Генеральная уборка процедурного кабинета
Генеральная уборка проводится один раз в неделю. График генеральных уборок составляется старшей медицинской сестрой ежемесячно и утверждается заведующим отделением.
Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь:
Спецодежда (халат, шапочку, маску, резиновые перчатки, очки), уборочный инвентарь, ветошь.
Дезинфектанты: 5% хлорамин, 6% перекись водорода.
Моющее средство.
Последовательность проведения генеральной уборки процедурного кабинета:
1. Всю мебель в кабинете отодвигают от стен.
2. Дезинфицирующий раствор путем орошения или протирания наносят на потолок, стены, окна, подоконники, мебель, двери, пол.
3. Включают бактерицидную лампу на 60 минут.
4. После окончания обеззараживания, персонал надевает чистый халат, маску, протирает обувь.
5. Стерильной ветошью, отмывают все поверхности с использованием моющего средства (порошки «Лотос», «Астра»).
6. Устанавливают мебель на место.
7. Моют пол.
8. Включают бактерицидную лампу на 30 минут.
9. Уборочный инвентарь обеззараживают, ветошь прополаскивают и сушат.
Тема: Стерилизация, методы стерилизации. Упаковка мед изделий. Правила работы со стерильным столом.
Этапы обработки многоразовых изделий медицинского назначения
(10 этапов),регламентированы ОСТ № 42-21-2-85.
На примере шприцев и игл.
1. Промывные воды.Использованный шприц промывают от крови и лекарственного вещества в «промывных водах» методом насоса не снимая иглы, и складывают в накопитель. Промывные воды дезинфицируют методом кипячения- 30 минут или засыпают из расчёта 1:5 хлорамином или хлорной известью (на 1 литр «промывных вод» - 200г дезинфектанта). В настоящее время используют в качестве промывных вод – дез. раствор.
2. Дезинфекция.Из накопителя все шприцы в разобранном виде и иглы погружаются в 3% раствор хлорамина на 60 мин.
3. Промывка. После дезинфекции инструменты промывают под проточной водой 2-3 мин.
4. Предстерилизационная очистка (ПСО): шприцы и иглы погружают в «моющий комплекс» подогретый до 45-50оС на 15 минут, который можно использовать 1 раз, затем каждое изделие моют по 30 секунд (цилиндры -ершом, иглы - мандреном, инструменты - щёткой) и складывают в лоток. Состав моющего комплекса(V=1 л) -«Биолот» (в порошок входит Н2О2) -
5 г порошка + до 1 л воды.
5. Промывка. Все изделия промывают под проточной водой 10-12 мин.
6. Обессоливание.Изделия погружаются в дистиллированную воду для обессоливания на 2 минуты.
7. Сушка.Все изделия высушивают в сухожаровом шкафу 5 минут при температуре 80оС или на открытом воздухе - на пелёнке.
8. Контроль ПСО - азопирамовая (универсальная) проба - берут 1 % от партии, но не менее 3-5 сухих изделий и проводят пробы на качество ПСО, считывая результат не менее 1 минуты.
На кровь: «+» - сине-фиолетовое окрашивание.
На моющее средство: «+»- розовое окрашивание.
На ржавчину: «+» - бурое окрашивание.
Если проба на кровь положительная, повторяют все этапы с дезинфекции, если проба на моющее средство положительная, то изделия ещё раз промывают под проточной водой, если проба на ржавчину положительная инструменты выбраковывают.
9. Упаковка - шприцы и иглы упаковывают для стерилизации (если используют крафт - пакеты, то на 1 шприц кладут 2 иглы, указав на пакете вместимость шприца).
10. Стерилизация: Автоклав - I режим - 132 оС-2,2 Атм.-20 мин.,
II режим - 120 о С-1,1 Атм.- 45 мин.
СЖШ -I режим -180о С - 60 мин. (многоразовые шприцы, иглы)
II режим -160 о С- 150 мин.
Контроль качества ПСО изделий медицинского назначения — азопирамовая проба.
Цель: Провести комплексный контроль качества предстерилизационной очистки инструментов медицинского назначения (от органических и химических веществ) и оценить эффективность работы моечных машин в ЦСО.
Алгоритм действий:
1. Надеть перчатки;
2. Приготовить рабочий раствор азопирама, смешивая равные объемы (1:1) исходного реактива и 3% раствора перекиси водорода непосредственно перед проведением пробы;
3. Остывшие изделия (температура не выше 25 град. С) протереть тампоном, смоченным реактивом или нанести несколько капель реактива на поверхность изделия с помощью пипетки;
4. На поверхность изделия, его полости и каналы, резьбу нанести несколько капель рабочего раствора;
5. Экспозиция 1 минута;
6. Раствор с инструмента, шприца вытеснить на марлевую салфетку или протереть;
7. Провести оценку результатов пробы.
Проба считается отрицательной, если цвет реактива на салфетке не изменился.
Положительной проба считается, если цвет реактива изменился:
Фиолетовое окрашивание, появляется при наличии следов органических веществ (крови);
Розовое окрашивание свидетельствует о наличии моющего средства;
Бурое окрашивание появляется при наличии ржавчины на инструментах.
При положительной пробе вся партия изделий подлежит повторной обработке.
8. Результат пробы записать в журнал учета.
Упаковка
Стерилизации подвергаются сухие изделия. Стерилизацию проводят в биксе, мягкой бязевой упаковке, упаковке из влагопрочной бумаги или без упаковки, в открытом виде.
Свободный конец пакет перегибают и герметически заклеивают.
Срок хранения изделий в мягкой бязевой упаковке и крафт-бумаге – 3 суток, в биксе с фильтром — 20 суток. В современных упаковках, изготовленных фабричным способом, срок сохранения стерильности от 1 месяца до 1 года, в зависимости от указаний производителя. Изделия, стерилизованные без упаковки, должны быть использованы непосредственно после их стерилизации.
Недопустима загрузка воздушного стерилизатора навалом. Большие предметы следует класть на верхнюю полку, чтобы они не препятствовали потоку горячего воздуха. Сложные изделия (зажимы, ножницы) стерилизуют в раскрытом виде, шприцы закладывают в разобранном виде, лотки, стаканы и лабораторную посуду нельзя вкладывать один в другой, их следует разложить на решетке.
Запомните!Категорически запрещается стерилизовать в воздушных стерилизаторах хлопчатобумажный материал, бумагу и резину.