Вопрос 1. Режим отдыха локомотивных бригад
Охрана труда (для помощников машинистов тепловоза).
Билет 1
Вопрос 1. Охрана труда и её составные части.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её составными частями. Таким образом в состав системы охраны труда входят следующие элементы:
Техника безопасности;
Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.
Электробезопасность— состояние защищённости работника от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Пожарная безопасность- состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Промышленная безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В свою очередь охрана труда, Электробезопасность, промышленная безопасность, пожарная безопасность являются составными частями
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Управление безопасностью труда — организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Основана на применении законодательных нормативных актов в области охраны труда.
Вопрос 2. Инструктажи по технике безопасности.
Вводныйинструктаж - индивидуальный или группе лиц (не более 20 чел) с целью ознакомления с правилами трудового распорядка предприятия и регламента его работы и общих вопросов ОТ, результаты заносятся в личную карточку и журнал вводного инструктажа.
Первичный инструктаж – на рабочем месте (проводит непосредственно руководитель работ в подчинении которого попадает человек с целью ознакомления ОТ на рабочем месте. Результат заносят в личную карточку и журнал)
Повторный инструктаж по ОТ - проводится для лиц со стажем до 1года – 1раз в 3 месяца, а свыше года 1раз в 6 месяцев, оформляется в журнале инструктажа.
Внеплановый - проводится в случаях: отсутствия на работе свыше 30 календарных дней; при травматических случаях и др. непредвиденных ситуациях; при внедрении новых технических средств, технологий.
Целевой -когда поручается работа не свойственной профессиональной деятельности, а также если работа оформляется нарядом-допуском или распоряжением (электрики, связисты) оформляются в журнале инструктажей или в наряде-допуске. Обучение, повышение квалификации или обучение новой профессии проходит каждый работник с периодичностью 1раз в 3 года проходит обучение и повышение квалификации, с отрывом или без отрыва от производства.
Повторная проверка знаний производится одновременно с проверкой знаний по ТПЭ и инструкций, но не реже 1раза в 2года. Оформляется протоколом, заносится в журнал и удостоверение по ТБ.
Билет 2
Вопрос 1. Требования производственной санитарии и гигиены, предъявляемые к локомотивам.
1. Площадь кабины машиниста не менее 5,5кв/м, по наружным размерам кузова.
2. Средняя температура в кабине машиниста не менее 16-18 градусов с перепадами на уровне пола и выше 1,5м 4-5 градусов.
3. Уровень шума в кабине не более 80 дб.
4. Кабина тепловоза оборудуется калориферами отпления, электроплиткой, медицинской аптечкой. Боковые окна и входные двери плотно закрываются и имеют хорошее уплотнение для предупреждения проникновения холодного воздуха и шума. Подушки сидений кресел и подлокотники боковых окон должны быть в исправном состоянии.
Вопрос 2. Требования производственной санитарии и гигиены, предъявляемые к домам отдыха локомотивных бригад.
Здания постоянного типа. В спальных комнатах кровати, шкафы, стулья, тумбочки, шторы затемненного типа. Температура в помещениях 17-20 градусов, душевых 25 градусов. Должна быть столовая или комната для приема пищи с холодильником, плита для подогрева пищи. Локомотивная бригада должна соблюдать правила внутреннего распорядка.
Билет 3
Вопрос 1. Режим отдыха локомотивных бригад.
Рабочее время и время отдыха локомотивных бригад.Рабочее время л/б определяется помесячно исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (40ч. в неделю). Превышение фактически отработанного времени нормы часов называется сверх урочным временем. Они оплачиваются, 2 часа в полуторном размере, последующие в двойном. Не должно быть более 4 часа за 2 смены подряд, 24 часа за месяц, 120 часов за год. Продолжительность рабочей смены л/б не более 8 часов, но с учётом тяговых плеч и принятой схеме их обслуживания допускается до 12 часов. Отдых бывает междусменный, еженедельный, в пункте оборота, ежегодный отпуск. Время отдыха л/б в пункте оборота – 1/2t туда, но не менее 3ч и не более полного t туда;
время междусменного отдыха – t за оборот * 2,6 – t в п.о., разрешается уменьшать на 1/4 но не менее16ч; время еженедельного отдыха – t между сменами отдыха после последней поездки +24ч, но не менее 42ч. Ежегодный отпуск 28 календарных дней + дополнительный отпуск за вредные условия труда 14 дней.