Челябинский монтажный колледж

Челябинский монтажный колледж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА,

Методические указания и задания

На контрольные работы

для студентов заочной формы обучения

дисциплины «Охрана труда»

для специальности

Строительство и эксплуатация зданий и

сооружений»

Челябинск

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Челябинский монтажный колледж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

дисциплины «Охрана труда»

Для специальности 270103

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Челябинск

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по МНР и ИТ Челябинского монтажного колледжа _____________В.М.Иус «____»__________20___г. ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) Комиссией протокол №____ от «__ »_________20___г.   Руководитель специальности _________________(Вильчик. Н.П) Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 1701 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель НМЦ

_________________ Л.В.Мельникова

Зав. ЗО

_______________ Ю.М. Брякова

Составитель

_______________ Т.М. Мурдасова

РЕЦЕНЗИЯ

На методические указания и контрольные задания по дисциплине «Охрана труда» для студентов - заочников специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», разработанные преподавателем Челябинского монтажного колледжа Мурдасовой Т.М.

В методических указаниях приведены рекомендации по изучению программного материала, вопросы для самоконтроля, рекомендации по выполнению контрольных работ, задания на контрольные работы.

Структура методических указаний удовлетворяет требованиям, предъявляемым к данной дисциплине. В темах предложена действующая на данный момент правовая нормативная и справочная литература. В разделе, изучающим безопасность труда, учтены мероприятия, связанные с внедрением новых строительных технологий, а также строительных машин и механизмов.

Итогом изучения дисциплины является выполнение контрольной работы и сдача экзамена.

Содержание методических указаний соответствует требованиям, предъявляемым к выпускаемым специалистам.

I. Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Охрана труда» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной средой и вопросы защиты от негативных производственных факторов. При изучении учебной дисциплины - достигается формирование у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями ее безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда.

Основная цель учебной дисциплины «Охрана труда» - вооружить будущих выпускников средних специальных образовательных учреждений теоретически­ми и практическими знаниями, необходимыми для:

-идентификации негативных факторов производственной среды;

-защиты человека от вредных и опасных производственных факторов;

-создания комфортных условий для трудовой деятельности;

-обеспечения условия для безопасного труда;

-оказания первой помощи пострадавшего на производстве. Учебная дисциплина направлена на повышение технической, гуманисти­ческой, правовой подготовки выпускников средних специальных учебных заведений в области безопасности труда. Она базируется на знаниях, умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин: физики, электротехники, строительных машин, строительных конструкций, технологии строительного производства, БЖД.

Большое внимание в учебной дисциплине уделено обеспечению комфортных условий для трудовой деятельности, а именно:

-микроклимата помещений;

-освещения.

Программа учебной дисциплины предусматривает рассмотрение психофизио­логических основ безопасности труда, видов и условий трудовой деятельности, нормативно-правовых и экономических основ управления охраной труда, оказания первой помощи пострадавшим.

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности.

Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами. При проведении занятий целесообразно применять плакаты, видеофильмы, диафильмы и т.д.

Рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на 36 часов аудиторных занятий (в том числе и практические занятия) для всех специальностей среднего профессионального образования. Для проверки знаний студентов по окончании отдельных разделов рекомендуется рубежный контроль, в том числе в форме рейтинга. Итоговая форма контроля - экзамен.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен: Знать:

-основные понятия и термины безопасности труда;

-классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной

среды;

-действие негативных факторов на человека и их нормирование; -источники негативных факторов и причины их проявления в производст­венной среде;

-методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов, а именно:

-физических (вибрации, шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных и ионизирующих излучений, механического силового воздействия);

-химических и биологических;

-факторов комплексного характера; Уметь:

- оказывать первую помощь пострадавшим;

- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда

П. Общие методические указания

Курс «Охрана труда» является одним из предметов общепрофессионального курса. Студенты должны изучить программный материал в полном объёме.

Большое значение имеет изучение требований безопасной эксплуатации строительных машин, механизмов, оборудования, так как при общем снижении травматизма в строительстве удельный вес несчастных случаев, связанных с обслуживанием строительных машин возрастает. Серьёзное влияние следует уделить требованиям электробезопасности, обеспечению безопасности на погрузо-разгрузочньгх работах, при работах на высоте.

В процессе работы над предметом следует конспектировать основные положения каждой темы.

Закрепление полученных знаний осуществляется путём выполнения контрольных работ.

В период экзаменационной сессии производятся обзорные и практические занятия, где освещаются наиболее сложные вопросы.

Общие методические указания по выполнению контрольных работ

В соответствии с учебным планом предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы. Вариант, подлежащей выполнению, определяется последней цифрой учебного шифра студента. Контрольную работу надо выполнять в тетради, четким почерком, без помарок.

При оформлении контрольной работы необходимо выполнить следующие требования:

1 .Содержание вопроса или задачи писать обязательно перед каждым ответом. Каждое задание следует начинать с новой страницы.

2.0тветы давать конкретно по существу поставленного вопроса. Переписывание из учебника не допускается.

3.Желательно, каждый ответ на вопрос сопровождать эскизами с соответствующими пояснениями.

4.На каждой странице должно быть оставлены поля шириной 20-30мм, а в конце работы - место для рисунков преподавателя.

5.В конце выполнения задания следует указать использованную литературу. Выполненная контрольная работа направляется на проверку в колледж, в установленный учебным планом срок, после рецензирования контрольная работа возвращается работа студенту для внесения соответствующих исправлений и дополнений.

Работа, выполненная не по своему варианту или выполненная не полностью, не засчитывается и возвращается без проверки. К экзамену допускаются студенты, которые получили по всем контрольным работам положительные оценки. Предъявление контрольных работ при сдаче экзамена обязательно.

Рекомендуется также показать свои конспекты экзаменатору(домашний и по обзорным лекциям)

III. Тематический план

Наименование разделов и тем Макси мальн ая нагруз ка Количе аудиторнь при очно» обуче всего ство С IX часов i форме тя с В т.ч Практи ческих занятий Намост тельна работа туден-п
Введение 0.5 - 0.5    
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека      
Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов 0.5   0.5    
Тема 1.2. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека 0.5   1.5    
Раздел 2 Управление безопасностью труда -    
Тема 2.1. Правовые, нормативные основы безопасности труда 0.5 - 4.5    
Тема 2.2. Организационные основы безопасности груда 1.5   6.5    
Раздел 3 Защита человека от вредных и опасных производственных факторов 3.5 - 8.5 !
Тема 3.1 Защита человека от физических негативных факторов 0.5 - 0.8
Тема 3.2 Защита человека от химических и биологических негативных факторов 0.5 - 4.5
Тема 3.3. Защита человека от опасности механического травмирования 0.5 - 1.5
Тема 3.4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера -
Раздел 4. Основы безопасности 2.5 - 7.5
Тема 4.1. Требования безопасности предусматриваемые в технической документации по организации строительства и производству работ 0.5   2.5
Гема 4.2. Безопасная организация труда на строительной площадке 0.5 - 3.0
Гема 4.3. Безопасная организация основных видов строительных работ -
Раздел 5. Электробезопасноть и пожароопасность на строительной площадке -    
Гема 5.1. Электробезопасности на строительной площадке 0.5 - 2.5
Гема 5.2. Основы пожарной безопасности. 0.5 - 1.5 -
Раздел 6. Первая помощь пострадавшим 0.5 - 1.5    
ВСЕГО -

IV. Примерное содержание учебной дисциплины

Введение

Цели и задачи изучаемой дисциплины, ее связь с другими дисциплинами.

Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда.

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

-содержание и задачи учебной дисциплины, ее роль в формировании специ­алиста;

-основные понятия, термины и определения в области охраны труда.

РАЗДЕЛ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВВЕННОЙ СРЕДЫ

Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов

В результате изучения темы студент должен: Знать:

- основные стадии идентификации негативных производственных факторов;

- классификацию опасных и вредных производственных факторов;

- наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве;

- наиболее опасные и вредные виды работы.

Тема 1.2. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека

Опасные механические факторы: механические движения и действия технологического оборудования, инструмента, механизмов и машин, другие источники и причины механического травмирования, подьемно-транспортное оборудование.

Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитные поля и излучения (ионизирующие излучения), электрический ток.

Химические негативные факторы (вредные вещества) -их классификация и нормирование.

Опасные факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность -основные сведения о пожаре и взрыве, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности; герметичные системы, находящиеся под давлением - классификация герметичных систем, опасности, возникающие при нарушении герметичности; статическое электричество. В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление:

-о характеристиках негативных факторов; о воздействиях негативных фак­торов на человека;

Знать:

- источники негативных факторов и их воздействие на человека;

- принципы нормирования и предельно-допустимые уровни негативных факторов.

РАЗДЕЛ 2 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА

Тема 2.1. Правовые, нормативные и законодательные основы безопасности труда

Правовые и нормативные основы безопасности труда: Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», Трудовой кодекс, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов безопасности труда Госсгроя России.

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

- законодательство о труде;

-систему стандартов безопасности труда; Уметь:

-пользоваться документацией при решении профессиональных задач на предприятии;

Тема 2.2. Организационные основы безопасности труда

Организационные основы безопасности труда: органы управления безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда; аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма; ответственность за нарушение требований по безопасности труда.

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

- систему управления безопасностью труда в РФ;

- систему контроля и надзора за безопасностью труда в РФ; Уметь:

- регистрировать, учитывать несчастные случаи на производстве;

контролировать условия труда;

РАЗДЕЛ 3 ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

Тема 3.1 Защита человека от физических негативных факторов

Защита от вибрации, шума, инфра- и ультразвука. Защита от электромагнитных излучений; защита от постоянных электрических магнитных полей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового. Защита от радиации. Методы и средства обеспечения электробезопасности.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление:

-об основных способах защиты от физических негативных факторов; Знать:

-способы и средства защиты человека от физических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности.

Тема: 3.2. Защита человека от химических и биологических негативных

факторов

Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиля -ции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ.

Защита от загрязнения водной среды. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление:

-об основных методах и средствах защиты человека от химических и биологических негативных факторов в сфере будущей профессиональной деятельности;

- о способах защиты от загрязнения водной среды;

- о средствах индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.

Знать:

-способы защиты о загрязнения воздушной среды;

Тема 3.3. Защита человека от опасности механического травмирования

Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные защитные средства - оградительные устройства, предохранительные устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и др.; обеспечения безопасности подъемно-транспортного оборудования.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление:

-об основных методах и средствах защиты от механического травмирования при работе с технологическим оборудованием и инструментом; Знать:

- безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом; -особенности обеспечение безопасности подъемно-транспортного

оборудования.

Тема 3.4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера

Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные меры защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенности их применения. Методы защиты от статического электричества; молниезащита зданий и сооружений.

Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем: предохранительные устройства, контрольно-измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и емкостей.

В результате изучения темы студент должен: Иметь представление:

-об основных методах и средствах защиты от опасных факторов комплексного характера; Знать:

- методы пожарной защиты на промышленных объектах;

- методы защиты от статического электричества и молнии;

- методы обеспечения безопасности герметичных систем, работающих под давлением.

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Тема 4.1. Требования безопасности предусматриваемые в технической документации по организации строительства и производству работ

Основные требования по охране труда в ПОС и ППР. Состав и содер­жание основных решений по безопасности труда в ППР. В результате студент должен: Знать:

-технологические процессы и соответствующие им мероприятия по охране труда.

Уметь:

-пользоваться ППР и выделять решения по охране труда, соответствую­щие данному технологическому процессу

Тема 4.2. Безопасная организация труда на строительной площадке

Требования безопасности к содержанию территории строительной площадки к организации рабочих мест, к размещению строительных машин и механизмов, к складированию и хранению строительных материалов и конструкций.

В результате студент должен:

Знать:

- основные принципы безопасной организации строительной площадки, зоны постоянно и потенциально действующих опасных производственных факторов из границы.

- способы складирования. Уметь:

- определять границы опасных зон.

Тема 4.3. Безопасная организация основных видов строительных

работ

Требования безопасности при производстве работ нулевого цикла, строительно-монтажных, сварочных, погрузо-разгрузочных работ. Безопасная эксплуатация строительных машин. Безопасная работа с ручным инструментом.

В результате студент должен:

Знать:

-основные требования безопасности при производстве всего комплекса строительно-монтажных работ, при возведении объекта;

основную документацию (журналы отчетности по охране труда) которую необходимо вести в соответствии с требованибем охраны труда, перечень удостоверений и свидетельств у работающих на строительной площадке.

Уметь:

-заполнять журналы отчетности по охране труда.

РАЗДЕЛ 5. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОТЬ И ПОЖАРООПАСНОСТЬ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Тема 5.1. Электробезопасности на строительной площадке

Действие электрического тока, электромагнитных и электрических полей на человека. Классификация помещений и видов работ. Основные меры защиты от поражения электрическим током.

В результате студент должен:

Знать:

-характер воздействия тока на организм человека, основные нарушения по электробезопасности, основные методы защиты, при каких условиях оформляется наряд-допуск.

Уметь:

- выйти из зоны растекания тока.

Тема 5.2. Основы пожарной безопасности.

Основные понятия; противопожарная защита объекта. Тушения пожаров на строительстве. Технические средства для тушения пожаров. В результате студент должен: Знать:

- причины возникновения пожаров на строительной площадке мероприятия по обеспечению безопасности.

Уметь:

-пользоваться техническими средствами для тушения пожаров..

РАЗДЕЛ 6. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ

В результате изучения темы студент должен: Знать:

-общие принципы оказания первой помощи пострадавшим. Основные приемы.

Уметь:

- оказывать первую помощь пострадавшим.

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Обеспечение защиты работников от воздействия вредных производственных факторов.

2. Определение тяжести несчастных случаев на производстве.

3. Классификация объектов по взрывопожароопасности.

4. Обеспечение электробезопасности при эксплуатации электрооборудования.

5. Требования безопасности при эксплуатации лесов.

6. Средства индивидуальной защиты.

7. Безопасная эксплуатация грузоподъемных машин.

8. Требования, безопасности при работах по электропрогреву бетона.

9. Требования безопасности проездов, проходов, рабочих мест.
Ю.Ю.Инструктаж целевой, внеплановый.

11 .Требования безопасности при выполнении каменных работ. 12.Инструктаж работающих: вводный, первичный. 13.Расследование несчастных случаев на производстве. 14.Структура государственных органов надзора и общественного контроля за охраной труда.

15.Обучение и профессиональная подготовка по охране труда. 16.Классификация несчастных случаев.

17.Порядок оформления акта по форме Н-1 о несчастном случае на производстве и учете несчастных случаев на производстве.

18.Порядок расследования несчастных случаев.

19.Требования безопасности при погрузо-разгрузочных работ.

20.Требования безопасности к складированию и хранению строительных материалов и конструкций.

21. Ответственность за нарушение правил охраны труда.

22.Перечень работ на выполнение которых необходимо выдавать наряд • допуск.

23.Функции главного инженера по обеспечению охраны труда в организации.

24.Задачи охраны труда.

25.Пожарная безопасность объекта.

26.Требования безопасности к баллонам для сжатых и сжиженных газов. 27.Первая помощь при поражении электрическим током. 28.Требования безопасности при сварке и резке металлов.

Электрическое освещение стройплощадки. 29. Средства пожаротушения.

30.Охрана труда несовершеннолетних рабочих и служащих.

31 .Безопасная организация работ нулевого цикла.

32.Первая помощь при ранении, при отморожении.

33.Первая помощь при ожогах.

34.Противопожарная защита объекта.

35.Функции мастера, производителя работ по обеспечению охраны труда. 36. Безопасная организация сварочных работ. 37.Сигнальные цвета.

38.Организация работы по обеспечению охраны труда. 39.Знаки безопасности. 40.Охрана труда женщин.

41 .Функции руководителя службы охраны труда в организации. 42. Функции первого руководителя по обеспечению охраны труда в организации.

43 .Требования безопасности при эксплуатации лестниц, стремянок подмостей

VL ЛИТЕРАТУРА

1. В А. Пчелинцев, Д.В. Коптеев, Г.Г. Орлов - Охрана труда в строительстве М., Высшая школа, 1991.

2. О.Н. Куликов, Е.И, Ролин - Охрана труда в строительстве М; Издательский центр «Академия», 2003.

3. СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования М.; «Издательство ПРИОР», 2002.

4. СниП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2.

5. Строительное производство М; ЗАО «Книга сервис» 2003.

УП. ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ВАРИАНТ 1

1. Порядок проведения трехступенчатого контроля. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.

2. Обеспеченность рабочих санитарно-бытовыми помещениями: классификация и назначение СБП.

3. Техника безопасности на электросварочные работы

ВАРИАНТ 2

1. Организация и управление охраной труда в строительстве.

2. Классификация производственных процессов по степени взрывной и пожарной опасности. Методы оценки производственных процессов по степени взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.

3. Техника безопасности на отделочные работы.

ВАРИАНТ 3

1. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), СНиП Ш-4-80, типовые инструкции по технике безопасности.

2. Основные задачи гигиены и производственной санитарии

3. Техника безопасности на монтажные работы

ВАРИАНТ 4

1. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

2. Цели и задачи пожарной безопасности, государственный надзор, его функции и права.

3. Техника безопасности на изоляционные работы.

ВАРИАНТ 5

1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на мероприятии.

2. Нормы освещенности помещений и рабочих мест. Нормативные требования к санитарно-бытовым помещениям.

3. Техника безопасности на земляные работы.

ВАРИАНТ 6

1. Производственный травматизм и профзаболевания.

2. Характеристика вредных производственных факторов

3. Техника безопасности на кровельные работы.

ВАРИАНТ 7

1. Воздействие негативных факторов на человека.

2. Огнестойкость строительных конструкций и материалов. Понятие о противопожарных разрывах, их назначение.

3. Техника безопасности на земляные работы.

ВАРИАНТ 8

1. Основные понятия по охране труда, государственный контроль и общественный контроль за состоянием охраны труда.

2. Противопожарные преграды и их назначение. Пожарная связь и сигнализация.

3. Техника безопасности на бетонные и железобетонные работы.

ВАРИАНТ 9

1. Функции и ответственность ИГР по созданию безопасных условий труда.

2. Производственное освещение, его влияние на безопасность и производительность труда.

3. Безопасная организация труда на строительной площадке.

ВАРИАНТ 10

1. Обучение безопасным методам работы и инструктаж на производстве.

2. Ответственность руководителя предприятия и ИТР за противопожарное состояние объекта.

3. Электробезопасность на строительной площадке.

Наши рекомендации