Обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного
и техногенного происхождения
При изучении раздела записать в конспект значение следующих понятий: РСЧС, территориальная подсистема РСЧС, функциональные подсистемы РСЧС, МЧС России, оповещение, эвакуация, убежище, аварийно-спасательные работы.
Контрольные вопросы:
− Какова основная цель создания РСЧС?
− Назовите основные постулаты, на которых базируется РСЧС.
− Перечислите организационные уровни и подсистемы РСЧС.
− Назовите режимы, в которых действует РСЧС.
− Какие основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций предусмотрены в РФ?
− Как осуществляются оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях?
− Расскажите об основных видах и способах эвакуации.
− На какие основные виды подразделяются защитные сооружения гражданской обороны?
− С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы?
− Перечислите основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решить следующие тестовые задания:
1.РСЧС следует понимать как:
1) российская система чрезвычайных ситуаций;
2) региональная система чрезвычайных ситуаций;
3) расчет сил и средств при чрезвычайных ситуациях;
4) единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
2.РСЧС функционирует в России:
1) с 1990 года;
2) с 1992 года;
3) с 1994 года;
4) с 1996 года.
3. МЧС России было создано:
1) в 1961 году;
2) в 1990 году;
3) в 1994 году;
4) в 2004 году.
4.Основная цель РСЧС:
1) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) подготовка населения к действиям при ЧС;
3) осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;
4) объединение усилий всех органов власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.
5. Главное предназначение РСЧС:
1) обеспечение в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды от ЧС;
2) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;
3) реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
4) осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС.
6.Организационно РСЧС имеет несколько уровней:
1) федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый;
2) высокий, средний, низкий;
3) федеральный, региональный, муниципальный;
4) федеральный, областной, городской, районный, поселковый.
7.Руководство всей системой РСЧС осуществляет:
1) комиссия по ЧС (КЧС);
2) штаб по делам ГО и ЧС;
3) Президент РФ;
4) МЧС России.
8. В структуре МЧС России:
1) 85 главных управлений в субъектах РФ и 9 региональных центров;
2) 84 главных управлений в субъектах РФ и 8 региональных центров;
3) 83 главных управлений в субъектах РФ и 7 региональных центров;
4) 82 главных управлений в субъектах РФ и 10 региональных центров.
9. Система РСЧС функционирует в режимах:
1) режим повседневной деятельности и чрезвычайный режим;
2) режим постоянной готовности, режим повышенной готовности и режим полной готовности;
3) режим №1, режим №2 и режим №3;
4) режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и чрезвычайный режим.
10. Одним из принципов защиты населения от чрезвычайных ситуаций в РФ является:
1) защита населения, прежде всего, являющимися гражданами РФ;
2) защита всего населения РФ и прежде всего больных и престарелых;
3) защита всего населения РФ и прежде всего работников и служащих стратегических важных для страны отраслей и ведомств;
4) защита всего населения РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны.
11. Общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения, территории, объектов и природной среды от ЧС определены в:
1) законе РФ «О безопасности»;
2) законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
3) законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
4) закон РФ «О гражданской обороне».
12. Мероприятия по защите населения от ЧС проводятся:
1) заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз;
2) сразу после получения первой информации о приближающейся угрозе;
3) сразу после получения информации о первых жертвах, потерях и нанесенном ущербе;
4) сразу после получения приказа от вышестоящего штаба ГО и ЧС.
13. Мероприятия по защите населения от ЧС осуществляются:
1) с помощью подручных средств, имеющиеся в распоряжении населения на территории которых возникла ЧС;
2) только силами и средствами предприятий на территории которых возникла ЧС;
3) силами и средствами предприятий, органов местного самоуправления на территории которых возникла ЧС;
4) силами и средствами предприятий, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС.
14. Ответственность за организацию и осуществление оповещения и информирования людей об угрозе какой-либо опасности несут:
1) руководители органов представительной власти соответствующего уровня;
2) руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня;
3) руководители органов МВД соответствующего уровня;
4) руководители органов МЧС соответствующего уровня.
15. Порядок оповещения населения при любой ЧС предусматривает:
1) включение электрических сирен с прерывистым звуком, который означает передачу сигнала опасности «Внимание всем!»;
2) включение всех видов сирен и громких звуков, которые означают передачу сигнала опасности «Химическая тревога»;
3) включение электрических сирен с непрерывным звуком, который означает передачу сигнала опасности «Радиационная опасность»;
4) передачу сигналов тревоги и информации через радиотрансляционные установки и системы.
16. Услышав прерывистый звук сирен, который означает передачу сигнала опасности «Внимание всем!», вы должны:
1) собрать вещи и предметы первой необходимости и прибыть на свое рабочее место;
2) собрать вещи и предметы первой необходимости и прибыть на сборный пункт;
3) герметизировать и не покидать свое жилое помещение;
4) немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор), прослушать информацию и рекомендации о поведении в этих условиях.
17. По своим масштабам эвакуация может быть:
1) частичная и общая;
2) временная, среднесрочная и продолжительная;
3) упреждающая (заблаговременная) и экстренная (заблаговременная);
4) эвакуация пешим порядком и различными видами транспорта.
18. По длительности проведения эвакуация может быть:
1) частичная и общая;
2) эвакуация пешим порядком и различными видами транспорта;
3) упреждающая (заблаговременная) и экстренная (заблаговременная);
4) временная, среднесрочная, продолжительная.
19. По времени начала проведения эвакуация может быть:
1) частичная и общая;
2) временная, среднесрочная и продолжительная;
3) упреждающая (заблаговременная) и экстренная (заблаговременная);
4) эвакуация пешим порядком и различными видами транспорта.
20. При осуществлении рассредоточения как комплекса мероприятий по организованному вывозу из городов и размещению в загородной зоне для проживания подлежит:
1) всё городское население;
2) персонал наиболее важных промышленных объектов города;
3) персонал всех промышленных и жизненно важных объектов города;
4) персонал объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.
21. Убежища по вместимости людей подразделяются на:
1) малые, средние, большие;
2) быстровозводимые и построенные заблаговременно;
3) встроенные и отдельно стоящие;
4) естественные и искусственные.
22. Убежища с вместимостью до 150 человек относится к классу:
1) сверхмалые;
2) малые;
3) средние;
4) большие.
23. Убежища с вместимостью от 150 до 600 человек относится к классу:
1) сверхмалые;
2) малые;
3) средние;
4) большие.
24. Убежища с вместимостью свыше 600 человек относится к классу:
1) малые;
2) средние;
3) большие;
4) супер большие.