Студента СРС по модулям УК
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Научно-образовательный комплекс
по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине
« Основы безопасности Жизнедеятельности»
(СИЛЛАБУС)
по кредитной технологии обучения
для студентов 1-4 курса по всем специальностям всех форм обучения
ПАВЛОДАР 2011 год
УТВЕРЖДАЮ
Директор Инженерной Академии
д.х.н. профессор ___________ А.К.Свидерский
«___»_______________2011г.
Автор: магистр, ст. преподаватель Матвеева Н.И.
Кафедра «Химия и экология»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
(Силлабус)
по дисциплине«Основы безопасности жизнедеятельности»
для студентов 1-4 курса всех специальностей и всех форм обучения
на базе среднего и среднего профессионального образования
Кол-во кредитов | |
Курс | 1-4 |
Семестр | 1-8 |
Лекции | |
Лабораторно-практические занятия | |
СРСП | |
СРС | |
Форма контроля | Экзамен |
Разработан на основании Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения. ГОСО РК 5.04.019 – 2011 и типовой учебной программы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» для всех специальностей Астана, 2009г.
Утвержден на заседании НМС ИА и рекомендован к изданию
Протокол №1 от «14»09.2011г.
Председатель НМС ИА
к.т.н., проф. _____________ Дубровин П.В.
Рассмотрен на заседании кафедры «Химия и экология»
Протокол № 1 от 28.08.2011г.
Зав. кафедрой, к.п.н., доцент __________Ш.Ш. Хамзина
Согласовано:
Начальник ИМО
к.п.н., проф.____________ Н.М. Ушакова
Контактная информация:
ФИО | Время и место проведения | Контактная информация | ||
Матвеева Наталья Ильинична Ст. преподаватель кафедры «Химия и Экология» | Лекции | Лабораторные занятия | СРСП | |
Корпус-1 Ауд, согласно расписанию. | Корпус-1 Ауд, согласно расписанию. | Корпус-1 Ауд, согласно расписанию. | Корпус-1 Кафедра «Химия и Экология», Каб.408 Тел.34-00-10 (внутр. 126) Время консультации: согласно графику консультаций на кафедре |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения дисциплины является создание у студентов базы знаний о том что:катастрофические последствия природных катаклизмов и стихийных бедствий представляют серьезную угрозу жизни человека и поэтому проблема защиты его от опасностей в различных условиях обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества такая опасность исходила от разрушительной силы природных явлений, а также от представителей биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, создаваемые самим человеком. Развитие науки и техники, с одной стороны, способствовало развитию средств и способов ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, но, с другой – привело к необычайному росту возможных масштабов аварий и катастроф из-за огромной концентрации потенциальной энергии в отдельных энергетических комплексах, повышенных скоростей движения и других причин.
Если стихийные силы природы не подвластны человеку и могут заблаговременно прогнозироваться только в некоторых случаях, то чрезвычайные ситуации, причиной которых является сам человек, можно избежать благодаря продуманному походу при проектировании и эксплуатации сооружений, технологических процессов, машин и оборудования. Так, борясь с бесконтрольным выбросом в окружающую среду вредных промышленных отходов, мы тем самым способствуем сохранению экологического равновесия в природе или, соблюдая правила пожарной безопасности во время пеших походов или отдыха на природе, исключаем возможность возникновения лесных и степных пожаров.
Любая деятельность сопряжена с различного рода опасностями: природными, техногенными, антропогенными, биологическими, социальными. Поэтому безопасность деятельности является одной из важнейших сторон существования человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился и будет стремиться обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности проблемы безопасности еще более обострились, и для решения многих ее задач в настоящее время требуется, как правило, комплекс специальных знаний.
«Основы безопасности жизнедеятельности» является общеобразовательной дисциплиной, изучающей опасности и защиту человека от них. Основные положения ее базируются на том, что деятельность человека потенциально опасна; опасности, реализуясь в пространстве и во времени, причиняют вред человеку, проявляющийся в нервных потрясениях, травмах и других. БЖД решает задачи идентификации опасностей (вид, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.); профилактики (на основе сопоставления затрат и выгод); действия в условиях чрезвычайных ситуаций (в связи с остаточным риском часть опасностей может реализоваться с определенной вероятностью). Значительную часть дисциплины занимают вопросы гражданской обороны. Гражданская оборона является составной частью общегосударственных мероприятий по обеспечению национальной безопасности в области защиты населения, экономики и территории республики от поражающих факторов современных средств поражения, а также от стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Задачи изучения дисциплины:
В процессе изучения дисциплины студент должен научиться:
применять известные методы познания для разрешения профессиональных проблем и непрерывного самообразования, анализировать и критически осмысливать накопленные теоретические материалы.
-научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способам защиты населения, основам и организации проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения;
-обучить студентов распознаванию признаков травматических повреждений, особо опасных инфекций, острых заболеваний и оказанию неотложной доврачебной помощи
Студент должен знать:
теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологических технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.
Студент должен уметь:
применять известные методы познания для разрешенияпрофессиональных проблем, работать в команде по достижению общей цели; эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий; проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологически производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; осуществлять безопасную и экологическую эксплуатацию систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях, диагностировать различные поражения, оказывать первую медицинскую помощь и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Иметь навыки:
- владеть современными методами и средствами контроля и анализа, развития и управления безопасными системами.
Владеть способом деятельности:
- методами познания для разрешения профессиональных проблем, умением профессионально решать задачи, работать в команде, собирать и анализировать первичную экспериментальную, и другую информацию.
Студент должен быть компетентным:
- в вопросах законодательства РК и международных соглашений в области охраны природы и безопасности жизнедеятельности;
- в основы трудового законодательства, организации труда, правилах и нормах охраны труда
Содержание курса:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается c 1 по 4 семестр зависимости от специальности, согласно ГОСО , на изучение курса предусмотрено 2 кредита, которые включают в себя аудиторные занятия: лекции; лабораторно-практические работы, СРСП, СРС. Курс состоит из 15 тем. Практические работы позволяют закрепить полученные на лекцияx знания и научиться применять освоенные навыки.
Форма контроля – экзамен.
Пререквизиты:Ботаника. Биология. Экология, Охрана окружающей среды. Зоология. Анатомия человека. Почвоведение. География и др.
Постреквизиты: Промышленная экология, Геоэкология .Социальная экология и устойчивое развитие, Утилизация отходов промышленности и д
Таблица 1 - Тематико-содержательный план обучения УК (1-й семестр (15 недель)
№ | Наименование и содержание УК (подтема) | Последовательность учебных недель | Формы и содержание организации УК | Текущий контроль (ТК) следящий | Дата проведения ТК | Сроки отработки | ||||||||||||||||||||||||
Лекции | Практические работы | Семинары (СРСП) | СРС | |||||||||||||||||||||||||||
Кол-во часов | Формы и методы организации УК | Кол-во часов | Формы и методы организации УК | Кол-во часов | Формы и методы организации УК | Кол-во часов | Формы и методы организации УК | |||||||||||||||||||||||
Модуль 1. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Введение | Метод критич. мышл. | Работа в малых группах | Поиск решения проблем. | Реферат | Устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов. | Проблемная ситуация | Составить тезаурус по тематическим понятиям. | Метод малых групп | Конспект лекций | Индивидуальный контроль | |||||||||||||||||||||||||
Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности | Мозговой штурм | Составить конспект | Проверка конспектов | Защита докладов | Индивидуальный контроль | |||||||||||||||||||||||||
Принципы организации ГО и защиты людей при ЧС. | Проблемная ситуация | Работа с нормативными документами. | Информационное сообщение | Составление тезауруса | Составление тестов | |||||||||||||||||||||||||
Чрезвычайные ситуации. | Метод критич. мышл. | Составить конспект | Индивид. проект | Индивид. проект | Составление тестов | |||||||||||||||||||||||||
Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера. | Проблемная ситуация | Составить тезаурус по тематическим понятиям. | Защита докладов | Конспект лекций | Индивидуальный контроль | |||||||||||||||||||||||||
Поражающие факторы ЧС военного времени. | Метод критич. мышл. | Работа в малых группах | Составление конспекта. | Индивид. проект | Устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
Опасности среды обитания человека. | Определения | Составить конспект | Письменный опрос. | Защита докладов | Индивидуальный контроль | |||||||||||||||||||||||||
Всего часов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль (Модуль 1) - Тезаурус | ||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 2. Защита населения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Виды, источники и масштабы опасных и вредных производственных факторов | Проблемная ситуация | Составить конспект | Конспект лекций | Написание реферата | Индивидуальный контроль | |||||||||||||||||||||||||
Защита населения | Метод критич. мышл. | Работа с нормативными документами. | Метод малых групп | Подготовка презентации | Индивидуальный контроль | |||||||||||||||||||||||||
Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля | Определения | Составить тезаурус по тематическим понятиям. | Поиск решения проблем. | Защита докладов | Устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
Устойчивость работы промышленных объектов | Метод критич. мышл. | Работа в малых группах | Индивид. проект | Индивид. проект | Индивидуальный контроль | |||||||||||||||||||||||||
Пути повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС | Определения | Работа в малых группах | Защита докладов | Индивид. проект | Составление тестов | |||||||||||||||||||||||||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Проблемная ситуация | Работа в малых группах | Индивид. проект | Написание реферата | Индивидуальный контроль | |||||||||||||||||||||||||
Особенности организации СиДНР в очаге комбинированного поражения | Метод критич. мышл. | Составить конспект | Составление конспекта | Конспект лекций | Устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
Всего часов: | ||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль (Модуль 2) - Тестирование | ||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 – Модульно-интегративная структура УК с указанием программных вопросов по модулям
Содержание | Модуль 1 | Модуль 2 |
Программные вопросы |
| 1. Виды, источники и масштабы опасных и вредных производственных факторов 2. Защита населения 3. Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля 4. Устойчивость работы промышленных объектов 5. Пути повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС 6. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения 7. Особенности организации СиДНР в очаге комбинированного поражения |
Обязательная литература | 1. Приходько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций.- Алматы: ВШП, «Эдилет» 2000-366 с. 2. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 5-е изд., стер. / Под ред. О. Н. Русака – СПб.: Издательство «Лань», 2002- 448 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. С.В.Белова. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. шк., 1999 – 448 с. 4. Васильев П.П. Безопасность жизнедеятельности: Экология и охрана труда. Количественная оценка и примеры: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-188с. 5. Мугин О. Г. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации. Практические работы: Учебное пособие – М.: Мир, 2003 – 80 с. | 1. Приходько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций.- Алматы: ВШП, «Эдилет» 2000-366 с. 2. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 5-е изд., стер. / Под ред. О. Н. Русака – СПб.: Издательство «Лань», 2002- 448 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. С.В.Белова. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. шк., 1999 – 448 с. 4. Васильев П.П. Безопасность жизнедеятельности: Экология и охрана труда. Количественная оценка и примеры: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-188с. 5. Мугин О. Г. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации. Практические работы: Учебное пособие – М.: Мир, 2003 – 80 с. |
Дополни-тельная литература | 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. 1, 2. / Под ред. Э.А.Арустамова – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. 2. Хван Т.А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2000 – 416 с. 3. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред проф. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ, 2000 – 431 с. 4. Маршалл В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989 – 671 с. 5. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты. – М.: Мысль, 1988 – 254 с. 6. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов 1-1V групп: Справочник / Под ред. В.А. Филова и др. – Л.: Химия, 1988 – 512 с. 7. Безопасность жизнедеятельности: учебное пос. для вузов/ В.А.Акимов, Ю.Л.Воробьев и др.– М.: Высш. Шк., 2006 – 592 с.. 8. Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1991 – 352 с. 9. Владимиров В.А.Сильнодействующие ядовитые вещества и защита от них. М.:Воениздат, 1989 – 176 с. 10. Средства индивидуальной защиты: Справочное пособие / Под общ. ред. С.Л. Каминского, - Л.: Химия, 1989 – 400 с. 11. Радиобиология. Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Д. Белова – М.: «Колос», 1999 – 384 с. 12. Шкрабак В. и др. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве.- М.: «Колос», 2002 – 512 с. 13. Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО. Ежеквартальное издание МЧС РК. 14. Плеханов П. Селевая опасность. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО, вып. 2. – 2003 г. 15. Плеханов П. Снежные лавины и их проблема в Казахстане. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО, вып. 4 – 2003 г. 16. Плеханов П. Общая оценка опасности техносферы в Республике Казахстан. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО. 17. О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. Алматы, 1996. 18. О Гражданской обороне: Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 г.Алматы, 1997 | 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. 1, 2. / Под ред. Э.А.Арустамова – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. 2. Хван Т.А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2000 – 416 с. 3. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред проф. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ, 2000 – 431 с. 4. Маршалл В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989 – 671 с. 5. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты. – М.: Мысль, 1988 – 254 с. 6. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов 1-1V групп: Справочник / Под ред. В.А. Филова и др. – Л.: Химия, 1988 – 512 с. 7. Безопасность жизнедеятельности: учебное пос. для вузов/ В.А.Акимов, Ю.Л.Воробьев и др.– М.: Высш. Шк., 2006 – 592 с.. 8. Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1991 – 352 с. 9. Владимиров В.А.Сильнодействующие ядовитые вещества и защита от них. М.:Воениздат, 1989 – 176 с. 10. Средства индивидуальной защиты: Справочное пособие / Под общ. ред. С.Л. Каминского, - Л.: Химия, 1989 – 400 с. 11. Радиобиология. Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Д. Белова – М.: «Колос», 1999 – 384 с. 12. Шкрабак В. и др. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве.- М.: «Колос», 2002 – 512 с. 13. Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО. Ежеквартальное издание МЧС РК. 14. Плеханов П. Селевая опасность. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО, вып. 2. – 2003 г. 15. Плеханов П. Снежные лавины и их проблема в Казахстане. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО, вып. 4 – 2003 г. 16. Плеханов П. Общая оценка опасности техносферы в Республике Казахстан. Информационно – методический сборник материалов по ЧС и ГО. 17. О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. Алматы, 1996. 18. О Гражданской обороне: Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 г.Алматы, 1997 |
Содержание лекций |
|
|
Содержание практических работ | 1. Понятия и основные черты катастроф и чрезвычайных ситуаций. 2. Основные поражающие факторы при ЧС, основные виды поражения людей основные поражающие факторы при ЧС. 3. Основные виды поражения в ЧС. 4. Основные принципы и мероприятия по защите населения. 5. Классификация средств защиты населения. 6. Средства защиты органов дыхания. 7. Средства защиты кожи. 8. Средства медицинской защиты. |
|
Планы СРСП | СРСП №1 – Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. Поиск решения проблем. | СРСП №1 – Классификация опасных и вредных факторов. Конспект лекций |
СРСП №2 – Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей. Метод малых групп | СРСП №2 – Этапы проведения мероприятий по защите населения. Метод малых групп | |
СРСП №3 – Организация и ведение Гражданской обороны (ГО) – одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. Проверка конспектов | СРСП №3 – Первая медицинская помощь при ранениях, ушибах, вывихах, переломах. Поиск решения проблем. | |
СРСП №4 – Права и обязанности граждан РК при ЧС. Информационное сообщение | СРСП №4 – Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Индивид. проект | |
СРСП №5 – Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Индивид. проект | СРСП №5 – Способы повышения надежности защиты персонала на объектах. Защита докладов | |
СРСП №6 – Классификация стихийных бедствий. Защита докладов | СРСП №6 – Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Индивид. проект | |
СРСП №7 – Виды оружия массового поражения. Составление конспекта. | СРСП №7 – Задача командира формирований ГО и ЧС при ведении СиДНР. Составление конспекта | |
СРСП №8 – Классификация негативных факторов. Письменный опрос. |
Таблица 3 - Организация самостоятельной работы
студента СРС по модулям УК
№ модуля | Тематика СРС | Задания для СРС | Формы контроля СРС | График контроля СРС (срок | |
Модуль 1.Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности | |||||
1. Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера. 2. Проблемы безопасности в системе «человек – машина – производственная среда» 3. Законодательные акты и положения РК в области чрезвычайных ситуаций. 4. Структура ГО и ЧС на промышленном объекте. 5. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера. 6. Оценка возможных разрушений зданий и сооружений при ЧС природного характера. 7. Психологические аспекты ЧС. 8. Загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. | Написание реферата Составление конспекта Подготовка доклада Составление тезауруса Подготовка доклада Составление конспекта Подготовка доклада Подготовка доклада | Реферат Индивидуальный Индивидуальный Тезаурус Доклад Индивидуальный Индивидуальный Доклад | 2неделя 2неделя 3неделя 3неделя 4неделя 5неделя 5неделя 6неделя | ||
Модуль 2.Защита населения | |||||
1. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. 2. Эвакуация населения. 3. Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях. 4. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. 5. Способы повышения устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. 6. Силы и средства, привлекаемые для проведения СиДНР. 7. Особенности организации и проведения СиДНР. | Написание реферата Подготовка презентации Подготовка доклада Составление конспекта Составление тезауруса Подготовка реферата Составление конспекта | Реферат Презентация Доклад Индивидуальный Индивидуальный Индивидуальный Индивидуальный | 7неделя 8неделя 9неделя 10неделя 11неделя 12неделя 13неделя | ||
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
Жизнедеятельность | свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного развития и самореализации индивидуума, группы людей, общества в целом, человечества в единстве их жизненных потребностей и возможностей. |
Опасность | условие или ситуация, которые существуют в окружающей среде и способны привести к нежелательному высвобождению энергии, которая может послужить причиной физического вреда, ранения или повреждения. |
Природные опасности | природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровья человека (землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололедицы, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучения, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, инфекционные болезни животных и растений). |
Техногенные опасности | опасности, связанные с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического), транспортных средств, горючих, легковоспламеняющихся, взрывоопасных веществ и материалов, процессов, происходящих при повышенных температурах и давлении, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования. |
Социальные опасности | опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем людей. Это такие явления, как бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность, курение табака, сквернословие и т.п. |
Политические опасности | конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, идеологические, межпартийные, межконфессионные и вооруженные конфликты, войны. |
Поражающий фактор | фактор жизненной среды, который при определенных условиях наносит ущерб, как людям, так и системам жизнеобеспечения, наносит материальный ущерб. |
Производственная среда | это среда, в которой человек осуществляет свою трудовую деятельность. Она содержит комплекс предприятий, организаций, учреждений, средств транспорта, коммуникаций и т.п.. |
Авария | система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени за состоянием окружающей природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов. |
Чрезвычайная ситуация | Чрезвычайная ситуация - в РК - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли: - человеческие жертвы; - ущерб здоровью людей или окружающей природной среде; - значительные материальные потери; и - нарушение условий жизнедеятельности людей. |
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций | опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. |
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне | территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. |
Чрезвычайное положение | особое правовое положение в стране, вводимое уполномоченными органами государственной власти на определенный период и ограничивающее гражданские права и свободы населения. Обычно чрезвычайное положение вводится в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а также в случае стихийных бедствий и технологических катастроф. |
Экологическая катастрофа | Трудно обратимое за длительное время очень неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной природной среды: - либо региональная природная аномалия: длительная засуха, массовый мор скота и т.д.; - либо авария технического устройства, приводящая к остро неблагоприятным изменениям в среде и массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу. Экологическая катастрофа приводит к полному разрушению экологического равновесия в природных системах. |
Стихийное бедствие | экстремальное явление природы катастрофического характера, приводящее к внезапному нарушению нормальной деятельности людей. В ряде случаев стихийные бедствия сопровождаются гибелью материальных ценностей и жертвами среди населения. Стихийные бедствия оцениваются по количеству жертв и разрушений, в ненаселенных местах - по степени нарушения природной среды: рельефа, растительности, животного мира, а также по площади охвата. К стихийным бедствиям относятся: извержения вулканов, землетрясения, цунами, оползни, обвалы, сели, лавины, наводнения, ураганы, тайфуны, смерчи, смог, град, молнии, лесные пожары и др. Ливень, снегопад, заморозок, гололедица и другие постоянно наблюдаемые явления могут иметь характер стихийных бедствий при внезапном резком наступлении или при необычно высокой интенсивности. Самыми опасными стихийными бедствиями считаются циклоны, тайфуны, засуха и опустынивание. |
Промышленная безопасность в чрезвычайных ситуациях | состояние защищенности населения, производственного персонала, объектов национальной экономики и окружающей природной среды от опасностей, возникающих при промышленных авариях и катастрофах в зонах чрезвычайной ситуации. |
Материалы по овладению УК