

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Тема № 1.3.4: «Задачи и организационная структура Российской системы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

Лечебный факультет

Методические рекомендации рассмотрены

и одобрены на заседании кафедры

(протокол № 8 от «14» мая 2012 г.)

Заведующий кафедрой

доцент В.Б. Сивков

«___» _____________ 2012 г.

Самара, 2012

2. Формируемые компетенции:

· способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14(2);

· способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в очагах массового поражения, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21(3,5).

3. Цель занятия:

В результате изучения темы занятия студент должен:

Знать:

  • Определение, задачи и основные принципы построения, функционирования и организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
  • Задачи и состав сил и средств РСЧС, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России
  • Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Уметь:

· осуществлять основные мероприятия по защите населения, больных, медицинского персонала и имущества от поражающих факторов различных видов оружия и в чрезвычайных ситуациях;

4. Общее время занятия:135 минут

5. Оснащение занятия:

Материально-техническое обеспечение:

Класс для проведения практических и семинарских занятий, оснащенные теле-, видеоаппаратурой для демонстрации учебных материалов. Мультимедийный комплекс. Видеоматериалы. Тестовые задания.

Методические рекомендации к семинарскому занятию для студентов – 1 на двоих студентов.

Литература для самостоятельной подготовки студентов:

Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для вузов / Н.М Киршин и др.; Под общей редакцией Н.М Киршина — 4-е издание, стереотип-ное — М.: , 2010. — 312 с.:

Дополнительная литература:

1. Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с.Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с.

2. Лекционный материал.

Теоретическая справка: дана на странице кафедры МКиБЖД официального сайта СамГМУ

Программное обеспечение:

Электронная версия УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» доступна для студентов на страни­це кафедры сайта Самарского государственного медицинско­го университета по адресу: http://www.samgmu.ru/ university. Информация, включающая электронные версии части учебно-методических комплексов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», а также нормативно-правовые документы, форму оформления курсовой работы, других документов, необходимых для изучения указанной дисциплины, представлена в виде электронного пособия, составленного сотрудника­ми кафедры.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Информационно-справочные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и Российской Федерации.

Доступ к информационно-поисковой системе Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Доступ к базам данных и информационным ресурсам, медицинским поисковым системам MedExplorer, MedHunt, PubMed. И др.

В качестве дополнительной литературы допускается использование в учебном процессе методических пособий, рекомендаций, указаний, разработанных преподавателями кафедр, организаций здравоохранения и утвержденных учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.

Самостоятельная работа во вне учебное время

Подготовится к тестированию.

Подготовиться к семинарскому занятию, прочитать основную и дополнительную литературу по теме занятия;

Подготовка реферата по теме занятия: «Организационная структура Российской системы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

Задание на дом

№ пп Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
1. Общая характе-ристика чрезвы-чайных ситуаций мирного времени. Безопасность жиз-недеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Де-висилов, А.В. Иль-ницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотип-ное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.   Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте. 1.Знать терминоло-гию, определения основных понятий. 2. Изучить общую характеристику чрезвычайных ситуаций мирного времени .    
2. Определение, задачи и основные принципы построе-ния, функциониро-вания и орга-низации Единой государственной системы предуп-реждения и ликви-дации чрезвычай-ных ситуаций (РСЧС) Безопасность жиз-недеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редак-цией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.   Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте 1.Знать терминоло-гию, определения основных понятий. 2. Изучить задачи и основные принципы построения, функ-ционирования и ор-ганизации Единой государственной системы предуп-реждения и ликви-дации чрезвычай-ных ситуаций (РСЧС)
3. Задачи и состав сил и средств РСЧС, силы и средства ликвидации чрез-вычайных ситуа-ций МЧС России Безопасность жиз-недеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редак-цией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил. Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте 1.Знать терминоло-гию, определения основных понятий. 2. Изучить Задачи и состав сил и средств РСЧС, силы и сред-ства ликвидации чрезвычайных си-туаций МЧС России  
4. Основные меро-приятия РСЧС по предупреждению и ликвидации пос-ледствий чрезвы-чайных ситуаций Безопасность жиз-недеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов. В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редак-цией С.В. Белова.— 8-е издание, сте-реотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил. Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте 1.Знать терминоло-гию, определения основных понятий. 2. Изучить основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации пос-ледствий чрезвы-чайных ситуаций  

7. ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов

Приложение №2 Требования по оформлению реферата

Приложение №3 Перечень вопросов для самоконтроля

Приложение №1

Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов:

Тема № 1.3.4: «Задачи и организационная структура Российской системы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций »

Вариант № 1

1. Сколько и каких уровней имеет Российскя система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

А) 4 уровня: объектовый, местный, территориальный, федеральный;

Б) 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый;

В) 3 уровня: федеральный, региональный, местный.

2. На кого возложено руководство РСЧС?

А) на президента Российской Федерации (РФ);

Б) на министра МЧС РФ;

В) на Председателя Правительства РФ.

3. Укажите одну из основных задач, стоящих перед РСЧС?

А) ликвидация ЧС;

Б) создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

В) социальная защита населения.

4. Какие принципы лежат в основе построения и функционирования РСЧС?

А) соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам;

Б) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

В) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

5. Укажите одну из федеральных служб предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти для решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера?

А) медицинская служба ВС РФ;

Б) служба медицины катастроф (Минздрав России);

В) ветеринарная служба ВС РФ.

6. Кто являются постоянно действующим органом повседневного управления РСЧС на федеральном уровне?

А) ВС России;

Б) МВД России;

В) МЧСРоссии.

7. Что создается в целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на территориальном уровне управления РСЧС?

А) объектовая КЧС;

Б) КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

В) Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС.

8. Укажите одну из основных задач, стоящих перед силами и средствами РСЧС?

А) проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;

Б) социальная защита населения;

В) спонсорская помощь.

9. Кто относится к силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС?

А) формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

Б) формирования ВСМК;

В) формирования МС ГО.

10. Кто относится к силам и средствам ликвидации ЧС РСЧС?

А) Медицинский отряд;

Б) Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд;

В) Ветеринарный отряд.

Вариант № 2

1. Кто относится к силам и средствам ликвидации ЧС МЧС России?

А) авиация МЧС России;

Б) ВС РФ;

В) Минатом России.

2. Для чего предназначен Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас)?

А) для тушения лесных пожаров;

Б) для осуществления социальной защиты населения;

В) для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ в ЧС различного характера как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Наши рекомендации