Выдача лечебно-профилактического питания и молока

В соответствии с ТК рабочим и служащим, занятым на работах с особо вредными условиями труда, в целях укрепления их здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний выдают лечебно- профилактическое питание. Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает на это право, а также правила вы­дачи лечебно-профилактического питания утверждены постановле­нием Министерства труда и социальной защиты РБ.

Лечебно-профилактическое питание включает в себя набор про­дуктов или витаминов, повышающих сопротивляемость организма, обеспечивающих нейтрализацию вредных веществ и вывод их из ор­ганизма. Для каждого вида профессии предусмотрен свой рацион пи­тания с указанием химического состава продуктов, их калорийности и дневной нормы выдачи в граммах (всего разработано 5 рационов). Для отдельных производств вместо лечебно-профилактического пи­тания предусмотрена выдача витаминных препаратов.

Лечебно-профилактическое питание готовят на предприятиях общественного питания; выдают его бесплатно в дни фактического вы­полнения работ на производстве профессиям, указанным в перечне. Работники получают лечебно-профилактическое питание в виде горя­чих завтраков перед началом работы (в отдельных случаях — в обе­денный перерыв).

Молоко— продукт профилактического питания, повышающий сопротивляемость организма неблагоприятным факторам производ­ственной среды, его выдают бесплатно лицам, работающим с химиче­скими веществами по 0,5 л за смену (независимо от ее продолжитель­ности) в дни фактической занятости работника во вредных условиях труда. Выдача и употребление молока осуществляется в буфетах, сто­ловых или специально оборудованных помещениях. Вместо молока

могут быть выданы равноценные продукты (кефир, простокваша и др.) в том же объеме.

Не допускается оплата молока деньгами, отпуск на дом, выдача его вперед и за прошедшие смены лицам, получающим лечебно- профилактическое питание.

Вопрос 3

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника увечьем или иным повреждением здоровья при исполнении им своих трудовых обязанностей, заключается в выплате денежных сумм в раз­мере откорректированного заработка (или соответствующей его части). При этом учитывается степень утраты трудоспособности вследствие данного трудового увечья, дополнительные расходы при возмещении морального вреда и расходов на погребение (ст. 416 ТК).

Согласно генеральному, отраслевым соглашениям и коллектив­ным договорам, пострадавшим на производстве, иждивенцам (членам семьи) погибшего на производстве могут устанавливаться выплаты единовременной материальной помощи.

Если работника временно переводят на нижеоплачиваемую ра­боту в связи с трудовым увечьем, то наниматели, ответственные за повреждение здоровья, выплачивают разницу между прежним зара­ботком и заработком на новой работе. Такая разница выплачивается до восстановления трудоспособности или установления длительной либо постоянной утраты профессиональной трудоспособности.

Степень утраты профессиональной трудоспособности вследствие трудового увечья, а также нуждаемость потерпевшего в дополнитель­ных видах помощи определяются медико-реабилитационной эксперт­ной комиссией (МРЭК).

При причинении работнику трудового увечья возмещению под­лежат также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья. Сюда включены расходы на лечение, дополнитель­ное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение. Оплачивается проезд к месту ле­чения и обратно, транспортное обслуживание, приобретение специ­альных транспортных средств, подготовка к другой профессии и т.п., если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет прав на их бесплатное получение.

За время обучения новой профессии (специальности) потерпев­шему выплачивается среднемесячный заработок по прежней работе.

Наниматель обязан возместить потерпевшему, получившему тру­довое увечье, моральный вред (физические и нравственные страдания).

Моральный вред возмещается в денежной или иной матери­альной форме независимо от подлежащих возмещению других видов вреда, и его размер определяется по соглашению между нанимателем и потерпевшим или судом.

В случае смерти потерпевшего (кормильца) вред возмещается: несовершеннолетним — до достижения 18 лет; учащимся и студентам старше 18 лет — до окончания обучения на дневных отделениях учеб­ных заведений, но не более чем до 23 лет; женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет — пожизненно; инвалидам — на срок инва­лидности. Наниматель обязан возместить семье, потерявшей кормиль­ца в связи с трудовым увечьем, моральный вред.

План урока 8

Тема урока Коллективный договор

Изложение нового материала

Коллективный договор

ответ

Коллективный договор — локальный нормативный акт, регу­лирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работающими у него работниками .

Соглашение — нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное со­глашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное со­глашение) уровнях.

Сторонами коллективного договора являются работники орга­низации в лице их представительного органа (профессиональные союзы и иные представительные органы) и наниматель (руководи­тель) или уполномоченные лица (ст. 354, 355 ТК). При этом руководи­тель организации и его заместители не могут осуществлять предста­вительство интересов работников.

Коллективный договор обязывает нанимателя регламентиро­вать нормы предоставления определенных льгот и преимуществ (уве­личение выплат, установление системы поощрений за достижения в труде, регламентирование рабочего времени и др.) отдельным катего­риям работников.

Законодательство определяет примерный перечень положений, которые могут быть включены в договор. Это положения об (о): орга­низации труда, системах оплаты труда, продолжительности рабочего времени и времени отдыха; создании здоровых и безопасных условий груда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды; регулиро­вании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда; строи­тельстве, содержании и распределении жилья, объектов социально- культурного назначения; организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей и т.д.

Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен, и является обязательным для исполнения. Все работники должны быть ознакомлены с действующими у него коллективными договорами и соглашениями.

План урока 9

Тема урока Организация контроля за охраной труда

Изложение нового материала

1) Госконтроль

2) Общественный контроль

3) Административно-общественный контроль

4) Ведомственный контроль

ответ

вопрос 1

Должностные лица госконтроля могут:

— осуществлять проверки соблюдения законодательства об ох­ране труда;

— выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране труда;

— приостанавливать работу предприятий и других структурных подразделений, если их производственная деятельность осуществля­ется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих;

— налагать на должностных лиц и на нанимателей штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

— в необходимых случаях направлять представления о несоот­ветствии должностных лиц занимаемой должности, передавать мате­риалы органам прокуратуры.

Департамент государственной инспекции труда Министерст­ва труда и социальной защиты осуществляет надзор и контроль за со­блюдением законодательства о труде и охране труда, контролирует проведение работы по обучению руководителей и специалистов, про­верке их знаний законодательства по охране труда. Государственный инспектор труда имеет право в любое время суток проходить на территорию нанимателя и проверять соблюдение за­конодательства о труде. Он имеет право проводить расследование не­счастных случаев на производстве, налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц или выносить им предупреждение.

Вопрос 2

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы

Представители профсоюзов имеют право-.

— осуществлять проверки соблюдения законодательства РБ о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового

щи опора (контракта); рабочего времени и времени отдыха; оплаты ф\лл. гарантий и компенсаций, выполнения коллективных догово­рим, соглашений и т.д.;

— осматривать рабочие места, проводить независимую экспер­тизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— обращаться в органы государственного надзора и контроля за Соблюдением законодательства РБ о труде для принятия необходи­мых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;

— подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в ■ шщату их трудовых и социально-экономических прав;

— участвовать в разработке государственных программ по во­просам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регла­ментирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональ­ных заболеваний.

Вопрос 3

Административно-общественный (трехступенчатый) кон­троль — основная форма контроля администрации и комитета проф­союза предприятия за состоянием условий и безопасности труда.

Первая ступень контроля проводится на участке цеха, в смене и ми бригаде. Вторая ступень — в цехе, участке предприятия. И третья ступень — на предприятии в целом.

На первой ступени дежурный по охране труда совместно с об­щественным инспектором по охране труда ежедневно проверяет со­стояние охраны труда в своем подразделении

На второй ступени комиссия в составе начальника цеха, стар­шего общественного инспектора по охране труда, инженера (ст. ин­женера) по технике безопасности, представителя технической службы еженедельно проверяет состояние охраны труда в цехе, строительном объекте и т.д.

На третьей ступени не реже одного раза в квартал, как правило раз в месяц в День охраны труда, организация проводит ком­плексную проверку охраны труда на предприятии.

Вопрос 4

Ведомственный контроль осуществляется службами охраны труда министерств и их подразделений.

По каждому министерству и ведомству разработаны и внедрены «Положения о функциональных обязанностях и ответственности по охране труда должностных лиц в строительно-монтажных организа­циях и на предприятиях», которые предусматривают: повышение ответственности всех инженерно-технических работников (ИТР) и должностных лиц за состояние безопасных условий труда и обеспече­ние проведения мероприятий, при которых профилактическая работа по охране труда должна проводится последовательно с привлечениям широкого круга рабочих, ИТР участков и цехов; создание условий, при которых должен осуществляться контроль за безопасными и здо­ровыми условиями труда, исключающий оставление без надзора лю­бого производственного процесса, рабочего места, машин и механиз­мов, для предупреждения возможных отступлений от действующих норм и правил охраны труда.

План урока 10

Тема урока Психофизические и эргономические основы безопасности труда

Изложение нового материала

1) Физиология труда

2) Психология труда

3) Психологическое состояние человека

4) Структура психической деятельности человека

Ответы

Вопрос 1

Физиология труда изучает изменения, происходящие в организ­ме работающего под влиянием трудового процесса и внешней среды. На основе такого изучения создаются рациональные трудовые прие­мы, обеспечивающие сохранение работоспособности, предупреждение утомления, повышение производительности труда. Физиология труда тесно связана с психологией труда.

Вопрос 2

Психология труда занимается вопросами оценки профессио­нальной пригодности работника, рационализации рабочей обстанов­ки и рабочих мест, методов труда и обучения, взаимоотношений меж­ду людьми в процессе труда и др. Она связана с гигиеной труда, врачебно-трудовой экспертизой, педагогикой и другими науками.

Вопрос 3

Психологические состояния человека в процессе трудовой дея­тельности можно подразделить на:

длительные — определяющие отношение человека к выполняе­мой им работе и его общий психологический настрой (удовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде и т.д.);

временные — возникающие из-за различных нарушений в про­изводственном процессе (неполадок, конфликтных ситуаций);

периодические — связанные с настроем на активную деятель­ность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, апатией, скукой, вызван­ными однообразием и монотонностью работы.

Вопрос 4

В структуре психической деятельности человека различают три ос­новные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы — основа психической деятельности, они различаются на познавательные, эмоциональные и волевые психиче­ские процессы (ощущения, восприятия, память и т.д.).

Психические свойства — это качества личности (характер, тем­перамент). Качества личности устойчивы и постоянны. Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, мо­ральные, трудовые.

Психическое состояние человека— структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия чело­века со средой обитания.

План урока 11

Тема урока Обучение, инструктирование и проверка знаний

Изложение нового материала

1) Обучение безопасности по охране труда

2) Вводный инструктаж

3) Первичный инструктаж

4) Повторный инструктаж

5) Внеплановый инструктаж

6) Целевой инструктаж

вопрос 2

Вводный инструктаж по охране труда проводится при поступ­лении на постоянную или временную работу службой охраны труда предприятия. Этот инструктаж обязаны пройти все вновь поступаю­щие на предприятие, а также командированные, учащиеся, прибывшие на практику, аспиранты, интерны.

Цель этого инструктажа — ознакомить с общими правилами и требованиями охраны труда на предприятии.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж проводится по утвержденной руководителем организации программе (инструкции), содержащей следующие вопросы:

— общие сведения об организации и характерные особенности производства;

— правила поведения работников на территории организации;

— основные положения договоров: трудового и коллективного;

— правила внутреннего трудового распорядка организации, от- иетственность за нарушение этих правил;

— организацию работы по управлению охраной труда;

— контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда и организации;

— основные опасные и вредные производственные факторы, ха­ри ктерные для данного производства;

— СИЗ, порядок и нормы выдачи их и сроки носки;

— порядок расследования и оформления несчастных случаев и 111 к >фессиональных заболеваний;

— действие работников при несчастном случае на производстве, оказание первой помощи потерпевшим;

— пожарную безопасность, действия персонала при возникно- нпи пожара и другие вопросы.

Вопрос 3

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится для всех принятых на предприятие перед первым допуском к работе (в том чис­ле командированные, учащиеся, прибывшие на практику, аспиранты, интерны), а также при переводе из одного подразделения в другое.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных прие­мов и методов труда. Допускается проводить такой инструктаж с груп­пой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

Цель такого инструктажа — изучение конкретных требований и правил обеспечения безопасности на конкретном оборудовании при выполнении конкретного технологического процесса.

Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте должны пройти в течение 2—14 смен стажировку под руководством лица, назначенного приказом (распоряжением) по цеху (участку и т.п.). Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, про­верки знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по утвер­жденной руководителем организации программе.

Вопрос 4

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в по­лугодие, а для работ повышенной опасности — раз в квартал по про­грамме первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ.

Цель этого инструктажа — восстановление в памяти работника правил охраны труда, а также разбор имеющих место нарушений требований техники безопасности в практике предприятия.

Вопрос 5

Внеплановый инструктаж проводится при:

— принятии новых нормативных правовых, технических актов, стандартов, правил, инструкций, а также изменений и дополнений к ним;

— изменении технологических процессов, замене или модерни­зации оборудования и других факторов, влияющих на охрану труда;

— при перерывах в работе на 60 календарных дней, а для ра­бот, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требо­вания безопасности, более чем на 30 дней;

— при нарушениях работниками нормативных, технических правовых актов по охране труда, которые привели или могли привес­ти к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;

— при перерывах в работе по профессии (в должности) — более (I месяцев;

— при поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях;

— по требованию органов надзора.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности).

Вопрос 6

Целевой инструктаж проводят при:

— выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязан­ностями по специальности (погрузочно-разгрузочные работы, уборка территории и т.п.);

— ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

— производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск; проведении экскурсий в организации; организации массовых мероприя­тий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

Инструктаж завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения.

План урока 12

Тема урока Расследование и учёт несчастных случаев. Аттестация рабочих мест.

Изложение нового материала

1) Несчастный случай на производстве

2) Несчастный случай, не связанный с производством

3) Порядок расследования и учета несчастных случаев

4) Аттестация рабочих мест

Вопрос 1

Расследуются и подлежат учету все несчастные случаи на про­изводстве, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо ого смерть, если они произошли:

— в течение рабочего дня на территории организации или вне ее (включая установленные перерывы), а также при выполнении ра­бот в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

— при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, либо на личном транспорте при на­личии договора о его использовании в производственных целях;

— при следовании к месту командировки и обратно;

— при следовании на транспортном средстве в качестве смен­щика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик);

— при работе вахтово-экспедиционным методом во время меж­дусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

— при привлечении работника к участию в ликвидации послед­ствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий.

Вопрос 2

Не подлежат учету случаи, если при расследовании установлен факт самоубийства, естественной смерти, травмы, полученной по­страдавшим при совершении им преступления, а также несчастные случаи, происшедшие в результате алкогольного, наркотического, токсического отравления или последствий такого отравления (оста­новка сердца, инсульт, асфиксия), если они не вызваны применением в производственных процессах технических спиртов, ароматических, наркотических и других подобных веществ, неправильным их приме­нением, транспортировкой и хранением.

Бытовыми травмами считают случаи, происшедшие в быту, в домашней обстановке. К ним относятся случаи, происшедшие с работ­ником, находящимся на предприятии в нерабочее время при отсутст­вии с его стороны действий в интересах производства, при перевозке работников на транспорте предприятия в выходной день на отдых и т.д.

Вопрос 3

Целью расследования несчастных случаев на производстве яв­ляется установление их причин для того, чтобы исключить повторе­ния подобных случаев.

О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец должен немедленно сообщить непосредственному руко­водителю, который обязан:

— срочно организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в лечебное учреждение;

— сообщить о случившемся руководителю подразделения (мас­теру, прорабу);

— сохранить до начала работы комиссии по расследованию об­становку на рабочем месте и состояние оборудования таким, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здо­ровью окружающих работников и не приведет к аварии.

Расследование несчастного случая на производстве (кроме групповых случаев, со смертельным и тяжелым исходом) проводится комиссией в срок не более трех дней. После завершения расследования уполномоченное должностное лицо организации, нанимателя, страхователя с участием вышепере­численных лиц оформляет акт о несчастном случае на производстве формы Н-1

Вопрос 4

Аттестация рабочих мест по условиям труда — система ана­лиза и оценки рабочих мест

Аттестация включает:

— гигиеническую оценку существующих условий и характера труда;

— оценку травмобезопасности рабочих мест;

— оценку обеспеченности работников СИЗ.

Результаты оценок оформляются актами и протоко­лами установленной формы. Сведения о результатах аттестации за­носятся в Карту условий труда на рабочем месте,.

Аттестация проводится аттестационной комиссией предприятия, состав и полномочия которой определяются приказом руководи­теля предприятия. Периодичность проведения аттестации — один раз в пять лет.

План урока 13

Тема урока Общие требования безопасности к технологическому процессу.

Изложение нового материала

1) Общие требования безопасности к производственным процессам

2) Требования к производственным процессам

Ответы

Вопрос 1

Общие требования безопаснос­ти обеспечивается выбором:

технологического процесса,

при­емов, режимов работы и порядка обслуживания производственного оборудования;

выбором производственных помещений и площадок;

исходных материалов, заготовок и полуфабрикатов, а также способов их хранения и транспортирования (в том числе готовой продукции и отходов производства);

производственного оборудования и его разме­щением;

распределением функций между человеком и оборудованием в целях ограничения тяжести труда.

Вопрос 2

Производственные процессы должны быть пожаро- и взрывобезопасными.

Все эти требования к производственным процессам закладываются при их проектировании и реализуются при организации и проведении технологических процессов. При этом они должны предусматривать:

— устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное действие;

— замену технологических процессов и операций, связанных с воз ­никновением опасных и вредных производственных факторов, про­цессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствую ! или обладают меньшей интенсивностью;

—замену вредных и пожароопасных веществ на менее вредные и опасные;

— комплексную механизацию, автоматизацию, применение диета!i ционного управления технологическими процессами и операциями при наличии опасных и вредных производственных факторов;

— герметизацию оборудования;

— использование систем контроля и управления технологическим процессом, обеспечивающих защиту работающих и аварийное отклю­чение производственного оборудования;

— своевременное получение информации о возникновении опасных и вредных производственных факторов;

— своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных фак­торов;

— применение средств коллективной защиты работающих;

— рациональную организацию труда и отдыха с целью профилакти­ки монотонности и гиподинамии, а также ограничения тяжести труда.

Требования безопасности к технологическое процессу включают в нормативно-техническую и технологическую документацию.

План урока 14

Тема урока Приборы контроля .Знаки безопасности

Изложение нового материала

1) Виды инженерно-технических средств безопасности

2) Назначение сигнальных цветов

3) Классификация знаков безопасности

Ответы

Вопрос 1

К основным инженерно-техническим средствам безопасности отно­сятся:

— оградительные и предохранительные устройства;

— сигнализация безопасности;

— разрывы и габариты безопасности;

— извещатели (датчики), пороговые, аналоговые и адресно-аналого- вые, реагирующие на различные виды физического воздействия;

— периметральные средства обнаружения;

— приемно-контрольная аппаратура;

— средства оповещения;

— вспомогательное оборудование и др.

вопрос 2

Сигнальные цвета, знаки и плакаты безопасности применяют для предупреждения работающих о возможной опасности, предписания или разрешения определенных действий.

Красный цвет — запрещающий, сигнализирует о необходимости немедленного вмешательства, указывает на приборах устройство, ра­бота которого представляет опасность.

Желтый цвет— предупреждающий, указывает на приборе на при­ближение одного из параметров к предельным, представляющим опас­ность значениям.

Синий цвет — сигнализирующий, используется для технической информации о работе оборудования и т.п.

Зеленый цвет — извещает о нормальном режиме работы;

Вопрос 3

Знаки безопасности подразделяют на 4 группы :

— запрещающие — запрещают выполнять определенные действия;

— предупреждающие — предупреждают о возможной опасности;

— предписывающие — предписывают выполнять определенные действия;

— указательные — указывают месторасположение различных объектов, устройств.

Вид знаков строго регламентирован государственным стандартом. Эти знаки отличаются друг от друга цветом и формой.

План урока 15

Тема урока Действие электрического тока на организм человека

Изложение нового материала

1) Электробезопасность

2) Возможности поражения человека током

3) Воздействия, оказываемые током на человека

4) Электрический удар

5) Виды поражения током

Ответ

Вопрос 1

Электробезопасность — система организационных и техниче­ских мероприятий и средств, которые обеспечивают защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического

Вопрос 2

Поражение человека электрическим током возможно только при замыкании электрической цепи через тело человека. Это возможно при:

— прикосновении к открытым токоведущим частям оборудова­ния и проводам;

— прикосновении к корпусам электроустановок, случайно ока­завшихся под напряжением (повреждение изоляции);

— шаговом напряжении;

— освобождении человека, находящегося под напряжением;

— действии электрической дуги;

— воздействии атмосферного электричества во время грозовых разрядов.

Вопрос 3

Проходя через организм, электрический ток оказывает следую­щие воздействия:

термическое (нагревает ткани, кровеносные сосуды, нервные волокна и внутренние органы вплоть до ожогов отдельных участков тела);

электролитическое (разлагает кровь, плазму);

биоло­гическое (раздражает и возбуждает живые ткани организма, наруша­ет внутренние биологические процессы).

Вопрос 4

Электрический удар — поражение организма человека, вызван­ное возбуждением живых тканей тела электрическим током и сопровождающееся судорожным сокращением мышц. В зависимости от воз­никающих последствий электрические удары делят на четыре степени:

I — судорожное сокращение мышц без потери сознания;

II — судо­рожное сокращение мышц с потерей сознания, но с сохранившимися дыханием и работой сердца;

III — потеря сознания и нарушение сер­дечной деятельности или дыхания (или того и другого);

IV— состоя­ние клинической смерти.

Вопрос 5

Различают два вида поражения электрическим током: общее и местное (рис. 6.1).

Общее травматическое действие тока (электрический удар) воз­никает при прохождении тока недопустимых величин через организм человека и характеризуется возбуждением живых тканей организма, непроизвольным сокращением различных мышц тела, сердца, лег­ких, других органов и систем, при этом происходит нарушение их работы или полная остановка.

К местным электротравмам относятся:

электрический ожог ;

электрические знаки — пятна серого или бледно-желтого цвета овальной формы, диаметром 1—5 мм на поверхности кожи человека, образующиеся в месте контакта с проводником тока. Эта травма не представляет серьезной опасности и быстро проходит;

металлизация кожи — проникновение в верхние слои кожи мельчайших частичек металла, расплавившегося под действием элек­трической дуги. В зависимости от места поражения эта травма может быть очень болезненной, с течением времени пораженная кожа сходит, а если поражены глаза, то возможно ухудшение или потеря зрения;

электроофтальмия — воспаление наружных оболочек глаз под действием потока ультрафиолетовых лучей, испускаемых электриче­ской дугой; по этой причине нельзя смотреть на сварочную электродугу. Травма сопровождается сильной болью и резью в глазах, временной потерей зрения, при сильном поражении потребуется сложное и дли­тельное лечение. Нельзя смотреть на электрическую дугу без специ­альных защитных очков.

Механические повреждения возникают в результате резких су­дорожных сокращений мышц под действием проходящего через тело человека тока (расслаивает, разрывает различные ткани, стенки кро­веносных и легочных сосудов; возможны вывихи суставов, разрывы связок и даже переломы костей; кроме того, в состоянии испуга и шо­ка человек может упасть с высоты и получить травму).

План урока 16

Тема урока Классификация производственных помещений

Изложение нового материала

1) Помещения с повышенной опасностью

2) Особо опасные помещения

3) Помещения без повышенной опасности

Ответы

Вопрос 1

Помещения с повышенной опасностью — характеризуются наличием в них одного из следующих условий, создающих повышенную опасность:

— сырости, когда относительная влажность воздуха длительно превышает 75% (такие помещения называют сырыми); или токопроводящей пыли (угольной, металлической и т.п.);

— высокой температуры (такие помещения называют жарки ми), когда температура воздуха длительно (более суток) превышает от 35 °С;

— токопроводящих полов (металлических, земляных, железобе­тонных, кирпичных и т.п.);

— возможности одновременного прикосновения к имеющим со­единение с землей металлическим элементам технологического обо­рудования или металлоконструкциям здания и металлическим корпусам электрооборудования.

Вопрос 2

Особо опасные помещения — характеризуются наличием высокой относительной влажности воздуха, близкой к 100%, или химически активной среды, разрушающе действующей на изоляцию электрообо­рудования, или одновременным наличием двух или более условий, соответствующих помещениям с повышенной опасностью.

Вопрос 3

Помещения без повышенной опасности, в которых отсутствуют все указанные выше условия. Опасность поражения электрическим током существует всюду, где используются электроустановки, поэтому помещения без повышенной опасности нельзя назвать безопасными.

План урока 17

Тема урока Статическое и атмосферное электричество. Шаговое напряжение

Изложение нового материала

1) Статическое электричество

2) Шаговое напряжение

3) Атмосферное электричество

Вопрос 1

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО СТАТИЧЕСКОЕ — совокупность явлений, связанных с возникновением, сохранением и релаксацией свободного электрического заряда на поверхности (или в объеме) диэлектриков или на изолированных проводниках. Заряды статического электричества (СЭ) образуются при самых разнообразных производственных условиях, но чаще всего — при трении одного диэлектрика о другой или диэлектриков о металлы. На трущихся поверхностях могут накапливаться электрические заряды, легко стекающие в землю, если физическое тело является проводником электричества и заземлено. На диэлектриках электрические заряды удерживаются продолжительное время, вследствие чего они и получили название СЭ.

Вопрос 2

Шаговое напряжение — напряжение, обусловленное электрическим током, протекающим в земле или токопроводящем полу, и равное разности потенциалов между двумя точками поверхности земли (пола), находящимися на расстоянии одного шага человека. Шаговое напряжение зависит от длины шага, удельного сопротивления грунта и силы протекающего через него тока. Опасное шаговое напряжение может возникнуть, например, около упавшего на землю провода под напряжением или вблизи заземлителей электроустановок при аварийном коротком замыкании на землю.При попадании под шаговое напряжение возникают непроизвольные судорожные сокращения мышц ног и, как следствие, падение человека на землю. Ток начинает проходить между новыми точками опоры — например, от рук к ногам, что чревато смертельным поражением. При подозрении на шаговое напряжение надо покинуть опасную зону минимальными шажками («гусиным шагом») или прыжками.

Особо опасно шаговое напряжение для крупного рогатого скота, так как расстояние между передними и задними ногами у этих животных очень велико и, соответственно, велико напряжение, под которое они попадают. Нередки случаи гибели скота от шагового напряжения.

Вопрос 3

Молния — искровой разряд статического электричества, акку­мулированного в грозовых облаках. Энергия искрового разряда мол­нии и возникающие при этом токи представляют опасность для чело­века, зданий и сооружений.

Мо

Наши рекомендации