IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Лечебный факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН И.М. Чиж «___ »____________2014 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для СТУДЕНТОВ
по учебной дисциплине безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
на практическое занятие для студентов лечебного, медико-профилактического, стоматологического и фармацевтического факультетов
Тема № 10
Первая помощь при неотложных состояниях: ожоги, переохлаждение, обморожение, тепловой и солнечный удары, поражение электрическим током, обморок, кома.
Рассмотрено на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф «____»_________________2014 г. Протокол № ______ |
Москва, 2014
I. Учебные цели
Ознакомить студентов с правилами оказания первой помощи при неотложных состояниях: ожоги, переохлаждение, обморожение, тепловой и солнечный удары, обморок, кома.
Изучить основные правила оказания первой помощи пострадавшим при поражении электрическим током.
В результате изучения темы студенты должен:
Знать:
- особенности поражений при термических воздействиях;
- особенности поражений электрическим током;
- признаки обморока и комы.
Уметь:
- оказывать первую помощь при термических поражениях;
- оказать первую помощь при поражении электрическим током;
- оказать помощь при обмороке и коме.
II. Учебные вопросы
1. Термические поражения (воздействие высоких и низких температур);
2. Тепловой и солнечный удары.
3. Поражение электрическим током.
4. Утопление: истинное и ложное.
5. Обморок и кома.
III. Учебно-материальное обеспечение
1. ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М. Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.
2. Гончаров С.Ф., Покровский В.И. и др. «Руководство по обучению населения защите и оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях», - Москва, 2009, 448 с.
3. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве: М.: Изд-во ГАЛО Бубнов, 2007. -112 с.
4. Методические рекомендации по проведению сердечно-легочной и церебральной реанимации Российского Национального Совета по реанимации, 2011г.
5. Мостов А.В. Методические рекомендации по оказанию первой помощи. Medmaneken.ru.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Федеральный закон 323 ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации «Методические рекомендации по проведению сердечно-легочной и церебральной реанимации Российского Национального Совета по реанимации» (2011г.)
2. Приказ Минздравсоцразвития от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
2. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
- Методические указания к практическому занятию для студентов.
- Слайды.
- Наглядные пособия и фантомы.
- 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Мультимедийное оборудование.
IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
Практическому занятию предшествует самостоятельная подготовка студентов по рекомендованной литературе и вопросам учебного задания на самоподготовку, которые преподаватель доводит до студентов на предшествующем занятии или лекции.
Занятию предшествует изучение студентами теоретических вопросов, связанных с оказанием первой помощи при воздействии высоких и низких температур, поражении электрическим током, утоплении, обмороке и коме.
Студент должен получить навык самостоятельной работы, самостоятельного поиска и анализа учебной информации, для дальнейшего изучения вопросов по оказанию первой помощи пострадавшим при вышеперечисленных поражениях.
2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
При изучении учебных вопросов необходимо обратить внимание на особенности оказания первой помощи при поражении электричеством, переохлаждении, ожогах, утоплении, обмороке и коме.
В заключении – рассматриваются вопросы специфики первой помощи при вышеперечисленных состояниях.
Режим проверки подготовленности студентов к занятию будет осуществляться в виде устного опроса по теме занятия с выставлением оценки.
3. Задачи на предстоящее занятие.
Для достижения целей практического занятия необходимо:
- Изучить методические указания для студентов.
- Изучить вышеприведенные учебные вопросы по рекомендуемой литературе.
- Ответить на вопросы самоконтроля.
4. Вопросы и задачи для самоконтроля знаний.
1. Первая помощь при ожогах. Определение величины ожога.
2. Переохлаждение и первая помощь при переохлаждении.
3. Первая помощь при обморожениях.
4. Содержание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
5. Поражение электрическим током.
6. Виды утоплений.
7. Первая помощь при обмороке и коме.
V. Учебные материалы
Практическая работа.
Практическая работа: «Первая помощь при кровотечениях, ушибах, переломах в чрезвычайных ситуациях». Самостоятельно отрабатывают навыки остановки кровотечения и иммобилизации конечностей у пострадавшего.
Условия практической работы(ситуационные задачи).
Задача №1
Во время пожара пострадал человек. На нем загорелась одежда. Самостоятельно потушить огонь он не может, кричит, зовет на помощь.
Задача № 2
Вблизи высоковольтной линии электропередачи лежит человек. Признаков жизни не подает. Рядом с ним на земле лежит провод.
Задание для студентов
1. Оценить обстановку и безопасность для себя и пострадавшего.
2. Оценить состояние пострадавшего, определить повреждение.
3. Оказать первую помощь в зависимости от повреждения.
4. Провести вторичный осмотр пострадавшего.
Доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф кандидат медицинских наук | В.Е. Косачев |
«__»_____________2014 г. |