Microsoft Word — мощная программа обработки текстовых документов, имеющая сотни функций, и являющаяся одной из ведущих систем обработки текстовых документов, входит в состав пакета Microsoft Office. Word был первым текстовым процессором, совмещавшим себе широкий спектр мощнейших средств редактирования, форматирования и публикации документов с интерфейсом, который новичок мог освоить за считанные минуты. За последние 20 лет Word приобрел новый интерфейс, новые средства автоматизации, новые функции, помогающие пользователю создавать любые документы быстро и просто.
Любой текстовый процессор позволяет хранить текстовую информацию в документе и распечатывать ее на бумаге, однако Word может делать гораздо больше этого. На протяжении последних лет компьютерные сети и мощность вычислительных систем постоянно росли; определение понятия «документ» расширялось, и совершенствовался вместе с ним. В настоящее Время Word представляет собой полнофункциональную программу редактирования текстовой и графической информации, создания Web-страниц и обработки документов.
При помощи Word можно создавать практически любые документы и публиковать в электронном виде или в виде печатных копий. Основные возможности Word можно разделить на несколько категорий:
· Редактирование текста
Текст может быть введен в документ посредством набора на клавиатуре. Кроме того, можно вставить в документ определенные текстовые фрагменты или даже целые файлы. Word предоставляет множество функций, позволяющих выполнять корректорскую правку, редактирование и изменение текстовой информации наиболее удобным способом. Так, функция автотекста позволяет вставлять в документы, часто используемые фразы при наборе лишь нескольких первых букв этих. Функция автокоррекции автоматически исправляет наиболее распространенные
опечатки, орфографические и грамматические ошибки, освобождая пользователя от необходимости заниматься их исправлением.
· Форматирование текста
Word позволяет устанавливать межстрочный интервал, характер выравнивания и размер отступов, выбирать гарнитуру и размер шрифта, а также его начертание. Пользователь может определять стили, включающие в себя несколько параметров форматирования, и применять все эти параметры одновременно или использовать темы для оформления Web-страниц в едином ключе при настраиваемых стилях, графике и фоновых рисунках. Текстовая информация может быть представлена в виде таблиц, в документах могут быть определены колонтитулы, простые и концевые сноски, подписи или текстовые рамки к рисункам и таблицам.
· Графика
В Word имеется набор встроенных средств для создания геометрических фигур, линий, прямоугольников, овалов и других простых графических объектов. Кроме того, имеется возможность выбирать и вставлять в документы десятки предопределенных фигур и готовых рисунков. Word позволяет импортировать в документы графику из форматов, поддерживаемых большинством других приложений Windows, а программа Word Photo Editor может быть использована для просмотра и изменения цифровых фотографий и электронных изображений других типов.
· Верстка
Word предоставляет всевозможные функции верстки, позволяющие размещать текстовую и графическую информацию на странице для подготовки практически любой полиграфической продукции, от указателей и бюллетеней до книг и журналов. Например, можно форматировать текст в виде нескольких колонок, дополнять его графикой, задавать обтекание текста вокруг врезок и иллюстраций, определять чередующиеся верхние и нижние колонтитулы (различные для четных и нечетных страниц), создавать предметный указатель, оглавление и перекрестные ссылки. Совместно с Word поставляется несколько
предопределенных шаблонов для создания различных видов печатной продукции, которые нетрудно изменить (или создать новые) для соответствия каким-либо конкретным задачам.
· Обработка данных и средства автоматизации
Функция слияния позволяет извлекать информацию из файла базы данных и создавать на основе этой информации письма или почтовые наклейки. Используя этот же основной принцип, можно включать содержимое любого из полей базы данных в любое место документа и при печати автоматически обновлять содержащуюся в этих полях информацию. Для автоматизации тех или иных процедур также могут быть использованы макросы, благодаря чему определенный набор задач может быть выполнен посредством нажатия всего нескольких кнопок. Кроме того, имеется возможность, создавать программы на языке Microsoft Visual Basic for Applications, которые могут выполняться автоматически при запуске Word.
· Web-публикации
Расширенный набор средств Word для публикации документов в Web позволяет определять формат документов, предназначенных для такой публикации, в точном соответствии с замыслом пользователя. Word может быть использован для создания Web-страниц, включающих формы, таблицы, электронные таблицы Microsoft Excel, графику, аудио- и видеоклипы, звуки, анимацию и прочие компоненты. Новый редактор сценариев позволяет создавать и включать в Web-страницы HTML-сценарии. Доступ к ресурсам Web может быть осуществлен непосредственно из Word, и любой документ может быть дополнен гипертекстовыми ссылками.
· Коллективная работа
Во многих организациях работа над документами ведется целыми коллективами. В состав Word входят ряд функций, направленных на облегчение процесса управления коллективной обработкой документов. В документы Word могут быть включены текстовые и речевые комментарии;
Word позволяет синхронизировать различные версии и варианты
документов и направлять документы группе рецензентов по маршруту. Кроме того, имеется возможность вставлять комментарии рецензентов в Web-страницы и планировать конференции средствами Microsoft NetMeeting.
· Интеграция
Word поддерживает разработанный Microsoft механизм связывания и внедрения объектов OLE, что обеспечивает возможность разделения данных и функций с любыми программами, для которых реализована поддержка OLE. Являясь частью Microsoft Office, Word может использовать данные совместно с Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Access и Microsoft Outlook, а также с Microsoft Internet Explorer. Вот несколько примеров такого использования:
1) Переход к Web-странице внутри документа Word (для выполнения этой операции в качестве Web-броузера запускается Internet Explorer).
2) Просмотр создаваемых в Word Web-страниц с использованием Internet Explorer.
3) Вставка таблиц Excel в документы Word и их автоматическое обновление при изменении данных в Excel.
4) Вставка полей Access в документы Word и их автоматическое обновление при изменении данных в Access.
5) Использование адресов, хранящихся в базе данных Access, для создания бланков писем в Word.
6) Использование тем форматирования Web-страниц в формах Access.
7) Использование единых словарей для проверки орфографии в Word, Excel, PowerPoint, Outlook и Access, благодаря чему слова, добавленные в единый пользовательский словарь, становятся доступными всем приложениям Office.
8) Передача документов по электронной почте непосредственно из Word на основе определенного в Outlook почтового профиля.
9)
Вставка слайдов или наборов слайдов PowerPoint в документы Word.
· Настройка параметров
Параметры Word могут быть настроены в соответствии с любыми конкретными требованиями рабочей среды. Например, имеется возможность выполнять следующие настройки:
1) Создавать, изменять или удалять меню, команды меню, панели инструментов и кнопки панелей инструментов.
2) Скрывать, перемещать и организовывать панели инструментов.
3) Создавать или изменять горячие клавиши для любой операции Word.
4) Создавать или изменять шаблоны, на основе которых создается новые документы.
5) Выбирать и изменять язык для проверки орфографии и грамматики в Word.
6) Изменять язык интерфейса Word.
7) Выбирать в качестве единиц измерения Word дюймы, сантиметры, пункты или пики.
8) Добавлять новые шрифты.
· Автоматизация
И наконец, Word располагает богатейшим набором средств автоматизации создания документов. Выше уже были упомянуты функции автозамены и автотекста, однако это еще далеко не все. Функция автоформата позволяет выполнять форматирование текста по мере набора, например, автоматически создавать маркированные и нумерованные списки или заменять Web-адреса действующими гипертекстовыми ссылками. Адаптивные меню и панели инструментов перемещают наиболее часто используемые команды в более доступные места, что облегчает доступ к ним. А мастера упрощают процедуру создания писем, бюллетеней, Web-страниц и прочих типов документов.
В Word реализованы такие функции, которые направлены на облегчение работы администраторов вычислительных сетей, которые должны контролировать работу большого количества пользователей Word, однако большая часть новых функций призвана улучшить условия работы индивидуальных пользователей.
· Установка
Ряд нововведений, реализованных в функции установки Word, облегчает работу индивидуальных пользователей:
1) Функции автоматизации установки Intelligent Install. Office автоматически определяет оптимальный характер установки на основании состава уже установленного и используемого программного обеспечения.
2) Установка по необходимости. Word не устанавливает каждый отдельно взятый шаблон, тему или другой файл, — вместо этого Word устанавливает лишь некоторые файлы и предлагает установить тот или иной компонент, когда в нем возникает необходимость. Эта возможность позволяет получить значительную экономию дискового пространства.
3) Мастер профилей Office. Эта новая программа сохраняет пользовательские настройки и позволяет создавать или восстанавливать их по мере необходимости. Такая возможность особенно полезна при переходе на другой компьютер в сети или переносе Word на портативный компьютера.
· Самодиагностика и восстановление
Теперь Word и приложения Office могут автоматически проверять входящие в их состав файлы на наличие сбоев и восстанавливать их. Эти функции реализуются средствами следующих мастеров и команд:
1) Мастер настройки Office автоматически выявляет наличие ошибок при запуске Word и позволяет исправить их. Он производит проверку на наличие поврежденных данных в реестре и файлах, выявляет недостающие файлы, необходимые для работы приложений Office, и другие неполадки. После этого мастер сообщает, где можно отыскать необходимые файлы, если требуется их установка.
2)
Мастер очистки Office выявляет файлы предыдущих версий Office и позволяет удалить все эти файлы.
3) Команда меню Справка (Help) «Найти и устранить» выявляет проблемы, связанные с файлами, не являющимися необходимыми для функционирования Word, такими как файлы шрифтов и шаблонов.
4) Теперь разработчики макросов могут использовать цифровые подписи для идентификации своих макросов, что предотвратит отображение предупреждения о наличии макросов при открытии документа.
· Повышение производительности
Word предоставляет ряд новых функций, призванных повысить производительность работы пользователя:
1) В новых окнах диалога для открытия и сохранения документов отображается на 50% больше файлов, чем в предыдущих версиях Word. Новая панель адресов позволяет осуществлять доступ к наиболее часто используемым папкам посредством одного щелчка; на ней имеется значок «Журнал, позволяющий получить доступ к 20-50 документам, с которыми работал пользователь. Новая кнопка «Назад» , аналогичная кнопке Web-браузера, позволяет перейти к последнему файлу, с которым велась работа.
2) В меню и на панелях инструментов при первом запуске программы теперь отображается только наиболее часто используемые команды. Word автоматически добавляет команды и кнопки в рабочий набор и удаляет их в зависимости от интенсивности их использования.
3) В панели задач Windows теперь отображается отдельные кнопки для каждого открытого в Word документа, что позволяет переходить к требуемому документу как при помощи меню «Окно», так и используя панель задач.
4) Скрытие и отображение помощника Office значительно упрощенно. Теперь помощник не имеет отдельного окна (он просто отображается на экране) и при желании может быть полностью отключен.
5) Теперь в буфер обмена могут быть помещены десятки различных элементов. Новая панель инструментов «Буфер обмена» отображает содержимое буфера и позволяет вставлять хранящиеся в нем элементы как по отдельности, так и группами.
6) Новые параметры окна диалога «Печать» позволяет Word автоматически изменять масштаб документа для печати нескольких страниц документа на одном листе или при использовании бумаги нестандартных размеров.
· Редактирование и форматирование
Передовые функции редактирования и форматирования Word постоянно совершенствуются. В число новых функций входят следующие:
1) Новая функция свободного ввода может быть использована в режимах разметки страницы и Web-документа для задания или изменения позиций табуляции и выравнивания текста посредством двойного щелчка на любой свободной строке документа. Например, если дважды щелкнуть мышью у правого края пустой строки, Word будет выравнивать вводимый текст по правому краю.
2) Теперь Word позволяет создавать вложенные и перемещаемые таблицы, располагать таблицы рядом и создавать встроенные строки заголовков таблиц. Кроме того, команда «Нарисовать таблицу» позволяет начертить таблицу вокруг набранного текста.
3) Функция автозамены, направленная на повышение производительности; работы, теперь использует для выявления и исправления слов с орфографическими ошибками пользовательский словарь.
Расширенный орфографический словарь снижает количество неверно распознаваемых орфографических ошибок
· Поддержка HTML
·
Принимая во внимание неуклонный рост значимости Web-страниц в корпоративных сетях, равно как и на общественных Web-узлах, Microsoft значительно расширила поддержку HTML для Word:
1) Word позволяет сохранять документы в формате Web-страниц и передавать их на Web-сервер за одну операцию. При сохранении Web-страницы Word создает папку, в которую помещаются все дополнительные файлы.
2) Когда при просмотре Web-страницы в Internet Explorer пользователь выбирает команду «Правка», Office открывает то приложение из своего состава, средствами которого был создан этот документ. Кроме того, имеется возможность просматривать HTML-код документа без форматирования.
3) Предусмотрена возможность просмотреть документ в Web-броузере перед сохранением.
4) Средства работы с гиперссылками претерпели значительные усовершенствования. Теперь процедура создания гиперссылок на закладки документа, другие файлы, Web-страницы и даже адреса электронной почты существенно упрощена. Имеется возможность задать режим автоматического обновления гиперссылок при сохранении документа.
5) В Word реализована возможность вставки в документ таких графических объектов, как маркеры списков, горизонтальные линии и других графических объектов. Значения по умолчанию для цвета и заполнения сохраняются в документах; Word автоматически группирует перекрывающуюся графику.
6) Аналогично стилям, представляющим собой наборы параметров форматирования текста, темы являются согласованными наборами параметров форматирования Web-страниц, включающими стили, цвет или рисунок фона, графические маркеры списков и горизонтальные линии. Вместе с Word поставляются десятки тем, которые могут быть использованы в создаваемых Web-страницах.
7) В Word реализована поддержка специальных форматов, создаваемых при сохранении документа в формате Web-страницах с последующим открытием его для редактирования в Word из броузера. Несмотря на то, что документ был преобразован в формат HTML, он открывается как стандартный документ Word, что позволяет пользователю просматривать и изменять его исходное форматирования.
8) Имеется возможность задания режима уведомления об обновлении любого опубликованного в Web документа.
9) Редактор сценариев позволяет создавать HTML-сценарии и вставлять их в Web-страницы.
· Программирование и безопасность
В состав Microsoft Office включена значительно усовершенствованная версия языка Visual Basic 6.0 for Applications (VBA)(Visual Basic for Applications (VBA, Visual Basic для приложений) — немного упрощённая реализация языка программирования Visual Basic, встроенная в линейку продуктов Microsoft Office (включая версии для Mac OS), а также во многие другие программные пакеты такие как AutoCAD , SolidWorks, CorelDRAW, WordPerfect и ESRI ArcGIS. VBA покрывает и расширяет функциональность ранее использовавшихся специализированных макро-языков, таких как WordBasic
VBA является интерпретируемым языком. Как и следует из его названия, VBA близок к Visual Basic. VBA, будучи языком, построенным на COM, позволяет использовать все доступные в операционной системе COM объекты и компоненты ActiveX. По сути, возможно создание приложения на основе Microsoft Word VBA, использующего только средства Corel Draw. В будущем Microsoft планирует заменить VBA на Visual Studio Tools for Applications (VSTA) — инструментарий расширения функциональности приложений, основанный на Microsoft .NET.), дополненного новыми функциями, облегчающими квалифицированную разработку макросов и приложений:
1) В настоящее время VBA находится на одном уровне с Visual Basic.
2) VBA позволяет создавать интегрированные решения, включающие в себя любые приложения Microsoft Office, благодаря использованию элементов управления ActiveX.
3) Интегрированная автоматическая проверка на вирусы может быть включена в любой макрос, написанный на Visual Basic for Applications. Реализован новый интерфейс API с поддержкой функций защиты от вирусов для окна диалога «Открытия документа», позволяющий разработчикам задавать режим автоматической проверки на наличие вирусов в любом открываемом документе.
Макросам могут быть присвоены цифровые подписи, подтверждающие отсутствие вирусов в макросах.
Работа в Microsoft Word
После запуска Word открывается новый документ с именем документ 1, который расположен в центральной части Главного окна и представляет собой рабочую область. Здесь можно набирать и корректировать нужный текст.
Окно программы Microsoft Word состоит из следующих элементов:
строка заголовка, строка меню, панели инструментов, измерительные линейки, полосы прокрутки, текстовое поле, строка состояния.
В строке заголовка выводится название активного документа.
Строка меню содержит следующие пункты: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Таблица, Окно, Справка.
В меню Файл содержатся команды, с помощью которых можно создавать, открывать или сохранять документы. С помощью меню Правка можно редактировать документ (отмечать, стирать, копировать, проводить поиск необходимых мест текста и т.д.). Меню Вид позволяет выбирать форму представления документа на экране и управлять индикаций элементов главного окна Word . Меню Вставка позволяет вставлять в текст различные объекты: сноски, примечания, принудительные разрывы страниц, рисунки, графики и т.д. С помощью меню Формат можно форматировать текст. В меню Сервис существуют команды для проверки орфографии и исправления опечаток в документе. В меню Таблица находятся все команды, необходимые для работы с таблицами. С помощью меню Окно можно переключаться с работы над одним документом на работу с другим и изменять расположение окон документов в Главном окне Word. В меню Справка можно найти все, что необходимо для получения помощи при работе с Word.
Альтернативный способ доступа к командам в Word обеспечивают «панели инструментов».
Горизонтальная управляющая линейка служит для установки в выделенных абзацах позиций табуляции и отступов, а также для настройки ширины столбцов в документах газетного типа. Передвигая мышью, нижние треугольники на линейке, можно установить правый и левый абзацный отступ. Аналогично с помощью верхнего треугольника можно установить позицию табуляции («красной строки»).
Справа и внизу от документа расположены полосы вертикальной и горизонтальной прокрутки текста. Они применяются в тех случаях, когда весь текст не помещается на экране и требует сдвига (прокрутки) вверх- вниз или влево-вправо.
В нижней части Главного окна Word находится строка состояния, на которую выводится информация о положении текстового курсора в документе и о текущем режиме работы.
Word является многооконным процессором. Это означает, что можно одновременно открыть несколько документов, причем часть из них может быть готовыми файлами, а часть - заготовками (без имени, но с обозначениями Документ1, Документ2 и т.д.). Можно одновременно обрабатывать все документы, окна которых расположены рядом, друг под
другом, каскадом или свернуты до пиктограмм.
Различают полноэкранное и нормальное представление документа. Изменение представления документа осуществляется с помощью кнопки распахивания/восстановления окна документа.
Для расположения активных окон друг под другом предназначена команда Упорядочить все из меню Окно.
Для обмена текстовой и графической информацией между окнами открытых документов можно использовать буфер обмена, а также метод Drag аnd Drор» (перенести и оставить).
4. Создание оглавления, сносок и колонтитулов в Word
Оглавление представляет собой список заголовков документа. Оно используется для просмотра тем, обсуждаемых в документе. Можно создать оглавление с помощью встроенных в Мiсrosoft Word форматов стилей заголовков и стилей уровней структуры. Наиболее простым способом создания оглавления является использование встроенных форматов уровней структуры или стилей заголовков.
На вкладке Оглавление открываются диалоговые окна, где можно выбрать формат оглавления, установить ввод номеров страниц в оглавлении и т.д.
С помощью Word можно оформить документ сносками (обычными и концевыми). Обычная сноска располагается в нижней части страницы или внизу текста. Концевая сноска выполняется в конце документа (или в конце раздела). В один документ можно включить сноски обоих типов. Чтобы отредактировать текст сноски достаточно сделать двойной клик мышью на маркере нужной сноски.
Чтобы удалить вставленную сноску, достаточно выделить её маркер и нажать клавишу Del. При этом автоматически изменяются значения маркеров остальных сносок.
Колонтитулы служат для сносок пояснений к тексту, вставок даты и времени, автотекста, добавления числа страниц, номера страницы. Колонтитулы могут быть верхними и нижними. В колонтитул обычно вставляется текст и/или рисунок (номер страницы, дата печати документа, эмблема организации и т. п.), который должен быть напечатан внизу или вверху каждой страницы документа. Чтобы вставить колонтитулы в документ нужно левой кнопкой мышки щёлкнуть на меню Вид Колонтитулы.
5. Стилевое оформление. Шаблоны в Word
Стилем называется группа форматов, обозначенная уникальным именем.
Стиль можно рассматривать, как команду форматирования, которую сами создали. Для создания стиля необходимо выбрать форматы, которые хочется применить (шрифт, выравнивание, отступы и т.д.) и дать этой группе форматов уникальное имя. После этого за один шаг можно применить всю группу выбранных форматов. Достаточно выделить текст, который требуется отформатировать, а затем в списке Стиль (на панели инструментов форматирования) выбрать имя нужного стиля.
Для форматирования текста можно использовать стили следующих видов: стиль абзаца; стиль знака; стиль таблицы.
Стиль абзаца управляет внешним видом абзаца (шрифтом, кеглем шрифта, межстрочным интервалом, выравниванием текста, позициями табуляции и т.д.).
Стиль знака управляет внешним видом отдельных символов, слов или фраз и может включать в себя все форматы, которые устанавливаются в диалоговом окне Шрифт.
Стиль таблицы управляет внешним видом таблицы (сеткой, шрифтом, межстрочным интервалом, выравниванием текста и др.).
Чтобы применить стиль, достаточно выделить текст, который требуется отформатировать, а затем в списке Стиль (на панели инструментов форматирования) выбрать имя стиля. Чтобы применить стиль к абзацу, достаточно установить курсор в любом месте форматируемого абзаца.
Чтобы применить стиль символов необходимо выделить весь текст, который нужно
отформатировать. для создания стиля необходимо использовать диалоговое окно Стиль, которое открывается командой Стили и форматирование меню Формат, кнопкой Создать стиль.
Также можно самостоятельно отформатировать документ с помощью стандартных стилей. для этого можно использовать команду Автоформат меню Формат.
Шаблон является заготовкой для всех документов определенного типа, имеющие расширение dot. В шаблоны можно включить текст и графику, которые должны присутствовать во всех документах данного типа. Каждый шаблон Word связан с определенным набором стилей. В системе Word имеются шаблонs некоторых распространенных типов документов, например, писем, служебных записок, отчетов и т.п.
Шаблоны, сохраненные в папке Шаблоны, отображаются на вкладке
Общие диалогового окна Шаблоны. Чтобы создать в диалоговом окне
Шаблоны пользовательские вкладки для шаблонов, создайте новую
подпапку в папке Шаблоны, а затем сохраните шаблоны в этой подпапке.
Имя, заданное для подпапки, будет присвоено новой вкладке.
для изменения общего вида документа в соответствии с каким-либо шаблоном необходимо запустить команду Тема меню Формат и, нажав кнопку Библиотека стилей, выбрав нужный шаблон в списке имеющихся шаблонов.
Создавать шаблоны документов можно двумя способами: на основе существующего документа или на основе существующего шаблона.
При первом способе нужно в меню Файл выбрать команду Открыть (нужный документ).
При втором способе в меню Файл выбрать команду Создать. В области задач Создание документа, в группе Создание с помощью шаблона выбрать Общие шаблоны. Выбрав шаблон, похожий на вновь создаваемый, установить переключатель Создать в положение Шаблон, а затем нажать кнопку ОК. В меню Файл выбрать команду Сохранить как. В поле Тип файла выбрать Шаблон документа. По умолчанию файл сохраняется в папке Шаблоны, выбранной в поле Папка.