Организация основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Роль и задачи ГО
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По специальности: 050503 «Юриспруденция».
Талдыкорган, 2010
Учебно-методический комплекс составлен: профессором Касымжановой Г.С.
(Ф.И.О., должность преподавателя)
на основании________________________________________________________ (название документа)
______________________________
(подпись преподавателя)
Рассмотрено на заседании кафедры _____________,
Протокол № ___ «__»__________________2010 г.
Зав. кафедрой _____________________
Рабочая учебная программа по дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Пререквизиты дисциплины
Для изучения курса студентам необходимы школьные знания по биологии, анатомии, валеологии, ОБЖ. Знания по ОБЖ необходимы в жизни любого человека.
Постреквизиты дисциплины
Успешное освоение программы имеет большое значение в жизни будущего специалиста, при организации на объекте хозяйствования. Знания необходимы каждому человеку т.к. любой из нас может оказаться в зоне ЧС, когда жизнь человека зависит от наших действий.
Описание курса:
Безопасность, как мера защиты организмов от внутренних и внешних опасностей является, несомненно, одним из природных факторов существования живых систем. При этом безопасность человека имеет свои особенности, обусловленные тем, что в отличие от других живых организмов человек способен создать собственную среду обитания, во многом отличительную от природной и поэтому имеющие такие виды опасностей, которые не свойственны природной среде.
Опыт показывает, что любая деятельность человека, помимо пользы, приносит и негативные результаты, выражающиеся либо в нарушении экологии, либо в травматизме или даже смерти. Т.е. абсолютно безопасную деятельность создать невозможно и всегда существует риск негативных последствий. Поэтому безопасность следует понимать как комплексную систему мер защиты человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью.
Поверхность Земли будет непрерывно изменяться под действием природных процессов. Оползни будут происходить на неустойчивых горных склонах, по прежнему будет чередоваться большая и малая вода в реках, а штормовые приливы станут время от времени затоплять морские побережья.
Человек бессилен предотвратить сами природные процессы, но в его силах избежать жертв и ущерба.
«Безопасность жизнедеятельности» - курс высшей школы, изучающий способы безопасного взаимодействия человека со средой обитания, устойчивого функционирования объектов хозяйствования (организаций) в условиях чрезвычайных ситуаций, вопросы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и применения современных средств поражения.
Основная цель курса –освоить студентами объем теоретических знаний и практических действий, необходимых для решения нижеследующих задач.
Задачи преподавания дисциплины:
-создание нормальных условий в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от вредных воздействий;
- эксплуатация техники, технологических процессов и объектов хозяйствования в соответствии с требованиями безопасности и экологичности;
- прогнозирование и оценка последствий ЧС;
- принятие решений по защите населения, производственного персонала от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по их ликвидации.
В результате изучения курса студент должен знать:
-теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
- правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности;
- анатомо-физиологические последствия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
- пути и способы повышения устойчивости функционирования объектов хозяйствования в ЧС;
- методы прогнозирования ЧС и ликвидации их последствий.
Уметь:
-разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственнойдеятельности;
- планировать и осуществлять мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС;
- принимать участи в проведении спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий ЧС.
Приобрести: Навыки анализа способов безопасного взаимодействия человека со средой обитания, устойчивого функционирования объектов хозяйствования (организаций) в условиях чрезвычайных ситуаций, вопросов предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и применения современных средств поражения.
Перечень дисциплин, предшествующих изучению предмета:школьные курсы: биология, химия, математика, физика, валеология, история.
Перечень смежных дисциплин: школьные курсы: история, география.
Трудоемкость дисциплины: Количество часов – 45 ч., включая лекции, СРСП, СРС.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Организация основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Роль и задачи ГО.
Понятие БЖ, безопасность, как мера защиты организма от опасностей. Комплексная система защиты. - правовые организационные, экономические, технические и т.д. Три задачи безопасности жизнедеятельности -
1. Идентификация опасностей (детальный анализ)
2. Разработка мер защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей
3. Разработка мер защиты от остаточного риска данной деятельности
ГО РК как составная часть общегосударственных мероприятий в целях защиты населения, экономики, территории республики от поражающих факторов современных средств поражения, а также от стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Роль и место ГО. Первостепенная роль ГО в организации жизнеобеспечения населения при ЧС. Закон РК «О гражданской обороне». Участие население, в том числе учащиеся и студентов в мероприятиях ГО.