Перечень контрольных вопросов к занятию № 12, 13, 14, 15
Занятие № 12.
1.Дайте определение: - вредное воздействие на человека, - благоприятные условия жизнедеятельности человека, - безопасные условия для человека, - вредный фактор среды, - условия труда, - вредный фактор рабочей среды, - тяжесть труда, - напряженность труда, - опасный фактор рабочей среды, - гигиенические критерии.
2.Перечислите вредные факторы: физические, химические, биологические.
3.Классификация вредных производственных факторов.
4.Общие принципы гигиенической классификации условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Защита от воздействия вредных и опасных производственных факторов.
Занятие № 13.
1.Обязанности руководителей медицинских организаций в соответствии с требованиями приказа.
2.Функции Министерства здравоохранения Российской Федерации в области охраны труда работников отрасли.
3.Обязанности руководителей учреждений по охране труда.
4.Обязанности руководителя структурного подразделения (отделения, лаборатории и т.п.) по охране труда.
5.Требования к условиям труда медицинского персонала.
6.Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности в медицинского персонала.
Особенности обеспечения пожарной, радиационной и химической безопасности персонала.
Мероприятия по обеспечению безопасности труда при контакте с вредными веществами.
Занятие № 14.
1.Биологическая безопасность.
2.Психологическая безопасность.
3.Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций.
4.Требования безопасности при проведении работ с лазерными аппаратами медицинского назначения.
5.Требования безопасности при проведении работе на ПЭВМ:
6.Охрана труда при эксплуатации отделений лучевой диагностики и терапии.
7.Охрана труда в клинико-диагностических и биохимических лабораториях.
8.Требования безопасности при эксплуатации операционных блоков.
Занятие № 15.
1.Эксплуатация УЗИ аппаратов.
2.Эксплуатация физиотерапевтических приборов.
3.Требования к эксплуатации стоматологический отделений.
4.Основные требования безопасности при эксплуатации отделений
гипербарической оксигенации.
Занятие № 12, 13, 14, 15: Безопасность медицинского труда. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников. Система охраны труда и техники безопасности в медицинских организациях. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медициских организаций. Безопасность медицинских услуг. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов больницы. Формы проявления угроз безопасности пациентов. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций. Санитарная обработка пациентов. Эвакуация пациентов в чрезвычайных
Ситуациях.
Занятие № 12.
Система здравоохранения сегодня - это более трех миллионов работающих, тысячи медицинских организаций (лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений) десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт, сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника; применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости. Во вредных и неблагоприятных условиях труда (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения; радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы; операционные, стерилизационные, отделения гипербарической оксигенации и др.) заняты сотни тысяч работников здравоохранения. В связи с этим, особую значимость приобретает проблема охраны и укрепления здоровья самого медицинского работника, формирование его отношения к собственному здоровью и мотивации на здоровый образ жизни.
Тот факт, что профессия медика является самой гуманной среди всех прочих сфер человеческой деятельности, наверное, не станут отрицать даже педагоги, следующие в этой условной иерархии вслед за людьми в белых халатах. Но то, что врачевание людей ко всему прочему еще и одно из опаснейших занятий на Земле, достоверно известно только самим «эскулапам».
По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности.
По оценке экспертов в структуре профессиональных заболеваний первое место стабильно занимают инфекционные - порядка 80 % всех профессиональных недугов, а несомненные лидеры по заражению врачей – вирусные гепатиты, составляющие почти 40 % всех приобретенных на службе болезней.
Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов.