Тема 6. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы защиты населения и территорий ( ОК -5, ОК-7, ОК-9, ОК-10)
До проработки этой темы студент должен восстановить в памяти понятие чрезвычайных ситуаций природного характера: классификация, причины возникновения, возможные последствия.
Начинать проработку темы нужно с изучения геологических чрезвычайных ситуаций, природных пожаров, биологических чрезвычайных ситуаций, космических чрезвычайных ситуаций.
Студент должен хорошо разбираться в возможном характере будущей
войны, видах оружия массового поражения.
Особое внимание следует обратить на основные способы защиты населения. Студент должен уметь пользоваться приборами радиационной, химической разведки и контроля радиоактивного облучения.
Тема 7. Основы безопасности жизнедеятельности
В городских условиях ( ОК -5, ОК-7, ОК-9, ОК-10)
Особое внимание студентам следует уделить изучению общей классификации опасностей (признаки и виды),источникам опасностей.
Студент должен различать естественные опасности (при изменении биосферы и стихийных природных явлениях); техногенные опасности (загрязнение атмосферы, агрязнение гидросферы, загрязнение земель, энергетические загрязнения техносферы); антропогенные опасности (сферы, в которых могут происходить ошибки по вине человека, причины ошибок по кибернетической схеме, виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях создания и использования технических систем).
Студент должен уметь различать факторы риска жилых помещений, контролировать влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.
Тема 8. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера ( ОК -5, ОК-7, ОК-9, ОК-10)
Студент должен усвоить основные угрозы террористического характера. Нужно знать основные причины возникновения и условия, при которых могут возникнуть терроризм и его виды,способы действий террористов. После изучения темы студент должен уметь применять сновные меры и мероприятия по противодействию террористической деятельности. Способы действий террористов.
Алгоритм самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
|
Карта обеспеченности литературой
№ п. п. | Наименование источника | Кол-во экз. | Кол-во студентов, одновременно изучающих дисциплину | К обесп. |
основная литература | ||||
Каракеян В. И. , Никулина Н. М. Безопасность жизнедеятельности. Учебник.- М.- «Юрайт»,- 2014 | 1,3 | |||
Холостова Е. И., Прохорова О. Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебник.- М.- «Дашков и К»,- 2013 | 1.3 | |||
дополнительная литература | ||||
Г. Б. Куликов Безопасность жизнедеятельности. Электронный учебник, М.: МГУП.- 2010 | ||||
ИТОГО: | 2,7 |
II ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Матрица оценочных средств
Индекс компетенции | Цикл | Практика, НИР | ИГА | ||||||
Б.1 | Б.2. | Б.3. | |||||||
базовая | вариативная | базовая | вариативная | базовая | вариативная | ||||
ОК-21 | + | ||||||||
Виды аттестации | Формы аттестации | ||||||||
текущая | УО | + | |||||||
РЗ | + | ||||||||
промежуточная | Р | + | |||||||
З | + | ||||||||
итоговая | ГЭ | ||||||||
ВКР |
УО – устный опрос; РЗ – решение задач; Р – рейтинг; З – зачет; ГЭ – государственный экзамен; ВРК –
выпускная квалификационная работа
Типы контроля
При оценке уровня овладения компетенцией используются три типа контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: лекции и практическом занятии. На лекционных занятиях преподаватель должен предусмотреть время на устные вопросы по ранее освоенной теме.
На практических занятиях текущий контроль осуществляется путем оценки работы студента: результата решения практических задач и ответов на теоретические вопросы.
Промежуточный контроль осуществляется три раза в семестр через каждые шесть недель по результатам рейтинга.
Итоговый контроль осуществляется в конце семестра по итогам рейтинговой системы или ответов по вопросам билета и имеет форму зачета.
Вопросы по темам лекций
Тема 1.
1. Как проходила эволюция учений о безопасности жизнедеятельности человека и защиты окружающей среды?
2. Какую цель преследует изучение науки о безопасности жизнедеятельности (БЖД)?
3. Какова область исследования науки о безопасности жизнедеятельности?
4. Что такое ноксология ?
5. В чем заключается поле опасностей?
Тема 2.
1. Дайте характеристику основным законодательным актам и нормативным документам по управлению безопасностью жизнедеятельности ?
2. Какие документы регламентируют охрану труда женщин и молодежи ?
3. Кто и как осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда ?
4. Кто несет ответственность за нарушение законодательства о труде и о безопасности труда ?
5.Какие документы составляют нормативно-техническую документацию безопасности жизнедеятельности ?
6. В чем заключается сущность стандартизация в области безопасности труда ?
7. В чем заключается техническое регулирование и эффективность
мероприятий по обеспечению безопасности на производстве ?
Тема 3.
1. Назовите анализаторы человеческого организма.
2. Перечислите виды труда.
3. Назовите особенности вредных и экстремальных условий труда.
4.Понятие микроклимата, его параметры.
5.Каковы общие санитарные требования к производственным помещениям?
Тема 4.
1. Дайте характеристику природным (естественным) опасностям.
2. Как должно действовать население в условиях природных катастроф?
3. Назовите источники природные пожаров.
4 .Что приводит к массовым заболеваниям?
5. Перечислите техногенные опасности дайте им характиеристику.
6. Последствия взрывов и действия населения при взрывах.
Тема 5.
1. Перечислите виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях.
2. Назовите правила оказания первой медицинской помощи.
3. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
4. Перечислитие основные рганизационные противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей.
Тема 6.
1. Дайте характеристику чрезвычайные ситуации техногенного характера, классифицируйте их, назовите причины возникновения и возможные последствия.
2. Какие чрезвычайные ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного характера?
3. Каков возможный характер будущей войны?
4. Каково воздействие поражающих факторов ядерного взрыва на человека, объекты жизнедеятельности, окружающую среду.
5 .В чем заключаются основные способы защиты населения?
6. Дайте характеристику приборам радиационной, химической разведки и контроля радиоактивного облучения.
Тема 7.
1. Как выглядит общая классификация опасностей?
2. Охарактеризуйте источники опасностей.
3. Назовите факторы риска жилых помещений.
4. Перечислите и дайте характеристику зонам с высокой совокупностью опасностей в техносфере.
Тема 8.
1. В чем заключаюся основные угрозы террористического характера?
2. Назовите виды терроризма.
3. Перечислите основные меры и мероприятия по противодействию террористической деятельности.
4. Преступления террористического характера, связанные с применением взрывных устройств.
5. Каковы меры личной безопасности при обнаружении взрывных устройств? 6. Перечислите правила личного поведения при захвате заложников, при угрозе захвата в заложники, при захвате в заложники родных, близких, знакомых.
7. В чем заключается техническое обеспечение антитеррористических мер?