Тыс.руб. 40-50 тыс.руб. 50-80 тыс.руб. 100 тыс.руб
Зачёт по ВВСП
①Специальность - определение и примеры
Специальность (especialis(лат) - особый)- наименование конкретного вида профессиональной подготовки, которая завершается присвоением квалификации
Примеры специальностей:
v Фармация (-это комплекс науки практических навыков, изучающий вопросы поиска, получения , ислледования, хранения и отпуска ЛП)
v Медицина
v Журналистика (и т.д.)
②Специализация - определение и примеры
Специализация - выделяется в рамках одной специальности, предусматривает углублённое изучение некоторых дисциплин.
Примеры специализаций:
Ø Управление & экономика фармации
Ø Технология лекарственных форм
Ø Фармацевтическая химия & фармакогнозия
(* Фармакогнозия - изучает лекарственнон сырьё растительного и животного просихождения и продукты его первичной переработки)
③Квалификация - определение и примеры
Квалификация- уровень подготовки выпускников в ср.спец.учебных заведениях и ВУЗах
Примеры квалификаций:
{ Фармацевт (специалист со СФО, помощник провизора)
{ Провизор (специалист с ВФО, работающий в сфере производства, хранения и продажи ЛП)
④Должность - определение и примеры
Должность- правовое образование, первично неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физ.лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями
Примеры должностей:
| Заведующий аптекой
| Провизор-технолог
| Провизор-аналитик
| Менеджер по регистрации ЛС
| ...
⑥Этапы жизненного цикла ЛС
ФЗ № 61 от 2010г. "Об обращении ЛС"
1) Поиск ЛС (находим ≈10/15 активных молекул)
2) Доклинические исследования (на свинках/кроликах/мышах ←должны доказать, что не токсично! Доходит ≈3 молекулы)
3) Клинические исследования (≈7 лет)
I фаза: на здоровых добровольцах. Устанавливают переносимость, безопасность, наличие терапевтического действия, фармокинетические и фармодинамические характеристики, а иногда и первоначальные показатели эффективности при испытаниях на людях).
II фаза: на больных людях. Оценивают краткосрочную безопасноть; доказывают клиническую эффективность ЛС; рассчитывают уровни дозирования.Обычно это плацебо-контролируемые исследования.
III фаза: ЛС испытывается на больших группах (>1000 чел.) различного возраста с различной соответствующей патологией. Исследования проводятся многочисленными НИЦ(научно-исслед.центрами) различных стран. Принимается решение о регистрации или отказе в ней.
4) Регистрация (Росздравнадзор - фед.служба по надзору в сфере здравоохранения)
(*Патент выдаётся лет на 15-20, а изготовляется ЛС лет 10-15 >> остаётся 5 лет действия патента)
5) Производство (предприятием-изготовителем)
6) Продвижение
7) Упаковка, дизайн
8) Оптовая торговля (оптовыми компаниями)
9) Розничная торговля (аптечными организациями)
10) Применение
11) Уничтожение (специальными лабораториями с разрешением; методом сжигания)
⑤ Система обращения ЛС
Ø Биологически-активное в-во, разработка ЛС
Ø GLP (Good Laboratory Practice)- надлежащая лабораторная практика (доклинич.иссл-я)
— система норм, правил и указаний, направленных на обеспечение согласованности и достоверности результатов лабораторных исследований
Ø GCP (Good Clinical Practice) - надлежащая клиническая практика (клинич.иссл-я)
— международный стандарт этических норм и качества научных исследований, описывающий правила разработки, проведения, ведения документации и отчётности об исследованиях, которые подразумевают участие человека в качестве испытуемого
Ø GMP (Good Manufacturing Practice) - надлежащая производственная практика (произв-во)
— система норм, правил и указаний в отношении производства ЛС / медиц.устройств / изделий диагностического назначения / продуктов питания / пищевых добавок / активных ингридиентов
Ø GSP (Good Storage Practice) - надлежащая практика хранения фармацевтической продукции
– устанавливает комплекс мер, призванных обеспечить правильное хранение и транспортировку фармацевтической продукции
Ø GDP (Good Distribution Practice) - надлежащая дистрибьюторская практика (Оптовая торговля)
– устанавливает единый подход к организационному процессу оптовой реализации лекарственных средств и направлен на обеспечение качества препаратов на всем пути от производителя до розничной сети и медицинских учреждений
Ø GPP (Good Pharmacy Practice) - надлежащая аптечная практика (Розничная торговля)
– комплекс норм и правил, призванных обеспечить надлежащее качество фармацевтических услуг, оказываемых аптечными работниками населению
Ø Потребитель
⑦Субъекты фармацевтического рынка
— Участники рынка. Оказывают активное влияние на его объекты и представлены организациями:
Орг-ции управления и регулирования
Ex: органы надзора за фарм.деятельностью; контроля качества ЛС; эффективности и безопасности ЛС на фед. и рениональном уровнях
Научно-исследовательские организации
Производственные организации & орг-ции распределения
Ex: отечеств.промышл.фармацевтические предприятия; представительства зарубехных компаний; оптовые и розничные орг-ции
Организациями потребителей
Орг-ции фармацевтической информации, объединяющая инфор-аналитические агентства, консалтинговые компании и др.
Орг-ции подготовки кадров (ориентированы на непрерывное фарм.обучение дипломного и последипломного образования)
Профессиональные общественные организации
⑧Должности, занимаемые лицами с фармацевтическим образованием
ü Научный сотрудник в НИИ
ü Клинический фармаколог
ü Менеджер по регистрации ЛС
ü Специалист по GMP / специалист ОКК
ü Медицинский представитель
ü Менеджер по закупкам
ü Специалист по тендерам
ü Фармацевт-консультант
ü Провизор
ü Коммерческий директор
ü Заведующий аптекой
ü Зам.заведующего аптекой
ü Директор по качеству GMP
ü Менеджер по качеству GMP
ü Начальник ОКК
ü Химик-аналитик ОКК
ü Микробиолог ОКК
ü Мед.директор
ü Специалист по клиническим исслед-ям
ü Специалсит по ФСП
ü Продакт-менеджер
ü Маркетолог
ü Региональный менеджер
ü Начальник отдела продаж
ü Менеджер по вопросам здравоохранения
⑨Требования работодателей, оплата труда, перспективы карьерного роста, планирование карьеры
1>>
ВФО
Владение ПК
Знание технического английского
Знание НД в сфере здравоох-я
Знание стандартов GMP
Знание фарм.рынка
Знание лекарств.препаратов
2>>
З/п Фармацевта-Провизора≈42'000 (от 30тыс до 55тыс)
З/п Заведующего аптекой ≈ 60'000 (от 45тыс до 75тыс)
3>>Перспективы карьерного роста:
Консультант торгового зала→Заведующий отделом→Заведующий аптекой→Директор сети аптек
тыс.руб. 40-50 тыс.руб. 50-80 тыс.руб. 100 тыс.руб.
⑩Компетенции фармацевтического специалиста
Компетенции - совокупность знаний, навыков, ценностных установок и личных качеств работника, которые проявляются в определённых образцах поведения и способствуют достижению высоких ре-тов в проф.деятельности
Компетентность - это совокупность компетенций; наличие знаний для эффективной профессиональной деятельности
Общекультурные компетенции (ОК):
Умение применять на практике методы гуманитарных, естественных и медико-биологич.наук
Способность к самосовершенствоанию, анализу соц.проблем
Знание историко-медицинской терминологии, оценка государственной политики
Анализ экономических проблем, владение методикой расчёта хозяйствования
Способность вести дискуссию, сотрудничать, вести педагогическую деятельность
Профессиональные компетенции (ПК):
Работа с научной информацией
Коммерческая тайна
Организация изготовления произв-ва ЛС
Изготовление ЛС по рецепту врача
Выбор технологии процесса производства
Заготовка лекарств.растительного сырья
Изучение спроса на фарм.товары
Отпуск и учёт ЛС
Применение маркетинговых & информац.систем
Готовность к использ. методов стимулирования сбыта фарм.товаров
Участие в конкуренции на рынке
Участие в создании фарм.фирм
Подбор и расстановка кадров
Охрана труда и ТБ
Анализ эконом.показателей деят/ности аптек
Планирование деят/ности фарм.орг-ции
Организация перевозки ЛС
Обеспечение хранения ЛС
Организация уничтожения ЛС
Разработка, испытание, регистрация ЛС
Подготовка фарм.предприятия к лицензированию
Контроль качества ЛС
Организация работы аналит.лаборатории
Химико-токсикологические иссл-я
Консультация мед.работников/населения
Организация рекламы ЛС
Пропаганда ЗОЖ
Решение научных задач
I-ая доврачебная мед.помощь
⑪Гос.образовательный стандарт по специальности 060301 "Фармация"
1. Область проф.деятельности включает практическую фармацию и фарм.науку (которая занимается улучшением системы обращения ЛС)
2. Объекты проф.деятельности - сфера обращения ЛС (разработка; научные иссл-я; производство; изготовление; хранение; упаковка; перевозка; гос.регистрация; стандартизация; контроль качества; продажа; маркировка; реклама; применение; уничтожение)
Производство:
v организация изготовления ЛС
v соблюдение санитарно-биол. требований
v культивирование лекарств.растительного сырья
Реализация:
v реализация ЛС
v торгово-закупочная деятельность
v грамотная бюджетная политика
v обеспечение ЛС населения с правом на соц.помощь
Организационно-управленческая деятельность:
v состав планов, смет, интсрукций
v организация охраны труда
v подбор и расстановка кадров
v повышение квалификации работников
v сохр-е коммерческой тайны
v организация перевозки/хранения ЛС
v уничтожение ЛС
Контрольно-разрешительная:
v рассмотр документации по выдаче лицензий
v регистрация ЛС
v орг-ция работы контр-аналит.службы
v фарм.анализ всех видов ЛП
v приготовление титрованных эталонных р-ров
Научно-исследов. & научно-просветительская деят.:
v информирование населения о безрецепторных ЛС
v информационная работа с врачами
v Обучение младшего фарм.персонала & оказание ПМП (первой мед.помощи)
⑫Взаимосвязь учебных дисциплин в формировании всех знаний
Кафедры и их задачи:
I Управления и экономики фармации (УЭФ) - сформировать у студентов:
Ø навыки орг-ции АО
Ø навыки учёта и планирования показателей АО
Ø фарм.деоктологии и этики
II Технологии лекарственных форм (ТЛФ) - сформировать у студентов:
Ø теор-кие основы технологических процессов получения и переработки ЛС в ЛП в виде разных ЛФ
III Заводской технологии ЛП - обучить студентов дисциплинам:
Ø "Технология готовых ЛС"
Ø "Орг-ция и основы проектирования производств"
Ø "Технология фитопрепаратов"
IV Фармакологии - сформировать у студентов понятие о действии лекарств.в-в на организм
V Фармакогнозии - сформировать у студентов представление о ЛС, получаемых из сырья растит/жив происхождения
VI Фармацевтической химии - сформировать у студентов понятие о:
Ø хим.природе лекарств. в-в
Ø строении лекарств. в-в
Ø влиянии их строения на хар-р действия на организм
Ø методах КК (контроля качества)
⑬Личностные требования к фармацевтическому специалисту
Внешний вид
Поведение (max чуткости, внимания и такта)
Речь (избегать употребл.медицинских терминов, говорить понятно и в меру громко, а пожилым людям - повторять по несколько раз)
Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль
Оформление витрин (нельзя выставлять препараты, отпускаемые по рецепту врача)
Эстетическое оформление ЛС
Сохр-е в тайне от больного некоторых неблагоприятных сведений (что может благотоворно воздействовать на динамику болезни и её разв-е). Достаточно указать лишь симптомы, а не болезнь клиента (!)
Разъяснение правил приёма ЛС (и осторожно, не внушая страха, рассказать о побочных эффектах и что делать в случае их появления)
Авторитет врача
Повышать свой проф.уровень
Соблюдение этики продаж (в доступной форме рассказывать о показаниях и противопоказаниях к применению ЛС; напомнить о вреде самолечения)
Провизор не должен ПОДМЕНЯТЬ ВРАЧА(!!!)
Кроме этого, провизор должен обладать личностными качествами:
ответственность
коммуникабельность
стрессоустойчивость
решительность
высокая работоспособность
аккуратность
терпеливость и т.д.
⑭Этический кодекс фарм. работника
Этика - наука, изучающая добродетели человеческого хар-ра и занимает срединное положение м/у учениями о душе (психологией) и государстве (политикой)
Фармацевтическая этика - совокупность неоформленных норм нравственного поведения фарм.работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу / конкретному пациенту / др.другу / контактным группам людей (мед.работникам/контрол.органам и др.)
Фарм.этика включает в себя:
z Деонтологию - науку, которая рассматривает проблемы долга и всего того, что выражает требования нравтсвенности в форме предписаний
z Аксиологию - учение о моральных ценностях
Этический кодекс фарм.работника - совокупность этических норм и моральных принципов поведения ф.работника при оказании фарм.помощи (=обеспечение населения товарами аптечного ассортимента)
Фарм.работник должен:
Оказывать помощь ВСЕМ, независимо от национальности / полит. или религиозных убеждений / соц.статуса пациента
Постоянно совершенствовать свои проф.навыки
Использовать знания только в гуманных целях
Сохранять ответственность за свои поступки
Соблюдать деонтологические нормы
Соблюдать врачебную тайну
Оказывать первую доврачебную помощь
Информировать врачей о новых ЛС
Уважать членов рабочего коллектива