Системы стандартизации по безопасности жизнедеятельности
Большое значение для установления единых требований в области безопасности жизнедеятельности имеют действующие в стране системы стандартов "Охраны природы", безопасности труда (ССБТ) и безопасности в чрезвычайных ситуациях - составные части государственной системы стандартизации.
Система стандартов по охране природы - это совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.
Номер системы по классификатору - 17-ый.
Комплекс стандартов по чрезвычайным ситуациям объединяет стандарты "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" (БЧС).
Основными целями комплекса стандартов БЧС являются:
повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС, предотвращение или снижение ущерба в ЧС;
эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Основными задачами комплекса стандартов БЧС является установление:
терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;
основных положений по мониторингу, прогнозированию я предотвращению ЧС, по обеспечению защиты населения и его жизнеобеспечения, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС; по организации ликвидации ЧС;
уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;
методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;
способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а так же требований к средствам, используемым для этих целей.
Обозначение государственных стандартов комплекса БЧС состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору стандартов и технических условий (22), точки, номера группы по табл. 6, точки, порядкового номера стандарта в группе и отделенных тире двух последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта.
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда.
Например: 12.0.001 "Основные положения" устанавливает задачи ССБТ - общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов; общие требования безопасности к производственному оборудованию и к производственным процессам, требования к средствам защиты работающих; методы оценки безопасности труда, а также устанавливает содержание, классификацию и обозначение стандартов ССБТ. Стандарты ССБТ подразделяются на подсистемы, имеющие цифры от 0 до 9, входящие в сокращенное обозначение каждого стандарта и состоящие из четырех знаков. Первые две цифры (12 ) - обозначение системы.
Второй знак - шифр подсистемы, обозначающий стандарты:
0 - организационно-методические;
1 - по видам опасных и вредных производственных факторов;
2 - к производственному оборудованию;
3 - к производственным процессам;
4 - к средствам защиты работающих;
5 - к зданиям, сооружениям, строительным объектам;
6-9 - резервные
Третий знак - трехзначное число от 001 до 100 - порядковый номер в подсистеме.
Четвертый знак - две цифры - год регистрации.
Стандарты ССБТ подразделяются на государственные, отраслевые, республиканские и стандарты предприятий.
Стандарты ССБТ вместе со стандартами по охране окружающей среды сведены в Указателе Государственных стандартов РФ за текущий год в группе Т 58.
13.2. Система нормативных документов в строительстве
Строительство во всем мире регламентируется системой нормативных документов. Некоторые развивающиеся страны не имеют своей системы стандартов, но они обычно широко используют стандарты развитых стран. Например, во многих африканских странах широко используются стандарты Франции, Англии, США. Чаще всего, однако, такие государства берут за основу стандарты какой-либо развитой страны и, корректируя их применительно к своим условиям, принимают их как свои национальные стандарты.
Кроме национальных стандартов существуют Международные стандарты по общим наиболее важным вопросам строительства. Их составляет Международная организация по стандартизации ISO, привлекающая для этого экспертов из различных стран. Цель таких стандартов - унифицировать терминологию и общие принципы решения наиболее важных задач на базе достижений мировой науки.
Международные стандарты являются ориентирами, по которым составляются внутригосударственные (национальные) стандарты. В большинстве случаев в вопросах строительства международные стандарты не обладают свойством «прямого действия», т.е. для конкретного инженера они становятся правилами только после того, как будут сформулированы в виде национальных норм его страны.
Зарубежные строительные нормативные документы могут носитьобязательный и рекомендательный характер. Документы, носящие обязательный характер называются техническими (строительными) регламентами. Зарубежные стандарты же носят рекомендательный характер, если только на них не имеется ссылки в техническом регламенте или в конкретном контракте на производство строительной продукции.
В мировой практике существует два принципа стандартизации (нормирования) технических решений:
регламентация конечного результата при свободе выбора путей достижения такого результата (иными словами «действуй, как хочешь, но конечный результат должен удовлетворять перечисленным требованиям»);
регламентация самого пути получения требуемого результата (т.е. «действуй, как требует стандарт, и получишь нужный результат»).
Первый принцип существенно облегчает применение новых подходов, учета последних достижений науки, но он усложняет работу инженера, которому нужно самому искать и критически отбирать нужную литературу, всевозможные пособия, справочники.
Второй принцип, напротив, резко упрощает работу инженера, снимает с него ответственность за многие принимаемые решения (если они соответствуют обязательным требованиям нормативных документов). Однако он сильно усложняет применение новых подходов, ибо любое новшество неизбежно входит в противоречие с существующими нормами, что создает проблемы, если эти нормы носят обязательный характер. Переработка же нормативных документов в соответствии с достижениями науки всегда является сложной и длительной процедурой.
Многолетняя практика показывает, что необходимы оба подхода, но оптимальные условия создаются, когда первый принцип (т.е. регламентация конечного результата) превалирует в обязательных нормативных документах, второй (регламентация действий) - в рекомендательных документах.
В СССР до 80-х годов все нормативные документы по строительству были обязательными, но в дальнейшем, начиная с 80-х годов, в нормах и стандартах стали появляться пункты, разделы, приложения, носящие рекомендуемый характер. Однако большая часть пунктов любого нормативного документа 80-х годов, как правило, носило обязательный характер.
В 1993…1995 годах в России была проведена коренная реформа системы стандартизации, сущность которой состояла в «гармонизации» ее с действующей международной системой. Эта реформа охватила и строительную отрасль. Госстрой России принял основополагающие нормативные документы по стандартизации, среди которых главная роль принадлежит СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве". Принятый СНиП четко разграничил обязательные и рекомендательные положения нормативных документов, устанавливал, какие документы должны иметь только обязательный или только рекомендательный характер, какие могут содержать оба вида положений. Документы обязательного характера должны теперь строиться по первому принципу, рекомендательные - по второму. Уменьшено число видов нормативных документов, более четкой стала связь между названием документа и характером его положений.
Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:
организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
объекты градостроительной деятельности и строительная продукция - здания и сооружения и их комплексы;
промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.
Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.
Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
Структура Системы определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.
13.3. Виды нормативных документов
Согласно СНиП 10.01-94 нормативные документы РФ разделяются на три группы:
федеральные;
субъектов федерации;
производственно-отраслевые.
Федеральные документы включают четыре вида нормативов:
СНиП - строительные нормы и правила Российской Федерации.
ГОСТ Р- государственные стандарты России
СП- свод правил по проектированию и строительству.
РДС- руководящие документы системы.
Нормативные документы субъектов федерации включают один вид документа:
ТСН- территориальные строительные нормы
Производственно-отраслевые документы включают:
СТП - стандарт производства
СТО - стандарт объединения
Строительные нормы и правила Российской Федерации. В современном понимании строительные нормы и правила СНиП становится сводом только обязательных требований, но при этом все главы СНиПа должны утратить свою прежнюю конкретность и определять только «цели, которые должны быть достигнуты и принципы, которыми необходимо руководствоваться».
В связи с этим будет проводиться постепенная переработка всех действующих глав СНиПа, которые не соответствуют данным условиям (содержат, например, подробные изложения методов расчета, справочные данные и т.д.). Несмотря на свое название, не соответствующее терминологии Международных документов ИСО/МЭК, СНиП по своему новому содержанию и назначению полностью соответствует понятию технического регламента ИСО/МЭК. По этой причине в РФ не планируется разработка специального "строительного регламента", ибо СНиП уже является таким регламентом. При переводе на другие языки (в первую очередь английский) СНиП будет переводиться как "строительный регламент" (building regulation).
Государственные стандарты РФ устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов. Они обозначаются – «ГОСТ Р» («ГОСТ» без буквы «Р» обозначает межгосударственный стандарт СНГ).
Своды правил по проектированию и строительству устанавливают только рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм и правил. Своды правил должны содержать необходимые расчетные формулы, таблицы, справочные данные, которые ранее приводились в СНиПах и ГОСТах в основном как обязательные положения (т.е. использование других формул или таблиц считалось нарушениями этих нормативов).
Руководящие документы Системы (РДС)устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по разработке и последующему применению нормативных документов. Иными словами они указывают детали того, как нужно подготавливать нормативные документы, как их апробировать, утверждать (принимать) и как затем применять. По классификации СНиП 10.01-94 и стандарты, и нормы, и правила являются нормативными документами, т.е. широко употребляемое выражение «нормы и стандарты» становится устаревшим.
Территориальные строительные нормы ТСН - устанавливаютобязательные и рекомендуемые положения по строительству, проектированию или изысканиям в конкретном регионе (например, в Республике Башкортостан, в Тюменской области и т.д.). Обязательные требования ТСН имеют законодательную силу только для тех регионов, которые их приняли (если они не дублируют обязательные требования федеральных документов).
Стандарты предприятий (СТП) и объединений (СТО)устанавливают положения по организации и технологии производства, в основном обязательные для конкретного предприятия или объединения.
Наряду с названными нормативными документами в строительстве не должны нарушаться стандарты других отраслей деятельности, в том числе различных надзоров (экологического, пожарного, санитарно-эпидемиологического и др.). Вопросы охраны природы регламентируются как самими строительными нормами (отдельные разделы СНиПа, ГОСТов) так и специальными постановлениями правительства (федерации или субъектов федерации), нормами экологических служб и проч.
В рамках ранее действовавшей системы нормативных документов (до 1992 г.) имелось много норм вспомогательного характера, направленных на рациональное хозяйствование: нормы расхода строительных материалов, электроэнергии и других ресурсов на единицу продукции. Имелись укрупненные нормы на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ. Имелись нормы, регламентирующие производительность труда (нормы времени, выработки), заработки (расценки), цены на материалы (ценники), нормы запаса материалов, нормы площадей складов, нормы продолжительности строительства и т.д. Все эти нормы имели обязательный характер в условиях планового хозяйства. Они излагались в виде отдельных глав СНиПа или специальных документов (ЕНиР, Сборников цен, Инструкций и т.д.), и строители отчитывались о соблюдении этих норм. В настоящее время эти нормы в основном утратили свой обязательный характер, но сохранили значение как ценный материал для внутреннего планирования организации строительства (в рамках строительной организации). Такие нормы будут перерабатываться в форме СП (свода правил) или других нормативов новой системы.
За рубежом крупные фирмы также составляют для себя аналогичные нормы вспомогательного характера. В ряде случаев они их делают даже закрытыми (недоступными для посторонних), считая, что такие нормы являются важным информационным ресурсом фирмы.
13.4. Разработка и принятие нормативных документов
Разработку федеральных и территориальных нормативных документов обычно ведут научные учреждения соответствующей специализации, иногда проектные или производственные организации, творческие коллективы, обладающие нужным научным потенциалом и практическим опытом. Наиболее перспективным направлением в этой области следует считать создание специальных технических комитетов по стандартизации ТКС, которые должны включать наиболее компетентных специалистов, представляющих различные научные и инженерные школы страны или региона. ТКС могут обеспечивать наибольшую объективность подхода к включению в норматив тех или иных научных достижений, практического опыта организаций различных регионов, учета зарубежного опыта и т.д.
Заказчиком может быть организация, на которую возложено принятие норматива или любая другая заинтересованная организация, в том числе министерство или ведомство. Разработку стандартов предприятия или объединения осуществляют сами предприятия или объединения, которые могут пользоваться также услугами других организаций (научных, проектных) по соответствующим договорам.
На первом этапе разрабатывается проект норматива (1 редакция), который рассылается на отзывы производственным, проектным и другим организациям, которые в будущем должны применять этот норматив. После получения отзывов с замечаниями проект норматива обсуждается и дорабатывается. Окончательный вариант норматива вместе с поясняющими документами представляется на утверждение административному органу (например, Госстрою РФ, республиканскому министерству и т.д.).
При утверждении нормативного документа устанавливается дата его ввода в действие, и отменяются предшествующие нормативы по данному вопросу. Об утверждении и вводе в действие нового нормативного документа сообщается в специальном журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ).
Существующие нормативные документы периодически корректируются и дополняются, при необходимости больших изменений перерабатываются полностью. Изменения к нормативным документам разрабатывают и принимают в том же порядке, как и подготавливают первоначальный текст норматива. Обо всех изменениях делается сообщение в Бюллетене строительной техники. Например, сообщается: "Пункт 2.14 СНиП 2.02.01-83" дополнить абзацем...", или "п.3.1 СНиП 3.01.01-85 считать утратившим силу" и т.д. Перечень действующих нормативных документов ежегодно публикуется в виде специальных документов, именуемых "Перечень нормативных документов …(по состоянию на 1 января 20...г.)".
В настоящее время быстро совершенствуется информационная база системы нормативных документов в строительстве, в частности, все большее значение приобретают компьютерные методы распространения нормативной информации. Разработаны электронные базы данных, охватывающие все действующие нормативные документы в строительстве РФ. Потребитель может на своем компьютере быстро найти и распечатать для себя любой действующий норматив. Появились организации, устанавливающие и обслуживающие такие системы. Эти организации следят за всеми изменениями и дополнениями нормативных документов и систематически производят корректировку установленных у потребителя баз данных. Естественно, что это существенно облегчает работу и проектировщика, и изыскателя, и строителя-производственника.
Глава 14.Охрана труда на этапе проектирования
Охрана труда в проектной документации. Охрана труда при проектировании строительного генерального плана.
14.1. Охрана труда в проектной документации
До начала производства строительно-монтажных работ каждый строительный объект обязательно должен быть обеспечен проектной документацией по организации строительства и безопасному производству работ. Разработка мероприятий по охране труда должна производиться:
а) на стадии составления проекта организации строительства (ПОС). На стадии составления проекта организации строительства (ПОС) разрабатываются вопросы охраны труда при организации стройплощадки и производстве основных видов строительно-монтажных работ;
б) на стадии составления проектов производства работ (ППР). На стадии составления проектов производства работ (ППР) разрабатываются конкретные технические решений по вопросам безопасности и безвредности выполнения работ.
Состав и содержание основных решений по охране труда устанавливаются в соответствии с «Руководством по учету требований техники безопасности и производственной санитарии в проектах производства работ».
Исходными материалами для разработки вопросов обеспечения безопасности работ и производственной санитарии являются:
инженерные решения, соответствующие данному строительству;
действующие нормативы;
типовые решения по охране труда;
каталоги технических средств безопасности;
материалы анализа причин производственного травматизма.
Разработку вопросов по охране труда осуществляют:
а) в проектах организации строительства – ведущая проектная организация, составляющая проектное задание;
б) в проектах производства работ – генеральные подрядные и субподрядные организации и специализированные проектные организации.
Вопросы, подлежащие разработке в проектной документации, подразделяют на три группы:
общеплощадочные;
технологические;
специальные.
К общеплощадочным мероприятиям относят:
выбор системы освещения строительной площадки, проходов и рабочих мест;
обозначение и ограждение опасных зон;
обеспечение безопасности условий труда в непосредственной близости от действующих линий электропередач;
организация санитарно-гигиенического обслуживания рабочих.
К технологическим мероприятиям относят:
разработка инженерных решений по безопасному выполнению строительно-монтажных работ и операций;
выбор рациональных устройств и приспособлений для монтажа всех видов конструктивных элементов и обеспечение безопасной эксплуатации монтажных кранов и других механизмов;
разработка мероприятий исключающих поражение электрическим током.
К специальным вопросам по охране труда относят мероприятия, которые обусловливаются особенностями географических и метеорологических условий производства работ. Кроме того, ряд профессий требует разработки специальных мер по обеспечению безопасности ведения работ.