Функции службы охраны труда
В системе управления охраной труда организации выделяют следующие функции:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- координация.
К планированию относятся следующие виды работ:
- разработка планов, программ по улучшению условий и охраны труда;
- разработка планов проведение проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и ме-ханизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- планирование, организация и разработка программ своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.
Организация включает в себя следующие пункты:
- оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда;
- организация расследования несчастных случаев на производстве;
- организация совещаний по охране труда;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
- ведение пропаганды по вопросам охраны труда;
- составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, для которых должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации.
К мотивации относятся:
- разработка предложений по поощрению работников организации, выполняющих требования охраны труда;
- разработка мер по профилактики нарушений охраны труда.
К функции контроля относятся:
- составление отчетности по охране и условиям труда;
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- осуществление контроля за выполнением работниками организации нормативных, законодательных и локальных актов;
- анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда пре
дприятия и территориального фонда охраны труда.
К функции координации относятся:
- согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- участие в разработке и пересмотре инструкций по охране труда, положений системы стандартов безопасности труда (ССБТ) организации.
Для выполнения своих функций работники службы охраны труда (далее – служба) должны быть наделены следующими основными полномочиями:
- иметь право беспрепятственно в любое время суток посещать и осматривать все помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
- предъявлять обязательные для исполнения документы об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
- требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, работающих с нарушениями требований охраны труда;
- направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;
- запрашивать и получать от всех подразделений необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
- представительствовать по поручению руководителя предприятия в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
Для успешного выполнения работниками службы своих полномочий руководитель предприятия должен обеспечить им все необходимые условия, предусмотреть регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями, организовать рабочие места в отдельном помещении, обеспечить их современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать место для приема посетителей.
Также необходимо систематически повышать квалификацию и осуществлять проверку знаний сотрудниками службы требований охраны труда.
Формирование службы охраны труда и ее структуры должно производиться в соответствии с нормативными актами и спецификой организации. Служба должна быть укомплектована работниками соответствующей квалификации.
Контроль за деятельностью службы осуществляет руководитель организации и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации.
Основные обязанности службы охраны труда:
- выявление и оценка опасных и вредных факторов на предприятии;
- анализ, оценка, прогноз состояния безопасности, травматизма, профзаболеваемости в организации;
- координация в разработке текущих и перспективных мероприятий (планов) по охране труда;
- проведение проверок, контрольных испытаний оборудования и средств безопасности; медицинских осмотров, обучения, аттестации работников;
- участие в комиссиях по приемке объектов, расследованию несчастных случаев, аварий, профзаболеваний;
- разработка, участие в разработке, согласование инструкций по безопасности работ, должностных инструкций, технологической документации;
- пропаганда, информация по охране труда.