Травматизм как важнейшая медико-социальных проблема современности.
На протяжении всего XX в. актуальность проблемы травматизма росла, причем особое беспокойство вызывает не, просто рост травматизма, а то обстоятельство, что отмечается рост травматизма со смертельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утратой трудоспособности, т. е. утяжеление исходов травм. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем травмы чаще уносят жизни людей наиболее молодого, трудоспособного возраста.
Ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составляют 93 %, отравления — 1 %, другие несчастные случаи — 6 %. В 2000 г. погибли: 39 341 человек от автотранспортных травм, 33 979 — от случайных отравлений алкоголем, 15 866 — от случайных утоплений, 56 568 — от самоубийств, 40 532 — от убийств. По уровню первичной заболеваемости взрослого населения травматизм занимает второе место (после болезней органов дыхания) с показателем 80—90 %о. Значительную роль играет травматизм и в заболеваемости с временной утратой трудоспособности — по среднему числу дней нетрудоспособности ему принадлежит второе место (15—16 дней на 100 работающих), а по числу случаев на 100 работающих — третье место (10—11 случаев на 100 работающих). Особенностью травматизма является не только его широкое распространение, но и тяжелые исходы. В начале 2000-ных годов удельный вес травматизма в структуре смертности населения России был на втором месте (14,0 %) и даже превышал удельный вес смертности от новообразований. Последствия травм, отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности занимают третье место (6,5 %).
Целью дискуссии является обсуждение сложившейся ситуации, в ходе которой участники смогут предложить свои версии необходимых действий для реализации предлагаемых направлений разрешения данной проблемы. Сегодня есть несколько точек зрения на сложившуюся ситуацию. В ходе лекции предлагает найти общее и различное в представленных подходах.
Во всех несчастных случаях (НС), независимо от травмирующих факторов и условий, в которых они реализуются лежат некоторые общие закономерности. Их наличие создало предпосылки для различных психологических теорий происхождения производственных травм.
Теория 1. «Теория подверженности». Основана на утверждении, что НС не проходит бесследно не только для здоровья человека, НС увеличивает или уменьшает вероятность повторения травм по сравнению с теми, кто этого избежал в аналогичной ситуации. При этом, если вероятность травматизма увеличивается, то теория трактуется как «гипотеза заразительности», а если уменьшается – как «гипотеза обоженных пальцев».
Теория 2. Корректировка – стресс». Теория, предложенная В. Керром (1957), утверждает, что люди, которые не могут приспособиться к условиям труда, включающим физические и социальные сферы, будут травмироваться чаще, чем альтернативная группа. При этом на процесс «корректировки» существенное влияние оказывают психические и физические стрессы.
Две точки зрения: 1) от стресса больше всего страдают «белые воротнички» (руководители; 2) «синие воротнички» – т. к. они умирают по статистике более молодыми.
Стресс, вызывающий НС, обычно не связан с одним стрессором, а является совокупностью нежелательных жизненных ситуаций. Поэтому человек более подверженный эмоциональным стрессам при выполнении сложных (или опасно-сложных) работ, скорее всего, подвержен НС.
Теория 3. Корректировка – стресс». Теория, предложенная В. Керром (1957), утверждает, что люди, которые не могут приспособиться к условиям труда, включающим физические и социальные сферы, будут травмироваться чаще, чем альтернативная группа. При этом на процесс «корректировки» существенное влияние оказывают психические и физические стрессы.
Две точки зрения: 1) от стресса больше всего страдают «белые воротнички» (руководители; 2) «синие воротнички» – т. к. они умирают по статистике более молодыми.
Стресс, вызывающий НС, обычно не связан с одним стрессором, а является совокупностью нежелательных жизненных ситуаций. Поэтому человек более подверженный эмоциональным стрессам при выполнении сложных (или опасно-сложных) работ, скорее всего, подвержен НС.
Теория 4. «Цель – свобода – бдительность». (В. Керр, дополнение теории «корректировка – стресс»). НС – результат неосторожности людей, которая порождается отсутствием в их работе целей и свобод. Высокое качество работы – повышенная ответственность – высокая бдительность – снижение вероятности НС.
Для этого необходим психологически благоприятный климат, стимулирующее воздействие которого определяется потенциальным вознаграждением. Стимулирующий благоприятный климат, большая свобода в выборе поставленных целей приводят к тому, что рабочая ситуация кажется менее фиксированной, при этом работник ощущает себя не просто исполнителем, а соучастником или подельщиком всего процесса и конечного продукта. Пример: униформа фирмы Локхид. Подтверждение теории – при индивидуальном труде НС меньше по сравнению с бригадным.
Теория 5. «Эргономическая теория». (Французский психолог П. Казамян). Причина травматизма – организационные недостатки производства. Считает, что эти недостатки сформировались в момент перехода от кустарного к промышленному производству, когда произошло разделение прежде слитых функций – организации и исполнения работ.
Организатор труда может и не принимать во внимание опасность, когда вероятность НС кажется ему весьма малой. Поэтому он создает опасность для исполнителя, затем компенсирует её введением чрезмерно осторожного метода работы.
Исполнитель же – в ответ, - когда этот метод не позволяет ему выполнить задание и обеспечить без особого напряжения свою безопасность, может выбрать опасный метод. Таким образом, существует противоречие: организатор стремиться изменить поведение исполнителя, а исполнитель требует изменения рабочей обстановки.
Достоинство теории в том, что в центр поставлены не психологические черты, а взаимоотношения в системе «человек-работа», при этом они не противопоставляются, а рассматриваются в единстве.
Теория 6. Теория «Профессиональной бдительности». Возникновение производственных травм – прямое следствие низкой профессиональной бдительности работающих.
«Профессиональная бдительность» – свойства личности и состояние готовности к экстренному действию на сигнал, время поступления которого не определено. Формируется на основе личных качеств под влиянием опыта работы, а уровень – показатель определенной установки к безопасному труду. Профессиональную бдительность снижают низкая удовлетворенность работой и зарплатой, большой опыт работы в опасных условиях, недооценка опасности, нарушение инструкций по охране труда.
Теория 7. «Теория бессознательного побуждения». НС – акт самонаказания, вызванный подсознательными процессами: агрессивностью, честолюбием, виной и т. п. Корни теории – в психоанализе З. Фрейда. По Фрейду человек наносит себе повреждения не случайно, а под воздействием бессознательных, врожденных агрессивных тенденций, которые в данном случае диктуют: накажи себя, а через само наказание – накажи тех, кто породил конфликтную ситуацию и её следствие – НС.
Теория 8. «Теория «Домино»».Сформулирована Х. Гейнрихом в 1950 г., объединяет многие приведенные выше концепции. Описывает события, приводящие к травме в такой последовательности:
1) Индивидуальные особенности человека и среды;
2) Ошибки человека
3) Образуется причина для опасного действия
4) Возникает несчастный случай
5) Приводит к травме
Эти пять ступеней рассматриваются, как пять косточек домино, при падении одной из них автоматически падают все остальные. Если отдельную косточку убрать осторожно, все остальные остаются на месте и травмы не произойдет.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, какие из приведенных выше теорий являются наиболее очевидной, убедительной и не подлежащими сомнениям?
- Какие из приведенных мыслей на ваш взгляд являются ошибочными?
- В чем суть ошибки? Можно ли сказать, что ваши аргументы достаточны для того, чтобы приведенная ошибка стала очевидной?
- Какие статистические данные вам нужны для того, чтобы аргументировать вашу позицию? Знаете ли вы, где можно было бы найти эти данные?
В заключительном слове, преподаватель высказывает свое суждение относительно сделанного студентами выбора.