Программа и методические указания по темам курса

Введение

Понятие о безопасности жизнедеятельности. Основные нормативные акты Российской Федерации о безопасности жизнедеятельности. Цель и содержание, научные и практические задачи, объект изучения и средства познания безопасности жизнедеятельности. Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности. Краткие исторические сведения о развитии науки об опасностях. Роль науки и образования в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Связь курса безопасности жизнедеятельности со специальными и общественными дисциплинами. Роль инженерно-технических работников в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Методические указания

В конституции РФ записано: «Статья 37. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ...»

«Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии.»

« Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду...»

В развитие этих и других статей Конституции РФ принят ряд федеральных законов: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности» и др.

Изучение этих законов позволит более четко уяснить права и обязанности каждого гражданина РФ в области безопасности жизнедеятельности.

Литература : /1 - 8/

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под безопасностью жизнедеятельности? 2. Каковы практические задачи и объект изучения в безопасности жизнедеятельности? 3. В чем заключаются права граждан на охрану здоровья и информацию о факторах, влияющих на здоровье. 4. Назовите обязанности работодателя и работника по обеспечению охраны труда на предприятиях. 5. Назовите права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. 6. Перечислите права и обязанности граждан и предприятий по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия.

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Введение

Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая. Понятие опасности. Номенклатура опасностей, аксиома о потенциальной опасности. Понятие о риске и приемлемом риске.

Методические указания

При изучении этих вопросов особое внимание обратить на аксиому о потенциальной опасности и понятие о приемлемом риске .

Литература:/7, 8/

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под опасностью? 2. В чем заключается сущность

аксиомы о потенциальной опасности? 3. Что понимается под риском? 4. В чем заключается концепция приемлемого риска?

Тема 1. Характеристика человека как элемента системы «человек - среда обитания»

Естественные системы защиты человека от опасности. Личностные факторы, обуславливающие способность человека противостоять опасности: психобиологические факторы, факторы социально-психологического и психофизического качества. Краткая характеристика нервной системы. Нижний, верхний и дифференцированный пороги чувствительности. Закон Вебера - Фехнера. Рефлексы условные и безусловные. Понятие об иммунитете. Характеристики анализаторов. Температурная чувствительность, ощущение боли, вибрационная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение.

Психофизические основы деятельности человека. Прием информации, хранение, переработка ее и принятие решения.

Методические указания

При изучении этой темы необходимо освоить возможность естественной системы защиты человека от опасностей среды обитания и психофизические основы деятельности человека, ибо они во многом определяют безопасность любого вида деятельности.

Литература :/7, 8/

Вопросы для самопроверки

1. Что относится к личностным факторам человека? 2. Дайте краткую характеристику естественным системам человека (тела, анализаторов). 3. Что понимается под порогами чувствительности анализаторов? 4. Какие виды памяти существуют? 5. В чем заключается процесс принятия решения?

Тема 2. Характеристика среды как элемента системы «человек - среда обитания»

Понятие об опасных и вредных факторах среды обитания. Признаки опасных и вредных факторов. Классификация опасных и вредных факторов по происхождению, природе действия и их характеристика.

Методические указания

При изучении этой темы кроме рекомендуемой литературы необходимо ознакомиться с нормативным документом: ГОСТ 12.0.003-74. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

Литература осн.:/7, 8, 11/

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под опасными и вредными факторами? 2. Перечислите признаки опасных и вредных факторов. 3. Как делятся опасные и вредные факторы по происхождению, по природе действия?

Наши рекомендации