Кладка камней неправильной формы

Бутовая кладка. Бутовой называется кладка из природных камней неправильной формы, связанных между собой строительным раствором. Для бутовой кладки применяют камни разной величины, но не тяжелее 50 кг, в том числе рваный камень неправильной формы, постелистный, у которого две примерно параллельных плоскости, и булыжник, имеющий округлую форму.

Из бута возводят фундаменты, стены подвалов, подпорные стены, опоры и другие конструкции, а в районах с большими запасами постелистого камня — стены малоэтажных зданий.

Кладку ведут рядами по возможности одинаковой толщины с перевязкой швов, чередуя в каждом ряду тычковые и ложковые камни (рис. VI.8,а). Углы примыкания и пересечения, а также верстовые ряды выкладывают из более крупных постелистых камней. Перед укладкой камни очищают, а в сухую жаркую и ветреную погоду — смачивают водой.

При бутовой кладке используют тот же инструмент и приспособления, что и для кирпичной кладки. Кроме того, нужны кувалды (прямоугольная для разбивки камней и остроносая для околки углов) и трамбовка, которой осаживают камень и щебень.

В фундаментах первый ряд из крупных постелистых камней выкладывают насухо, тщательно заполняют пустоты щебнем, утрамбовывают и заливают жидким раствором. Последующие ряды бутовой кладки фундаментов выполняют способом «под залив» или «под лопатку».

Кладка камней неправильной формы - student2.ru

Рис. VI.8. Кладка фундаментов из природного камня. Монтаж фундаментных блоков:

а - бутовая кладка; б - шаблон для бутовой кладки в траншее: в - бутовая кладка с облицовкой кирпичом; г - рабочее место каменщиков при кладке ленточных фундаментов на глубине до 1,25 м; д - то же, на глубине более 1,25 м ,е- элементы подземной части здания (слева) и монтаж фундаментных блоков и стен подвала (справа); 1 - гидроизоляция; 2 - ящик для раствора; 3 - штабеля бута; 4 - щебень; 5 - приставная лестница (стремянка) и лоток для подачи раствора; 7 - щиты для камня; в - желоба для спуска камня; 9 - песчаная подушка, 10 - фундаментные блоки-подушки; ; 11 - армированный пояс; 12 - блоки стен фундаментов: 13 - участки бетонируемые по месту; 14 — кран; 15 — подкрановые пути.

Кладка под залив. Каждый ряд камней высотой 0,15—0,2 м выкладывают насухо в распор со стенками траншей (в плотных грунтах) или с опалубкой. При этом способе версты не выкладывают. Пустоты заполняют щебнем и заливают их жидким раствором подвижностью 13—15 см. Раствор не всегда попадает в места, где камни плотно соприкасаются между собой, кладка получается с пустотами, что снижает ее прочность. Поэтому под залив разрешают кладку фундаментов только для зданий высотой не более двух этажей.

Кладку под лопатку начинают с выкладывания отборных верстовых камней. Выступы на них, мешающие кладке, окалывают, каждый камень укладывают на раствор и осаживают ударами молотка. В промежутки между верстами лопатой набрасывают раствор и на него укладывают камни забутки менее правильной формы. Промежутки между камнями расщебенивают. Кладку ведут рядами толщиной до 0,3 м на растворе подвижностью 4—6 см.

Способ под лопатку применяют и при кладке стен и столбов, подбирая камни одной высоты по шаблону-скобе и прикалывая их лицевую сторону для получения ровной поверхности. Возможна кладка стен из бутового камня с одновременной облицовкой кирпичом (рис. VI. 8,в). Облицовку ведут по многорядной системе, связывая каждый 4—6-й тычковый ряд облицовки с бутовой кладкой.

Стены и столбы толщиной 0,6—0,7 м из бутового камня возводят ярусами высотой до 1—1,2 м. Для более толстых стен высоту яруса понижают. Разница в высоте кладки между смежными участками допускается не более 1,2 м. Если по условиям производства работ получаются разрывы высотой до 4 м, надо обеспечивать монолитность кладки, устраивая в местах разрыва уступы и т. п.

Перерывы при бутовой кладке делают только после заполнения раствором промежутков между камнями верхнего выложенного ряда. В сухую жаркую и ветреную погоду кладку защищают от высыхания. При возобновлении работ после перерыва поверхность кладки очищают от мусора и, если надо, увлажняют, затем настилают раствор и продолжают кладку.

Горизонтальность и прямолинейность рядов, особенно верст, выдерживают по причалке, закрепляемой на порядовках. Иногда в траншеях устанавливают шаблоны (рис. VI.8,6), что облегчает контроль за размерами и формой фундамента.

Ленточные фундаменты и стены толщиной более 80 мм способом под лопатку кладут звенья из трех человек, кладку более тонких стен и столбов — звенья-«двойки». Ведущий каменщик натягивает причалку, выкладывает верстовые ряды и проверяет кладку, а каменщики более низкого разряда набрасывают и разравнивают раствор, подают камень, кладут забутку и расщебенивают кладку. При работе звеном-«двойкой» забутку кладут оба каменщика.

Организация рабочего места при кладке бутовых фундаментов зависит от глубины траншеи. Если она не превышает 1,25 м, ящики для раствора и камень располагают вне траншеи (рис. VI.8,г). Каменщик-подсобник, находясь на берме, подбирает камни и подает их в траншею каменщику более высокой квалификации, а также подает раствор ковшом-лопатой.

Камень и щебень при кладке на глубине более 1,25 м располагают также вне траншеи и подают по желобу на деревянный щит, уложенный на кладку, а ящики с раствором устанавливают непосредственно на кладку (рис. VI.8,д).

Бутобетонная кладка. Бутобетонной называется кладка, состоящая из бетонной смеси и камней, втапливаемых в нее горизонтальными рядами с последующим вибрированием.

Бутобетонную кладку ведут в распор со стенками траншеи (в плотных грунтах) или в опалубке. Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями высотой до 0,2 м. Наибольшие камни, втапливаемые в бетон, в поперечнике не должны превышать 1/3 толщины возводимой конструкции. Камни втапливают на половину их высоты, оставляя между ними зазоры по 4—6 см, и вибрируют кладку (при подвижности смеси 5—7 см) или уплотняют ее трамбованием (если подвижность смеси 8—12 см). Бутобетонная кладка прочнее и менее трудоемка, чем бутовая, но требует большого расхода цемента и пиломатериалов для устройства опалубки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахламов В.К., Автомобили. Основы конструкции. – М.: "Транспорт", 2004. – 528 с.

2. Стуканов В.А. Устройство автомобиля. Учебное пособие. – М.: "Форум", 2006. – 406 с.

3. Салов А.И. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. Учебник для студентов автомоб. дор. вузов. – М: Транспорт, 1985. – 331 с.

4. Интернет – ресурсы: www.wikipedia.org

www. kardan-ru.narod.ru

Наши рекомендации