Понятие о рациональном питании
ЗАНЯТИЕ № 1
Гигиеническая оценка жилых помещений и очистка населённых мест. Эколого-гигиеническое значение неионизирующего излучения.
1. Жилищный вопрос как социально-гигиеническая проблема.
2. Общие гигиенические требования к жилищу.
3. Освещение, отопление и вентиляция жилых помещений.
4. Сельское жилье.
5. Общежитие.
6. Санитарно-эпидемиологическое значение нечистот и отбросов.
7. Вывозная система удаление нечистот и отбросов.
8. Канализация населенных мест.
9. Очистка населенных мест от твердых отбросов.
10. Очистка сельских населенных мест.
11. Эколого-гигиеническое значение неионизирующего излучения.
ЗАНЯТИЕ № 2
Курация.
Посещение центра здоровья (самостоятельная работа).
ЗАНЯТИЕ № 3
Гигиена и физиология труда. Профессиональная гигиена медицинских работников. Профессиональные вредности медицинских работников.
1. Гигиена труда.
2. Производственная среда, причины загрязнения рабочей зоны.
3. Профессиональные заболевания и их профилактика.
4. Физиология труда.
5. Производственный травматизм и охрана труда.
6. Профессиональная гигиена врачей различных специальностей.
ЗАНЯТИЕ № 4
Экология. Экологозависимые заболевания.
Текущий тестовый контроль №3 (по экологии).
1. Определение экологии как науки. Становление экологического мировоззрения.
2. Человеческие экосистемы, их свойства.
3. Законы Б. Коммонера как основные законы экологии.
4. Урбоэкология. Понятие о современном городе и его структуре. Экологические проблемы городов на различных исторических этапах. Преимущества и недостатки жизни в современных городах.
5. Основные эколого-гигиенические принципы планировки городов и благоустройства микрорайонов.
6. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха и воды. Эколого-гигиеническая характеристика основных источников загрязнений атмосферного воздуха и их влияние на организм. Смог. Фотохимический туман.
7. Загрязнение воды и почвы в крупных городах.
8. Гигиеническая характеристика воздушной среды закрытых помещений. Синдром больных зданий.
9. Экологически зависимые заболевания и методы их диагностики: диоксиновая интоксикация, болезнь Кешана, Итай-итай, Минамата.
10. Очистка городов от мусора и снега.
11. Озоновая дыра. Причины возникновения.
12. Парниковый эффект. Причины возникновения.
13. Эколого-гигиенические проблемы сельских населённых пунктов.
ЗАНЯТИЕ № 5
Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены. Сдать карту здоровья.
1. Основные принципы здорового образа жизни (ЗОЖ), мероприятия для сохранения и укрепления здоровья человека.
2. Девиантное поведение: курение, алкоголизм, прием наркотических средств.
3. Сущность, физиологические принципы и правила закаливания организма.
4. Закаливание воздухом, водой и солнцем.
5. Физические упражнения
6. Гигиена кожи. Гигиена зубов и полости рта
7. Гигиенические требования к одежде
8. Гигиенические требования к обуви
9. Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены. Профилактическая деятельность центров здоровья. Карта здоровья.
ЗАНЯТИЕ № 6
Гигиена детей и подростков. Методы исследования физического развития детей и подростков.
1. Особенности роста и развития детей и подростков.
2. Физическое развитие детей и подростков его современные тенденции.
3. Возрастная периодизация роста и развития детей и подростков.
4. Критерии и группы здоровья.
5. Соматоскопические методы исследования физического здоровья (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, половое развитие).
6. Соматометрические методы исследования физического здоровья (длина и масса тела, окружность грудной клетки).
7. Физиометрические методы исследования физического здоровья (жизненная ёмкость лёгких, сила сжатия кисти, становая сила).
ЗАНЯТИЕ № 7
Оценка физического развития детей и подростков. Школьная зрелость.
1. Виды оценки физического развития детей и подростков:
а) метод стандартно-сигмальных отклонений;
б) метод индивидуального профиля физического развития;
в) метод с использованием коэффициента и шкал регрессии;
2. Комплексный метод с учётом биологического уровня развития и состояния здоровья в момент обследования;
3. Центильный метод.
4. Оценка школьной зрелости.
5. Функциональные пробы (лабораторная работа).
ЗАНЯТИЕ № 8
Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и эксплуатации детских учреждений. Гигиенические требования к детским игрушкам.
Текущий тестовый контроль №4
1. Гигиенические требования к выбору, планировке и благоустройству земельного участка дошкольных учреждений и школ.
2. Гигиенические основы планировочных решений зданий и помещений детских учреждений.
3. Гигиенические требования к мебели детских учреждений и школ.
6. Световой и воздушно-тепловой режим детских учреждений.
7. Гигиенические требования к детским игрушкам и школьным учебникам.
8. Экспертиза проектов детских учреждений.
ЗАНЯТИЕ № 9
Понятие о рациональном питании.
1. Рациональное питание и его гигиеническая характеристика (количественная и качественная дифференциальная характеристика рациона питания, насыщаемость, усвояемость пищи, разнообразие, режим питания, порядок приема блюд, кратность и распределение пищи по отдельным приемам в течение суток).
2. Понятие о сбалансированности и адекватности питания.
3. Заболевания связанные с недостаточным или избыточным питанием (алиментарная анемия и дистрофия, квашиоркор, гипо- и авитаминоз, ожирение, гипервитаминозы, ферментопатии пировиноградная фенилкетонурия, дефицит галактозы, рахит, пищевые аллергии, гастрит и др.)
4. Из каких величин складываются суточные энергетические затраты. Основные методы определения энергозатрат.
ЗАНЯТИЕ № 10