Раздел 1. Цели и задачи дисциплины. Ее место в системе высшего медицинского образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
(наименование учебной дисциплины в именительном падеже)
Специальность (направление подготовки): 080200.62 Менеджмент
(код, название)
Форма обучения: заочная
(очная, очно-заочная, заочная)
Срок освоения ООП: 5 лет
(нормативный срок обучения)
Кафедра « Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080200 «Менеджмент»_,
утвержденный Министерством образования и науки РФ «20» мая 2010 г.
2) Учебный план по специальности 080200 «Менеджмент», одобренный ученым
Советом ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России 16 декабря 2011 г. Протокол № 11
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, от « 19» апреля 2012г. Протокол № 8
Заведующий кафедрой ___________________________(А. И. Кодочигов)
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Советом
______________________________от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
(название факультета)
Председатель Совета факультета________________( )
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена центральным методическим Советом от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Председатель ЦМС ______________________ (А.Л. Бондаренко)
Разработчик:
Преподаватель каф. БЖД и медицины
катастроф, к.м.н. Кириченко Н.Е
Рецензенты: (рецензии прилагаются)
заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения д.м.н., профессор Петров Борис Алексеевич
заведующая кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Ижевской государственной медицинской академии д.м.н., доцент Шкатова Елена Юрьевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины. Ее место в системе высшего
профессионального образования.
1.1 Цель изучения дисциплины.
1.2 Задачи изучения.
1.3 Место дисциплины в структуре ООП.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины.
Раздел 2. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Раздел 3. Содержание дисциплины.
3.1. Содержание разделов дисциплины
3.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
3.3. Разделы дисциплины и виды занятий
3.4. Тематический план лекций
3.5. Практические занятия (семинары):
3.6. Лабораторный практикум:
3.7. Примерная тематика курсовых работ
Раздел 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
4.1. Рекомендуемая литература:
4.1.1. Основная литература.
4.1.2 Дополнительная литература.
4.2. Программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение.
4.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины.
Раздел 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Раздел 6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Раздел 7. Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
7.1. Примерная тематика обзоров научной литературы, рефератов.
7.2. Примеры тестовых заданий.
7.3. Примеры ситуационных задач.
7.4. Вопросы к экзамену.
7.5. Вопросы к зачету.
Раздел 8. Протокол согласования рабочей программы с другими кафедрами.
Раздел 9. Дополнения и изменения в рабочей программе.
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины. Ее место в системе высшего медицинского образования.
1.1. Цель изучения дисциплины.
Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимаются готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
1.2. Задачи изучения дисциплины.
· приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; знание мероприятий по защите населения и персонала в чрезвычайных ситуациях, включая военные условия;
· овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
· владение базовыми способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
· формирование:
- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к циклу профессиональных дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле естественнонаучных дисциплин школьной программы.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
ОК-1 - знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;
ОК-2 - знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
ОК-3 - способностью занимать активную гражданскую позицию;
ОК-5- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК-6- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-7 - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-8 - способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность;
ОК-9 - умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
ОК-13 - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ОК-17 - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК-18 - способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
ОК-21 - владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
ПК-8 - способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений.
В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:
- Знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности; основные техносферные опасности, их свойства и характеристики; характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; мероприятия по защите населения и персонала объекта экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. (ОК-1, ОК-2)
- Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; планировать и осуществлять мероприятия по защите персонала объекта экономики от пожаров, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов. (ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-13, ПК-8)
- Владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды; требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности. (ОК-3, ОК-5, ОК-17, ОК-18, ОК-21)