Первоначальное (базовое) обучение спасателей
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
я х
Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус "спасателя", выдается книжка и жетон спасателя.
Первоначальное обучение спасателей включает в себя обязательное изучение материалов следующих учебных программ:
- "Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории Российской Федерации" (М., 1992);
- "Программа подготовки спасателей Российской Федерации по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях" (М., 1992);
- "Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований Российской Федерации" (М., 1992).
Непрерывное обучение
(учебная программа подготовки спасателей)
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
я
учебная программа
отвественность за организацию и проведение
порядок организации обучения
спасатель должен знать
должен уметь
Непрерывное обучение является основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей МЧС России и осуществляется на основе представленной ниже учебной программы.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ |
1. Настоящая программа предназначена для систематического проведения занятий по повышению профессионального уровня спасателей ПСС МЧС России.
2. Цели программы:
- формирование и совершенствование профессиональных навыков и умений, поддержание, повышение физического и профессионального уровня спасателей.
3. Поставленные цели достигаются:
- качественным планированием учебного процесса (годовое, ежемесячное, еженедельное) и систематическим проведением занятий;
- высоким уровнем подготовки преподавательского состава, использованием передовых методов обучения;
- сочетанием различных форм проведения занятий (групповое, индивидуальное, самостоятельное);
- контролем за ходом учебного процесса;
- максимальным приближением учебного процесса к реальным условиям;
- наличием современной учебной базы.
4. Ответственность за организацию и проведение занятий несут начальники ПСФ, которые разрабатывают и утверждают ежемесячные и еженедельные планы проведения занятий.
5. Обучение проводится без отрыва от производственной деятельности в течение календарного учебного года, с двумя месячными перерывами - в июне и декабре. Программа рассчитана на 504 учебных часа (42 учебных недели) и включает в себя 14 теоретических (108 учебных часов) и 27 практических тем (396 учебных часов).
Порядок организации обучения:
- занятия по теоретической и практической подготовке спасателей проводятся 2 раза в неделю по 6 учебных часов. Дни недели, отведенные на обучение, определяются начальником ПСФ;
- занятия по физической подготовке проводятся ежедневно по 2 учебных часа (540 учебных часов);
- в конце месяца спасатели сдают зачеты и экзамены по пройденному материалу, а также спортивные нормативы с обязательным выставлением оценок и полученных результатов в учебном журнале. Отведенное на это время не входит в расчасовку программы;
- по окончании учебного полугодия (2 раза в год) спасатели принимают участие в комплексных учениях по изученным темам из расчета 10-12 учебных часов, не входящих в расчасовку учебной программы. Занятия должны проводиться в строгой последовательности с учебными темами, указанными в плане программы.
Последовательность изучения тем и отводимые на это учебные часы могут быть изменены только по согласованию с Департаментом войск и сил МЧС России. Возможно частичное изменение содержания тем с учетом особенностей региона ответственности ПСФ.
6. Занятия со спасателями проводят начальники служб, главные специалисты, а по отдельным темам, связанным с использованием спецтехники и спецсредств, - командиры специальных формирований и подразделений, а также приглашенные преподаватели.
7. При проведении занятий обучающий должен использовать кино- и видеоматериалы, наглядные пособия, учебные технические средства.
8. После завершения обучения по данной программеспасатель должен знать:
- назначение, цели, задачи и возможности ПСС;
- обязанности, права и правовую ответственность спасателей;
- основные нормативно-технические и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСС;
- штатные средства связи, оповещения и управления;
- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность к выполнению возложенных на него задач;
- инструменты, приспособления, механизмы, машины, приборы и средства, используемые при проведении ПСР, их назначение, технические данные, порядок применения, возможности;
- основные средства и способы защиты от поражающих факторов ЧС, современных боевых поражающих средств;
- характер и последовательность проведения ПСР в условиях ЧС;
- порядок проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции;
- порядок проведения разведки, ориентирования на местности;
- правила выживания и поддержания жизнедеятельности в экстремальных условиях;
- порядок определения состояния пострадавших и последовательность оказания им первой медицинской помощи;
- физико-химические и поражающие свойства СДЯВ и радиоактивных веществ;
- меры безопасности при проведении ПСР;
- правила проведения эвакуационных мероприятий;
- потенциально возможные ЧС в регионе ответственности;
- приемы проведения реабилитационных и восстановительных мероприятий;
- психологические особенности поведения больших групп людей.
После завершения обучения по данной программеспасатель должен уметь:
- проводить ПСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- пользоваться средствами защиты в условиях ЧС, выполнять страховку и самостраховку;
- эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР;
- работать со средствами связи и оповещения;
- проводить дезактивационные, дегазационные, дезинфекционные мероприятия;
- оказывать пострадавшим медицинскую и психологическую помощь, определять состояние пострадавших, владеть приемами их транспортировки;
- перемещаться в условиях завалов, повышенной пересеченности местности, по ледовым и снежным поверхностям, в условиях высокогорья, водных преград;
- быстро приспосабливаться к экстремальным условиям, владеть приемами выживания и поддержания жизнедеятельности;
- ориентироваться в сложных условиях, проводить разведку района ЧС;
- осознавать степень риска при выполнении различных работ;
- переносить высокие физические и морально-психологические нагрузки;
- осуществлять работы по спасению животных, продовольствия, растений, материальных ценностей;
- выполнять противопожарные мероприятия, локализовывать и тушить пожары;
- выполнять работы в условиях карантина, обсервации, социальной напряженности.
9. В процессе проведения обучения, с целью адаптации спасателей к реальным условиям ЧС, необходимо повышать уровень экстремальности выполняемых работ (высота, задымленность, локальные пожары, шум и освещенность повышенной интенсивности, другие факторы).
Тематический план
теоретических занятийпо подготовке спасателей
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
№ темы | Наименование темы | Кол-во часов | |||
Введение | 6 ч | ||||
Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины и последствия | 6 ч | ||||
Методологические основы организации и проведения профессиональной подготовки спасателей | 6 ч | ||||
Регион ответственности поисково-спасательных формирований | 6 ч | ||||
Организация и проведение поисково-спасательных работ в различных чрезвычайных ситуациях | 12 ч | ||||
Инструменты, машины, механизмы, приспособления, приборы, средства, применяемые при проведении поисково-спасательных работ | 6 ч | ||||
Картография, топография, ориентирование на местности | 6 ч | ||||
Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях | 12 ч | ||||
Управление и связь при проведении поисково-спасательных работ | 6 ч | ||||
Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ | 12 ч | ||||
Реабилитационные мероприятия | 6 ч | ||||
Делопроизводство при организации и проведении поисково-спасательных работ | 6 ч | ||||
Примеры чрезвычайных ситуаций в регионе ответственности | 6 ч | ||||
Проведение деловых игр по отработке действий в условиях чрезвычайных ситуаций | 12 ч | ||||
ИТОГО: | 108 ч | ||||
Теоретическое обучение | |||||
Тема № 1 | Введение | ||||
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
МЧС России. История создания, организационная структура, решаемые задачи.
Формирования МЧС России: силы и средства ГО, ПСС. Принципы комплектования формирований, профессиональный отбор кадров. Особенности деятельности формирований ГО и ПСС.
Региональные ПСФ: структура, назначение, виды проводимых работ, кадровый состав.
Требования, предъявляемые к спасателям.
Социально-правовые аспекты их трудовой деятельности.
Профессиональный отбор спасателей.
Профессии, необходимые спасателю для эффективной работы.
Виды выполняемых работ.
Условия труда спасателей.
Организация и проведение медицинских осмотров.
Нормативно-техническая база трудовой деятельности.
Аттестация спасателей. Уровни профессионального роста.
Терминология, принятая в МЧС России. Значение идентичности толкований терминов для оптимизации ПСР.
Термины, обозначающие виды аварий, катастроф, стихийных бедствий, экстремальных условий.
Термины, используемые для обозначения видов техники, орудий труда, механизмов, машин, приспособлений, инструментов, средств, применяемых при проведении работ.
Термины, присущие ситуациям техногенного и природного характера.
Медицинская терминология.
Международная терминология.
"Сленговая" терминология
Теоретическое обучение | |
Тема № 2 | Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины и последствия. |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Причины и последствия.
Классификация и ее виды, в основу которых положены:
- причина возникновения ситуации;
- сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС, особенности протекания;
- охват территории; географические координаты;
- скорость распространения в пространстве и продолжительность развития ЧС;
- количество жертв и пострадавших;
- величина нанесенного ущерба (экономического, социального, экологического);
- продолжительность воздействия последствий ЧС.
Понятия об очаге и степени поражения.
Поражающие факторы различных ЧС.
Профилактика и прогнозирование ЧС. Мероприятия по снижению последствий.
Причины возникновения, особенности протекания и возможные последствия ЧС техногенного, социального, экологического, эпидемиологического характера и стихийных бедствий в зависимости от особенностей региона или объекта народного хозяйства, подвергшегося поражению.
История аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Теоретическое обучение | |
Тема № 3 | Методологические основы организации и проведения профессиональной подготовки спасателей |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Цели и задачи профессиональной подготовки спасателей.
Формы и методы профессиональной подготовки спасателей.
Первоначальное (базовое) обучение спасателей.
Непрерывное обучение спасателей.
Обучение в учебном центре по подготовке спасателей.
Учебно-методическое обеспечение.
Формирование специальных физических качеств, повышение общей
физической работоспособности.
Организация и проведение занятий.
Система контроля за развитием профессиональных и физических качеств спасателей.
Теоретическое обучение | |
Тема № 4 | Регион ответственности поисково-спасательных формирований |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Общая характеристика региона ответственности:
- географическое положение;
- климатические и метеорологические условия;
- численность и занятость населения;
- уровень развития отраслей народного хозяйства, основные объекты;
- типичные и потенциально опасные ЧС для региона;
- экологическая обстановка в регионе;
- уровень развития транспортных систем (автомобильные и железные дороги, водный транспорт, состояние и расположение взлетно-посадочных полос).
Чрезвычайные ситуации в регионе за последнее время.
Вклад спасателей в ликвидацию последствий ЧС.
Места дислокации ПСФ, частей ГО.
Организация взаимодействия между ними.
Теоретическое обучение | |
Тема № 5 | Организация и проведение ПСР в различных чрезвычайных ситуациях |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Организация оповещения, связи и управления.
Сбор спасателей при получении сигнала о возникновении ЧС.
Получение информации, ее уяснение, оценка обстановки, принятие решения.
Подготовка к ПСР и выдвижение к месту их проведения.
Разведка места выполнения ПСР с целью выявления наличия и уровня поражающих факторов.
Определение маршрутов выдвижения техники к месту работы.
Подготовка инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, средств, необходимых для проведения работ.
Выдвижение к месту выполнения работ.
Организация временного лагеря.
Развертывание временного госпиталя.
Определение мест возможного размещения пострадавших.
Организация и проведение поиска пострадавших.
Визуальный осмотр.
Свидетельства очевидцев.
Поисковые работы с использованием технических средств и поисковых собак.
Извлечение пострадавших.
Определение их состояния.
Оказание первой медицинской помощи.
Транспортировка пострадавших в безопасное место.
Эвакуация пострадавших и населения из очага ЧС.
Размещение во временном лагере, обеспечение жизнедеятельности пострадавших, распределение средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Локализация очага поражения.
Отключение, при необходимости, подачи в помещения газа, воды, электроэнергии.
Тушение пожаров.
Спасение животных, растений, продовольствия, материальных ценностей.
Защита источников водоснабжения.
Особенности организации и проведения ПСР:
- в районах социальной напряженности;
- в районах боевых действий;
- в условиях невозможности локализации распространения ЧС.
Основы выживания при проведении ПСР в ЧС.
Теоретическое обучение | |
Тема № 6 | Инструменты, машины, механизмы, приспособления, приборы, средства, применяемые при проведении ПСР |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Технические средства и оборудование, применяемые при проведении ПСР, организация их хранения, проверка и подготовка к работе.
Основные технические характеристики оборудования, используемого спасателями.
Инструменты: механизированные, немеханизированные, электрические, пневматические, пиротехнические, гидравлические, специальные.
Механизмы: грузоподъемные, транспортные, блокировочные.
Приспособления всех видов и модификаций.
Приборы: наблюдения, поиска, по определению физических характеристик, разведки.
Средства: передвижения (транспортировки), защиты, управления, связи и оповещения, поиска пострадавших, оказания первой медицинской помощи, эвакуации, жизнеобеспечения, обеззараживания, наблюдения, сигнализации.
Оборудование: используемое в ЧС в зависимости от их характера и масштабов.
Теоретическое обучение | |
Тема № 7 | Картография, топография, ориентирование на местности |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Карты: назначение, масштаб, условные обозначения.
Определение расстояния и оптимальных путей перемещения.
Ориентирование на местности: по географическим особенностям, природным признакам, солнцу, звездам, ветру.
Ориентирование в замкнутых пространствах, под водой, в условиях задымленности.
Ориентирование с использованием средств связи и сигнализации.
Теоретическое обучение | |
Тема № 8 | Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека.
Порог выживаемости человека (условия, время, возможность возвращения к жизни).
Физиологические аспекты выживаемости человека.
Возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях.
Экстремальные условия и их влияние на человека (жара, холод, ветер, пыль, стесненные условия, высота, повышенные уровни освещенности, шума, вибрации, дыма, перепады давления и др.).
Выживание в природной среде.
Организация жилья, укрытия, питания, защиты.
Определение места нахождения.
Подача сигналов.
Защита от животных.
Перемещение в природной среде.
Выживание в техногенной среде при транспортных авариях, химическом и радиационном заражении, перемещении в разрушенных зданиях и сооружениях в условиях взрывов, пожаров, вредных выбросов и др.
Выживание в условиях эпидемии.
Выживание в условиях ЧС социального характера.
Паникующая толпа.
Боевые действия.
Терроризм. Уголовная среда.
Массовое помешательство или галлюцинации.
Выживание в нетрадиционных ситуациях.
Теоретическое обучение | |
Тема № 9 | Управление и связь при проведении поисково-спасательных работ |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Значение управления и связи при подготовке и проведении ПСР.
Средства управления и связи:
- табельные,
- стационарные,
- мобильные,
- переносные,
- специальные,
- нетрадиционные.
Телефоны, телефаксы, пейджеры.
Типы раций, технические характеристики, условия применения.
Управление сигналами, знаками.
Шифры. Коды. Кодировка. Дешифровка.
Теоретическое обучение | |
Тема № 10 | Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Нормативно-техническая и правовая база охраны труда.
Инструкции.
Стандарты.
Статистика травматизма спасателей МЧС России.
Причины травматизма:
- личностные,
- технические,
- организационные.
Типичные травмы спасателей.
Профилактика травматизма.
Травмоопасные и вредные факторы деятельности спасателей.
Средства защиты: коллективные, индивидуальные.
Приборы, средства и методы контроля поражающих факторов.
Безопасные условия труда.
Осознание степени риска.
Профессиональные заболевания спасателей.
Теоретическое обучение | |
Тема № 11 | Реабилитационные мероприятия |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия.
Методики восстановления.
Отдых.
Лечение.
Профилактические мероприятия:
- питание,
- аутогенная тренировка,
- активный отдых,
- функциональный покой,
- функциональная музыка.
Основы восстановления работоспособности.
Патологические и непатологические изменения в организме.
Теоретическое обучение | |
Тема № 12 | Делопроизводство при организации и проведении ПСР |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Законы, указы, постановления, приказы, подзаконные акты, указания, директивы, распоряжения, инструкции, рекомендации.
Журналы учета ПСР.
Отчетность о проделанной работе.
Ответственность и контроль за исполнением отчетности.
Теоретическое обучение | |
Тема № 13 | Примеры чрезвычайных ситуаций в регионе ответственности |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Ознакомление со статистическими данными о ЧС за последние годы.
Причины.
Последствия.
Эффективность проведенных ПСР, время прибытия на место ЧС с момента ее возникновения, последовательность действий спасателей, допущенные при этом ошибки.
Разбор и анализ ситуации.
Теоретическое обучение | |
Тема № 14 | Проведение деловых игр по отработке действий в условиях ЧС |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Характеристика региона ответственности.
Потенциально опасные техногенные и природные факторы.
Возможные причины и последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Решение проблемных задач по действиям спасателей при проведении ПСР в различных ЧС.
Разбор действий и ошибок спасателей и ПСФ.
Тематический план |
практических занятий по подготовке спасателей |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
я Наряду с обучением по представленной ниже программой, спасатели могут быть направлены в специализированные учебные заведения - на курсы, семинары, в учебные центры и учебные комбинаты для получения смежных профессий.
№ темы | Наименование темы | Кол- во часов | |
Организация взаимодействия между спасателями при проведении поисково-спасательных работ | 10 ч | ||
Действия личного состава формирования при получении сигнала о чрезвычайной ситуации | 10 ч | ||
Выдвижение в район проведения поисково-спасательных работ | 10 ч | ||
Организация временного лагеря | 10 ч | ||
Оборудование, применяемое при проведении поисково-спасательных работ. Формирование практических навыков его эксплуатации | 30 ч | ||
Поиск пострадавших | 40 ч | ||
Такелажные работы. Формирование практических навыков выполнения такелажных работ | 10 ч | ||
Газоэлектросварочные работы. Формирование практических навыков выполнения газоэлектросварочных работ | 10 ч | ||
Пиротехнические работы. Формирование практических навыков выполнения пиротехнических работ | 10 ч | ||
Чрезвычайные ситуации на транспорте. Формирование практических навыков ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте | 12 ч | ||
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Формирование практических навыков выполнения работ по ликвидации последствий аварий и катастроф техногенного характера | 30 ч | ||
Пожары и взрывы техногенного происхождения. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях пожаров и взрывов | 10 ч | ||
Радиационное заражение. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях радиационного заражения | 10 ч | ||
Химическое заражение. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях химического заражения | 10 ч | ||
Аварии и катастрофы на магистральных трубопроводах. Формирование практических навыков работы спасателей на трубопроводах | 10 ч | ||
Эпидемиологическая опасность. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях эпидемий | 6 ч | ||
Ориентирование на местности. Формирование практических навыков ориентирования спасателей на местности | 10 ч | ||
Организация и проведение реабилитационных мероприятий | 6 ч | ||
Аутогенная тренировка | 12 ч | ||
Изменяющиеся условия чрезвычайных ситуаций. Формирование практических навыков работы в этих условиях | 8 ч | ||
Приемы выживания. Формирование практических навыков выживания | 10 ч | ||
Огневая подготовка | 10 ч | ||
Формирование практических навыков работы с большими группами людей | 6 ч | ||
Безопасные навыки работы. Формирование практических навыков осознания степени риска и навыков безопасной работы | 10 ч | ||
Транспортное обеспечение поисково-спасательных работ | 6 ч | ||
Адаптация спасателей к работе в различных чрезвычайных ситуациях | 30 ч | ||
27 | Потенциальные опасности региона ответственности | 60 ч | |
ИТОГО: | 396 ч | ||
Практическое обучение | |||
Тема № 1 | Организация взаимодействия между спасателями при проведении ПСР | ||
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Изучение и практическое формирование навыков применения условных знаков, сигналов, приемов получения информации и оповещения в различных ЧС.
Отработка приемов передачи информации сигнальными флажками, руками.
Подача сигналов с использованием звуковой и световой сигнализации.
Подготовка к работе и эксплуатации средств радиосвязи, телефонной связи.
Организация связи между спасателями с применением переносных раций, радиотелефонов.
Практическое обучение | |
Тема № 2 | Действия личного состава формирования при получении сигнала о ЧС |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Порядок приведения личного состава в готовность.
Оценка ситуации.
Принятие решения.
Оповещение, определение времени и места сбора.
Определение количества и номенклатуры оборудования, необходимого для проведения ПСР.
Подготовка транспортных средств, средств жизнеобеспечения, продовольствия, медикаментов.
Погрузка в транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт).
Определение маршрута перемещения.
Практическое обучение | |
Тема № 3 | Выдвижение в район проведенияпоисково-спасательных работ |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Формирование навыков работы спасателей при перемещении и преодолении препятствий в различных ситуациях.
Перемещение по горизонтальным, наклонным, вертикальным, сферическим поверхностям.
Преодоление различных препятствий (водные преграды, пересеченная местность, скальные участки, завалы, неустойчивые конструкции и др.).
Перемещение по поверхностям опоры различной конфигурации с различными коэффициентами трения (земля, камень, металл, лед. снег и др.).
Формирование навыков группового перемещения.
Особенности перемещения в ночное время, при воздействии опасных и вредных факторов ЧС.
Формирование навыков перемещения и преодоления препятствий с различными грузами в руках, на спине, на носилках.
Приобретение навыков перемещения в различных средах (под водой, снегом, землей, на высоте, над водой, в воздухе).
Перемещение в техногенных средах (транспортные средства, здания, сооружения, колодцы) с использованием СИЗ.
Отработка различных способов перемещения.
Организация страховки и самостраховки.
Практическое обучение | |
Тема № 4 | Организация временного лагеря |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Формирование навыков выбора места расположения лагеря и организация жизнедеятельности.
Особенности организации временного лагеря в разное время года.
Установка (изготовление) временного жилья с учетом особенностей местности, климата, предстоящей работы.
Организация питания, связи, отдыха, охраны, санитарно-гигиенических условий.
Отработка приемов получения и поддержания огня, разведения костров.
Очистка питьевой воды.
Правила хранения продовольствия.
Развертывание временного медицинского пункта.
Размещение и приведение в готовность средств жизнеобеспечения, защиты, обеззараживания, связи, оказания первой помощи.
Практическое обучение | |
Тема № 5 | Оборудование, применяемое при проведении ПСР. Формирование практических навыков его эксплуатации. |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Формирование навыков эксплуатации инструментов, приспособлений, устройств, механизмов, технических средств, приборов, применяемых при проведении ПСР.
Подготовка, проверка, транспортировка, установка, подключение, наладка, обслуживание, текущий ремонт.
Формирование практических навыков эксплуатации орудий труда в различных условиях и режимах работы.
Формирование навыков выполнения групповых работ и навыков взаимодействия.
Приобретение навыков работы механизированным и немеханизированным инструментом.
Отработка приемов работы инструментами с различными источниками энергии (гидравлической, электрической, пневматической).
Отработка приемов эксплуатации орудий труда в различных рабочих позах, в стесненных условиях, в условиях высоты, с использованием СИЗ (противогаз, респиратор, общевойсковой защитный костюм).
Формирование навыков безопасной работы.
Практическое обучение | |
Тема № 6 | Поиск пострадавших |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Формирование навыков поиска пострадавших (в завалах, в снегу, воде, в лесу, дымовой завесе и т.д.) и оказание им помощи.
Изучение мест наиболее вероятного нахождения пострадавших.
Обучение работе с механическими средствами поиска пострадавших, с акустическими и инфракрасными поисковыми приборами.
Отработка взаимодействия с кинологической службой при поиске пострадавших.
Формирование навыков извлечения пострадавших из-под завалов, с верхних этажей зданий, из воды, из-под земли, из расщелин и трещин, из-под снега и льда.
Особенности работы в условиях действия различных экстремальных факторов с использованием СИЗ.
Отработка приемов определения состояния пострадавших.
Формирование навыков оказания пострадавшим первой медицинской помощи.
Отработка приемов транспортировки пострадавших.
Отработка приемов доставки пострадавшим воды, продуктов питания, медикаментов, одежды, информации.
Практическое обучение | |
Тема № 7 | Такелажные работы. Формирование практических навыков выполнения такелажных работ. |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Формирование навыков выбора места для установки грузоподъемного средства:
- кран,
- лебедка,
- таль,
- домкрат,
- полиспаст.
Определение способов и средств строповки (обвязки) грузов.
Формирование навыков строповки.
Выбор безопасного места нахождения спасателей и траектории перемещения грузов при проведении такелажных работ.
Формирование навыков подачи сигналов руками, сигнальными флажками, голосом.
Формирование навыков работы оттяжкой при сопровождении перемещаемых грузов. Формирование навыков ориентации грузов в пространстве при перемещении, временной установке и закреплении грузов.
Формирование навыков взаимодействия.
Практическое обучение | |
Тема № 8 | Газоэлектросварочные работы. Формирование практических навыков выполнения газоэлектросварочных работ. |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Подготовка источников энергии к работе (сварочные трансформаторы, генераторы).
Подготовка сварочного оборудования (кабели, шланги, горелки, маски, электрододержатели).
Подготовка обрабатываемых поверхностей.
Формирование навыков резки и сварки металлических изделий.
Противопожарные мероприятия.
Безопасные методы работы.
Выполнение работ в различных пространственных положениях, стесненных условиях, замкнутых пространствах.
Удаление сварочных аэрозолей.
Средства защиты.
Проведение послесварочных работ.
Практическое обучение | |
Тема № 9 | Пиротехнические работы. Формирование практических навыков выполнения пиротехнических работ. |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Материалы, используемые для выполнения пиротехнических работ.
Формирование навыков определения места, количества и способа закрепления (установки) заряда.
Определение оптимального способа детонации заряда.
Команды, используемые при выполнении пиротехнических работ.
Выбор безопасного места укрытия с учетом поля осколочного разлета.
Отработка приемов выполнения пиротехнических работ.
Выполнение последующих работ (обработка и очистка поверхностей)
Практическое обучение | |
Тема № 10 | Чрезвычайные ситуации на транспорте. Формирование практических навыков ликвидации последствий ЧС на транспорте. |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Отработка приемов ликвидации последствий аварий, катастроф на транспорте
- автомобильном,
- железнодорожном,
- водном,
- авиационном.
Отработка приемов тушения пожаров, проникновения в транспортное средство, поиска пострадавших, их освобождения, транспортировки, оказания помощи.
Перекачка горюче-смазочных и отравляющих веществ из аварийных цистерн.
Формирование навыков работы в условиях действия отравляющих веществ, дыма, в ночное время, при воздействии неблагоприятных погодных условий.
Формирование навыков восстановления движения транспорта.
Подъем и установка в нормальное положение опрокинувшихся транспортных средств.
Выполнение ПСР в различных условиях
- на затонувшем транспортном средстве,
- в туннеле,
- в условиях пересеченности местности,
- на большой высоте,
- в условиях возникновения вторичных поражающих факторов ЧС.
Практическое обучение | |
Тема № 11 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера Формирование практических навыков ликвидации последствий ЧС техногенного характера |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия.
Методики восстановления.
Отдых.
Лечение.
Профилактические мероприятия:
- питание,
- аутогенная тренировка,
- активный отдых,
- функциональный покой,
- функциональная музыка.
Основы восстановления работоспособности.
Патологические и непатологические изменения в организме.
Практическое обучение | |
Тема № 12 | Пожары и взрывы техногенного происхождения. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях пожаров и взрывов. |
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература