Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины

Введение в безопасность. Основные понятия и определения.

· Характеристика системы "человек - среда обитания". Производст­венная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие че­ловека со средой обитания.

· Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, гло­бальные.

· Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в со­временном мире.

· Аксиомы безо­пасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности юриста.

· Вред, ущерб, риск – виды и ха­рактеристики.

· Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.

· Причины проявления опасности. Роль человече­ского фактора в причинах реализации опасностей.

Человек и техносфера.

· Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных ком­понентов. Этапы формирования техносферы. Современное со­стояние техносферы и техносферной безопасности.

· Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

Идентифика­ция и воздей­ствие на чело­века вредных и опасных факторов сре­ды обитания.

· Классификация негативных факторов природного, антропогенно­го и техногенного происхождения. Вредные и опасные негатив­ные факторы.

· Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные ви­ды и принципы установления.

· Параметры, характеристики и ис­точники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.

· Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факто­ров. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.

Защита чело­века и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропо­генного и тех­ногенного происхожде­ния.

· Основные принципы защиты от опасностей. Системы и мето­ды защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.

· Методы защиты от вредных ве­ществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения.

· Общая ха­рактеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факто­ров. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.

Обеспечение комфортных условий для жизни и дея­тельности че­ловека.

· Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и произво­дительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизне­деятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.

· Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.

Психофизиологиче­ские и эргономические основы безо­пасности.

· Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.

· Профессиограмма. Виды и условия трудовой деятельности юристов по тяжести и напряженности трудового процесса.

· Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответст­вии труда физиологическим и психическим возможностям чело­века, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Организация рабочего места.

Чрезвычай­ные ситуации и методы за­щиты в усло­виях их реализации.

· Основные понятия и определения, классификация чрезвычай­ных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности.

· Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

· Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычай­ных ситуаций природного характера.

· ЧС социального и криминалистического характера. Терроризм как глобальная проблема 21 века.

· Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового пора­жения, их особенности и последствия его применения.

· Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.

· Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способов защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты.

· Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неот­ложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Управление безопасностью жизнедея­тельности.

· Законодательные и нормативные правовые основы управле­ния безопасностью жизнедеятельности. Системы законодатель­ных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы эко­логической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

· Характеристика основ­ных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

· Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.

· Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.

7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:

№ п/п Наименование модуля Компетенции   Результат освоения модуля
  Обобщенные общекультурные и профессиональные компетенции:    
Модуль 1 Введение в безопасность. Основные поня­тия и определения - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обес­печение безопасности личности и общества; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важ­нейших приоритетов жизнедеятельности человека; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - способность к оцениванию вклада своей предметной области в ре­шение экологических проблем и проблем безопасности; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности. Знать: - современное состояние и основные негативные факторы среды обитания; Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безо­пасности и защиты окружающей среды;
Модуль 2 Человек и техносфера - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обес­печение безопасности личности и общества; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важ­нейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культура профессиональной безопасности, способность идентифи­цировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессио­нальной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности;     Знать: - основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; - современное состояние и основные негативные факторы среды обитания; Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безо­пасности и защиты окружающей среды;
Модуль 3 Идентифика­ция и воздей­ствие на чело­века вредных и опасных факторов сре­ды обитания понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важ­нейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культура профессиональной безопасности, способность идентифи­цировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессио­нальной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности; - Знать: - основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; - последствия воздействия на человека травмирующих и поражаю­щих факторов; - базовые методы идентификации опасности. Уметь: - идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безо­пасности и защиты окружающей среды; - методами контроля основных параметров среды обитания, влияю­щих на здоровье человека.
Модуль 4 Защита чело­века и среды обитания от вредных и опасных фак­торов - способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обес­печение безопасности личности и общества; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важ­нейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культура профессиональной безопасности, способность идентифи­цировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессио­нальной деятельности; - готовность к применению профессиональных знаний для миними­зации негативных экологических последствий, обеспечению безо­пасности и улучшению условий труда в сфере своей профессио­нальной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - способность к оцениванию вклада своей предметной области в ре­шение экологических проблем и проблем безопасности; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности. Знать: - методы защиты от опасностей применительно к сфере своей про­фессиональной деятельности; - принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, оптимизацию условий деятельности; Уметь: - идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск; - выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безо­пасности и защиты окружающей среды; - методами контроля основных параметров среды обитания, влияю­щих на здоровье человека.
Модуль 5 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека - готовность к применению профессиональных знаний для миними­зации негативных экологических последствий, обеспечению безо­пасности и улучшению условий труда в сфере своей профессио­нальной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности.   Знать: - основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; - принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, оптимизацию условий деятельности. Уметь: - выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедея­тельности;
Модуль 6 Психофизиологические и эргономические основы безопасности понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - готовность к применению профессиональных знаний для миними­зации негативных экологических последствий, обеспечению безо­пасности и улучшению условий труда в сфере своей профессио­нальной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; Знать: - принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, оптимизацию условий деятельности. Уметь: - выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедея­тельности.
Модуль 7 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - культура безопасности, экологическое сознания и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важ­нейших приоритетов жизнедеятельности человека;   - культура профессиональной безопасности, способность идентифи­цировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессио­нальной деятельности; - способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; - способность к оцениванию вклада своей предметной области в ре­шение экологических проблем и проблем безопасности; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности. Знать: - основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; - методы защиты от опасностей применительно к сфере своей про­фессиональной деятельности; - базовые методы идентификации опасности; - основные методы и средства обеспечения безопасности, экологич-ности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере; - основные способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях; - мероприятия по защите населения и персонала в чрезвычайных си­туациях, включая военные условия, и основные способы ликвидации последствий. Владеть: - базовыми способами и технологиями защиты в чрезвычайных си­туациях; - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безо­пасности и защиты окружающей среды;
Модуль 8 Управление безопасностью жизнедея­тельности - понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обес­печение безопасности личности и общества; - культура профессиональной безопасности, способность идентифи­цировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессио­нальной деятельности; - способность к оцениванию вклада своей предметной области в ре­шение экологических проблем и проблем безопасности; - cпособность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности; - Знать: - последствия воздействия на человека травмирующих и поражаю­щих факторов; - базовые законодательные и нормативные правовые основы обеспе­чения безопасности жизнедеятельности; - основные методы управления безопасностью жизнедеятельности. Владеть: - законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности техниче­ских регламентов в сфере профессиональной деятельности;

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:

Наши рекомендации