Оптимальные позы транспортировки пострадавших в зависимости от травмы 4 страница
Если во время аварийной посадки воздушного судна в удаленности от аэропорта и населенных пунктов на его борту вспыхнет пожар, то даже по прибытии на место бедствия потушить пламя переносными противопожарными средствами вряд ли удастся. В этом случае число спасенных пассажиров будет зависеть только от оперативности проведения эвакуации. Если воздушное судно при аварийной посадке устояло на шасси и нет времени на развертывание бортовых аварийно-спасательных средств, то пассажиров через запасные двери нужно выводить на поверхность крыльев, а затем немедленно, с помощью веревок и канатов, опускать на землю, при этом страхуя их. После этого следует отвести людей на безопасное расстояние. Спасательные работы прекращаются только после эвакуации всех людей, находившихся на борту воздушного судна. Затем, если возможно, приступают к спасению самого воздушного судна и перевозимых им грузов.
Аварийная посадка может производиться и на водную поверхность. При сохранении целости воздушное судно обладает достаточной плавучестью, чтобы можно было успеть спасти людей. При наличии опасности поступления воды через входные двери при их открывании, эвакуация пассажиров и членов экипажа проводится через запасные выходы (если они находятся выше уровня воды) или верхние люки (астролюки) и форточку в кабине экипажа. При эвакуации также используются спасательные катера, пришвартовывающиеся к воздушному судну. При большой удаленности места аварийной посадки от берега для спасения людей используется авиационная техника (вертолеты, гидропланы, экранопланы). Допустим также спуск на воду надувных плотов, если возможностей авиационных спасательных средств недостаточно для полной эвакуации. Воздушное судно при аварийной посадке на воду может затонуть целиком или, при его развале, по частям. В затонувшем воздушном судне остается запас воздуха, которого пассажирам и членам экипажа должно хватить на некоторое время. Тогда к спасению людей привлекаются специальные водолазные команды, имеющие соответствующую подготовку для ведения ПСР. Если место нахождения затонувшего воздушного судна известно лишь приблизительно, то водолазы используют плавучие буи для отметки исследованных районов. При проведении ПСР на затонувшем воздушном судне вскрывать его фюзеляж следует в таком месте, чтобы воздух, сохранившийся в салонах, не улетучился.
После вывода из зоны бедствия пострадавших нужно приступить к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Только после этого начинаются работы по спасению воздушного судна и перевозимых им грузов. Исключение составляют случаи, когда грузы имеют большую материальную и художественную ценность, а также опасные грузы (взрывчатые и радиоактивные вещества, СДЯВ и др.). В таких случаях спасение людей и грузов проводится одновременно. При некоторых авиационных катастрофах все находившиеся на борту воздушного судна погибают. На месте таких катастроф работа спасателей сводится к поиску останков погибших, фрагментов воздушного судна и "черных ящиков" для воссоздания картины развития ЧС.
Содержание раздела: |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Вводные сведения Ликвидация последствий ЧС при пассажирских перевозках Ликвидация последствий ЧС при грузовых перевозках Аварийная карточка опасных грузов Знаки безопасности Пожары на ж/д транспорте Взрывы на ж/д транспорте ЧС с опасными, вредными, ядовитыми грузами Основные перевозимые СДЯВ и средства их обеззараживания ЧС на ж/д с радиоактивными веществами |
Вводные сведения |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
характеристика ж/д транспорта
особенности
виды ЧС на ж/д
задачи спасателей
Ведущее место в транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и42% пассажирооборота страны. По железным дорогам России курсируют тысячи грузовых, пассажирских, специальных составов. Железнодорожный транспорт включает в себя:
- железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, стрелки);
- железнодорожные составы (локомотивы, вагоны, цистерны, рефрижераторы, платформы);
- железнодорожные депо (ремонтные мастерские, складские помещения запасные пути);
- железнодорожные вокзалы.
Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:
- большая масса подвижного состава. Общая масса грузовогопоездасоставляет около 5 тыс.т., масса пассажирского состава - около 1тыс. т,масса одной цистерны - 80-100 т;
- определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде - в среднем 16. в грузовом - 75. Максимальное число вагонов в составе - 110;
- электроток высокого напряжения (до 30 кВ);
- высокая скорость передвижения состава;
- опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы);
- наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).
Железная дорога представляет собой потенциальную опасность длялюдей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их впоездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.
Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновениюразличных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте.
ПодЧС на железной дороге понимаются: сходы подвижногосостава,крушения, аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и другие.происшествия, которые могут привести к гибели, ранению, массовымотравлениям людей, животных, нанесению экологическогоущерба и материального урона. Информация о ЧС на железнодорожном транспорте поступает потелефонной связи или по радиосвязи от начальника поезда (машиниста) дежурному по ближайшей станции. Последний передает информацию о месте и характере ЧС всем заинтересованным структурам, в том числе и спасательным службам.
По прибытии на место катастрофы спасатели:
- проводят разведку и оценивают ситуацию;
- определяют границы опасной зоны и устанавливают ее ограждение;
- проводят ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;
- ликвидируют последствия ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).
Ликвидация последствий ЧС при пассажирских перевозках |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
оборудование пассажирских вагонов
типичные травмы
задачи спасателей
проникновение в вагон
освобождение из-под вагона
в случае пожара
взрывы в пассажирских вагонах
Для перевозки людей по железной дороге используются пассажирские вагоны с вместимостью до 160 человек. Длина вагона составляет 24 м, ширина - 3,5 м, высота - 3,5 м, масса - 50 т. Вагоны оборудованы двумя входными дверьми шириной 80 см, высотой 185 см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трехгранным или четырехгранным торцевым ключом. Входные двери открываются внутрь вагонов. Двери купе и электричек открываются при перемещении их по катучим опорам вбок. Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см. Вагон оборудован системой электроснабжения, вентиляции, теплоснабжения.
Опасность для пассажиров представляют собой резкая остановка поезда и переворачивание вагонов. При этом происходит падение пассажиров с полок и их травмирование. Типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания частей тела.
Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:
- проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
- организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;
- организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Проникновение спасателей в вагон осуществляется через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются лом, кувалда, зубило, механизированный инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки. Особую опасность при этом представляют собой острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать. После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.
Проникновение спасателей в пассажирский вагон | 1 - через дверь 2 - с помощью веревки 3 - по лестнице 4 - с помощью друг друга 5 - через люк |
Для освобождения людей, попавших под вагон, его, при необходимости поднимают. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда целесообразно извлечь пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.
Особую опасность для людей таит в себе пожар, возникающий в пассажирском вагоне. Используемые при внутренней отделке легковоспламеняющиеся и горючие материалы (древесина, пластмассы, красители), электропроводка делают вагон очень уязвимым для огня. В пассажирском поезде пожар распространяется быстро, иногда охватывая один вагон за другим. Особенно часто это происходит во время движения поезда. В коридоре вагона скорость распространения пожара составляет 5 м/мин, в купе - 2,5 м/мин. Таким образом, в течение 15-20 мин вагон полностью оказывается охваченным пламенем; температура горения достигает в нем порядка 950° С, а на эвакуацию пассажиров остается всего лишь 1,5-2,0 минуты. При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути, которые деформируются через 15-20 минут. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 м, температура пламени - 1100° С, скорость развития пожара составляет 1,4 м/мин. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т) и смазочных материалов (1.5-2,0 т). Поражающими факторами в пассажирском вагоне во время пожара являются высокая температура, прямой огонь, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения, Все это к тому же усугубляется паникой. Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы провести оперативный поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации огня.
Взрывы в пассажирских вагонах являются одной из разновидностей ЧС. Они приводят к травмированию и гибели людей, возникновению пожаров, опрокидыванию подвижного состава и повреждению путей. Причинами взрывов могут стать нарушение правил транспортировки взрывоопасных веществ, образование на пути следования состава (в низинах) взрывоопасной смеси, террористические акты.
Иногда пассажирские поезда блокируются снежными завалами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях также необходимо принять экстренные меры для освобождения пострадавших и оказания им помощи.
Ликвидация последствий ЧС при грузовых перевозках |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
аварийные карточки грузов
класс опасности груза
сигнальные цвета
Перечень опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, включает в себя около 400 наименований. По условиям железной дороги, на каждый груз или группу грузов составляетсяаварийная карточка, в которой дается краткая характеристика груза и которая используется как источник информации при проведении ПСР. Аварийная карточка хранится на станции отправителя. Примерный образец заполнения аварийной карточки приводится здесь.
Кроме как в аварийной карточке, класс опасности груза указывается на ярлыке и упаковке. Упаковка маркируется определенным сигнальным цветом и знаками безопасности. Сигнальными цветами являются красный, желтый, синий, зеленый.
Сигнальные цвета
Сигнальный | Основное смысловое значение | Контрастный |
Красный | Запрещение, непосредственная опасность, обозначение пожарной техники | Белый |
Желтый | Предупреждение, возможная опасность | Черный |
Синий | Предписание, знаки пожарной безопасности, информация | Белый |
Зеленый | Безопасность | Белый |
Красный сигнальный цвет применяется для обозначения:
- отключающих устройств механизмов и машин, в том числеаварийных;
- внутренних поверхностей крышек шкафов с открытымитоковедущимиэлементами;
- рукояток кранов аварийного сброса давления;
- корпусов масляных выключателей, находящихся в рабочемсостояниипод напряжением;
- различных видов пожарной техники;
- сигнальных ламп;
- захватных устройств промышленных роботов.
Желтый сигнальный цвет применяется для обозначения:
- элементов строительных конструкций, которые могут статьпричинойтравмы;
- элементов производственного оборудования;
- подъемно-транспортного оборудования и строительно-дорожныхмашин;
- постоянных и временных ограждений или элементов ограждений;
- подвижных монтажных устройств, элементов грузозахватных приспособлений;
- емкостей, содержащих опасные и токсичные вещества;
- площадей, которые должны быть всегда свободными.
Синий сигнальный цвет применяется для обозначения:
- окраски предписывающих знаков.
Зеленый сигнальный цвет применяется для обозначения:
- световых табло;
- эвакуационных выходов;
- сигнальных ламп.
Важным элементом профилактики аварий на железной дорогеявляются знаки безопасности. Все профилактические мероприятия, проводимые с целью предупреждения ЧС на железнодорожном транспорте, а равно система использования знаков безопасности, цветовой сигнализации и маркировки грузов, как это ни печально не являются гарантией безаварийности при грузовых перевозках. Чрезвычайные ситуации были и остаются, причем наблюдается устойчивая тенденция их роста. По-прежнему наиболее опасными из них являются пожары, взрывы, утечки вредных, радиоактивных и ядовитых веществ.
Аварийная карточка опасных грузов |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Примерный образец заполения аварийной карточки
для опасных грузов, перевозимых ж/д транспортом.
ПЕРЕЧЕНЬ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ | ||
номер | наименование грузов | степень токсичности |
Блаугаз | ||
Бутан | ||
Бутилен | ||
Изобутан | ||
Пропан | ||
Основные свойства и виды опасности | ||
Основные свойства | Бесцветный газ. Тяжелее воздуха. Нерастворим в воде. Перевозится в сжатом или в сжиженном состоянии. при выходе в атмосферу превращается в газ. Скапливается в низких участках поверхности, подвалах, тоннелях. | |
Взрыво- пожаро- опасность | Легко воспламеняется от искр и пламени. Может взрываться при нагревании, от искр, пламени. Пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси, которые могут распространяться далеко от места утечки. Опасность взрыва газа на воздухе и в помещении. Емкости могут взрываться при нагревании. В порожних емкостях образуются взрывоопасные смеси. | |
Опасность для человека | Малоопасное вещество. При больших концентрациях вызывает кислородное голодание. В помещениях вызывает удушье, головокружение. Соприкосновение с жидкостью вызывает обмораживание. Возбуждение, сонливость, головная боль, покраснение и зуд кожи, слезотечение, резь в глазах. | |
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ | ||
Изолирующий противогаз. Фильтрующие противогазы марки А, М, БКФ. Защитный костюм. | ||
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ | ||
Общего характера | ||
При утечке | ||
При пожаре | ||
МЕРЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ | ||
. . | ||
Знаки безопасности |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
запрещающие
предупреждающие
предписывающие
Важным элементом профилактики аварий на железной дорогеявляются знаки безопасности.
Запрещающие знаки | ||
Запрещается пользоваться открытым огнем | Запрещается курить | Вход (проход) воспрещен |
Запрещается тушить водой | ||
Предупреждающие знаки | ||
Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества | Осторожно! Опасность взрыва | Осторожно! Ядовитые вещества |
Осторожно! Электрическое напряжение | Осторожно! Работает кран | Осторожно! Возможно падение |
Осторожно! Радиационная опасность | Осторожно! Прочие опасности | |
Предписывающие знаки | ||
Работать в защитной обуви | Работать в защитных рукавицах | Работать в защитной одежде |
Пожары на ж/д транспорте |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
общая характеристика
основная задача спасателей
действия при горении горючих жидкостей
при угрозе соседним составам
в случае пожара в вагоне
при горении баллонов с газом
при горении отравляющих и взрывоопасных веществ
Многообразие причин возникновения пожаров при грузовых перевозках приводит к возгоранию локомотива, подвижного состава, близлежащих строений. Развитие пожара зависит от места его возникновения, характера и количества горючего материала. Твердые вещества горят без образования высокого пламени, с выделением большого количества дыма и токсичных веществ. Жидкие вещества горят с образованием большой площади горения, высокого факела, едкого дыма. Высота пламени при горении цистерны с жидкими горючими материалами составляет 40-50 м, а площадь горения охватывает территорию в 1500 м2 и более.
В тушении пожаров участвуют специальные пожарные поезда, пожарные части, поисково-спасательные подразделения. Основная задача спасателей заключается в оказании помощи пострадавшим, тушении пожара, в защите соседних составов и строений от возгорания, в экологической защите окружающей природной среды.
При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо немедленно организовать их тушение. В случае горения паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны необходимо под защитой пожарных стволов закрыть крышку или набросить на нее кошму. Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной, адсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.
При угрозе огня соседним составам горящую цистерну необходимо отвести в безопасное место и организовать ее тушение. В случае горения нескольких цистерн одновременно усилия необходимо направлять на их охлаждение и защиту соседних вагонов и цистерн.
В случае пожара в вагоне следует ликвидировать открытое горение снаружи, а затем средства пожаротушения подать внутрь вагона (контейнера) через люки и двери. Иногда в местах наиболее интенсивного горения проделываются отверстия в крыше и стенах для ввода средств пожаротушения.
При горении баллонов со сжатым и сжиженным газом работы необходимо проводить только из укрытия. Если ликвидировать факел горящего газа нельзя, то допускается свободное его выгорание. Горящую цистерну нужно постоянно охлаждать водой, чтобы исключить вероятность взрыва.
При тушении пожара в подвижном составе с отравляющими, ядовитыми и взрывоопасными веществами следует:
- передвинуть горящий вагон в безопасное место;
- тушить пожар мощными водяными струями;
- открыть двери и люки;
- согласовать свои действия с сопровождающими груз лицами.