Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
Введение в безопасность. Основные понятия и определения.
· Характеристика системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания.
· Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные.
· Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире.
· Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности юриста.
· Вред, ущерб, риск – виды и характеристики.
· Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.
· Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей.
Человек и техносфера.
· Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.
· Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.
· Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы.
· Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления.
· Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.
· Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.
· Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.
· Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения.
· Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.
· Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.
· Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.
Психофизиологические и эргономические основы безопасности.
· Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
· Профессиограмма. Виды и условия трудовой деятельности юристов по тяжести и напряженности трудового процесса.
· Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Организация рабочего места.
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.
· Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности.
· Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
· Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера.
· ЧС социального и криминалистического характера. Терроризм как глобальная проблема 21 века.
· Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения.
· Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.
· Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способов защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты.
· Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Управление безопасностью жизнедеятельности.
· Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
· Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.
· Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.
· Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.
7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:
№ п/п | Наименование модуля | Компетенции | Результат освоения модуля |
Обобщенные общекультурные и профессиональные компетенции: | |||
Модуль 1 Введение в безопасность. Основные понятия и определения | - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - способность к оцениванию вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности. | Знать: - современное состояние и основные негативные факторы среды обитания; Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды; | |
Модуль 2 Человек и техносфера | - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культура профессиональной безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности; | Знать: - основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; - современное состояние и основные негативные факторы среды обитания; Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды; | |
Модуль 3 Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культура профессиональной безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности; - | Знать: - основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; - последствия воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов; - базовые методы идентификации опасности. Уметь: - идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды; - методами контроля основных параметров среды обитания, влияющих на здоровье человека. | |
Модуль 4 Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов | - способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культура профессиональной безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности; - готовность к применению профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечению безопасности и улучшению условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - способность к оцениванию вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности. | Знать: - методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности; - принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, оптимизацию условий деятельности; Уметь: - идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск; - выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды; - методами контроля основных параметров среды обитания, влияющих на здоровье человека. | |
Модуль 5 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | - готовность к применению профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечению безопасности и улучшению условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности. | Знать: - основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; - принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, оптимизацию условий деятельности. Уметь: - выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; | |
Модуль 6 Психофизиологические и эргономические основы безопасности | понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - готовность к применению профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечению безопасности и улучшению условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; | Знать: - принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, оптимизацию условий деятельности. Уметь: - выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности. | |
Модуль 7 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культура профессиональной безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - способность к оцениванию вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности. | Знать: - основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; - методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности; - базовые методы идентификации опасности; - основные методы и средства обеспечения безопасности, экологич-ности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере; - основные способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях; - мероприятия по защите населения и персонала в чрезвычайных ситуациях, включая военные условия, и основные способы ликвидации последствий. Владеть: - базовыми способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды; | |
Модуль 8 Управление безопасностью жизнедеятельности | - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; - культура профессиональной безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности; - способность к оцениванию вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности; - | Знать: - последствия воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов; - базовые законодательные и нормативные правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности; - основные методы управления безопасностью жизнедеятельности. Владеть: - законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; |
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины: