Общая хар-ка зарубежного труд.закон-ва
2. Понятие системы ТП, принципы и функции.Системой отрасли права принято называть сложившуюся внутреннюю структуру права, выражающую единство и взаимосогласованность составляющих его норм. Как система нац.права в целом, так и каждая ее отрасль отличаются внутренней согласованностью, органической связью юрид.норм и одновременной их дифференциацией на составные части (элементы). Основанием такой дифференциации служит структура определенных общ.отношений. Отрасль ТП характ-ся единством, поскольку регулирует большую группу общ.отношений, обладающих общими признаками. Вместе с тем регулируемые отношения состоят из ряда элементов, которые отражают разные стороны единого процесса применения труда. В связи с этим нормативные правовые акты, регламентирующие эту сферу отношений, содержат нормы, в которых опр-ся то общее, что характерно для всех элементов труд.отношений, а также нормы, отражающие специфику отдельных видов этих отношений. Это обстоятельство предопределяет деление ТП на Общ.часть, в которую входит первая группа правовых норм, и Особ.часть, в которую включается вторая их группа. Общ.частьохватывает нормы, которые содержат общие правоположения, касающиеся труда всех раб-ков, и отражают единство ТП. Она включает разделы, в которых опред-ся задачи отрасли ТП, сфера его действия, источники регулирования, принципиальные положения, относящиеся к установлению и осущ-нию труд.отношений, к условиям труда, соотношению норм белорусского нац-ного и м/д права, закрепляются основные ТП и обязанности субъектов, сроки возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В Общ.часть входят нормы о колдоговоре, о профсоюзах, об участии работников в управлении организациями, о контроле и надзоре за соблюдением законодательства о труде. В Особ.частьвходят нормы, регулирующие конкретное содержание труд.отношения, отдельные элементы, определенные его стороны или отдельные виды иных общ.отношений, являющихся предметом данной отрасли права. Определенные группы норм, регулирующие однородные по содержанию, взаимосвязанные между собой отношения, образуют правовые институты. Например, нормы, устанавливающие основания возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, составляют институт трудового договора. К Особенной части трудового права относятся также институты трудоустройства, рабочего времени и времени отдыха, трудовой дисциплины, заработной платы, охраны труда, трудовых споров, материальной ответственности и ряд других институтов. Таким образом, система отраслибелорусского трудового права представляет собой систему правовых норм, образующих Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, делятся на институты.
4. Сфера действия норм труд.права.Сфера действия трудового права очень широкая. В соответствии со ст. 3 ТК трудовое право регулирует отношения всех работников и нанимателей, заключивших труд.договор на территории РБ, если иное не установлено актами законод-ва или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров РБ или конвенций МОТ, участницей которых является. Статья 5 ТК устанавливает особенности применения ТК к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников. Трудовой кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников в случаях и пределах, предусмотренных спец-ными законодательными актами, определяющими их правовой статус. Исходя из ст. 6 ТК не подпадают под действие трудового права отношения по поводу осуществления: обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений; обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством.
6. Источники труд.права: понятие и виды.ТП как отрасль, регул-щая трудовые и другие тесно с ними связанные отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, декретов, указов, постановлений Правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных труд.коллективах. Все они подчинены единым принципам общ.организации труда, находятся между собой в определенной субординационной связи. При этом нормативные акты в одних случаях могут содержать только нормы ТП (ТК), а в других - нормы различных отраслей права (Конституция). Следовательно, источники ТП- это различные нормативные акты органов власти и упр-ния, регулирующие трудовые и другие тесно связанные с ними отношения. Юрид.сила нормативных актов о труде зависит от того, каким органом гос-тва принимается тот или иной нормативный акт, а также от компетенции каждого органа. Обычно источники ТП принято классифицироватьпо разным основаниям: по степени их важности (на законы и подзаконные акты); по системе ТП, ее институтам; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере их действия; по степени обобщенности. Система источников- это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и расположение актов трудового законодательства в едином их комплексе. Виды источников.Основным источником права является Конституция. Конституция стоит на первом месте, что вытекает из принципа ее юрид.верховенства в иерархии Н.П.А. Она закрепляет основные принципы правового регул-ния трудовых отношений, отражает всю полноту соц.-экономических, пол-ких и личных прав и свобод граждан, в т.ч. в сфере трудовой деят-ти. В ней закреплено одно из важнейших прав граждан нашей страны - право на труд. В основе этого права лежит свобода выбора профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, проф.подготовкой и с учетом общ.потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Гарантии права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения чел-ка означают, что каждый может действовать на рынке труда в соответствии со своими интересами и с учетом общественных потребностей.
8. Основные трудовые права и обязанности работника. Ст.11, работники имеют право на: 1) труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда; 2) защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку; 3) участие в собраниях; 4) участие в управлении организацией; 5) гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование; 6) ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней, и отпуска продолжительностью не ниже установленной ТК; 7) социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы; 8) невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства; 9) судебную и иную защиту труд.прав. Ст.53, для работников устанавливаются следующие обязанности: 1) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, в том числе выполнять установленные нормы труда; 2) подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам; 3) не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности; 4) обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускать брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину; 5) соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты; 6) бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба; 7) принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой), и немедленно сообщать о случившемся нанимателю; 8) поддерживать свое рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и чистоте; 9) соблюдать установленный порядок хранения документов, материальных и денежных ценностей; 10) хранить государственную и служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя; 11) исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей работники несут отв-ть, предусмотренную ТК и иными законод-ными актами.
10. Профсоюзы как субъект ТП. Добровольная общ.организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду деят-ти как в произв-ной, так и в непроизв-ной сферах, для защиты трудовых, соц.-эконом.прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов м/д права. Труд.правосубъектность профсоюзавозникает с момента его гос.регистрации. Профсоюзы и их орган-ные структуры в соответствии с законодательством и их уставами явл-ся юрид.лицами. Профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имущ-вом и ден.средствами в соответствии с гражд.законодательством. Деят-ть профсоюзов м/б ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами в интересах нац.безопасности, общ.порядка или обеспечения прав и свобод других лиц. Осн.принципами деят-типрофсоюзов явл-ся независимость от органов гос.власти, нанимателей и др.организаций; самоуправление; добровольность объединения в профсоюзы; равноправие; а также законность их создания и деят-ти. Особенности правового статусапрофсоюзов: 1) юрид.обязанности не возлагаются прямо гос-вом на профсоюзы, а вытекают из их защитной функции; 2) обязанности профсоюзов - это обязанности перед работниками, а не перед гос-вом; 3) вып-ние обязанностей обеспечивается в первую очередь силой общ-ного воздействия. Основной цельюявл-ся защита труд., соц.-эконом. и иных прав и интересов своих членов. Для осущ-ния указанной цели профсоюзы наделены широким спектром полномочийв различных сферах деятельности. Профсоюзы вправе вносить в уст-ном порядке в органы гос.управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по труд. и соц.-эконом.вопросам. Н.П.А. по указанным вопросам принимаются органами гос.управления с предвар.уведомлением соотв-щих профсоюзов. Профсоюзы через своих полномочных представителей вправе участвовать в работе коллег.органов мин-в и других республ.органов гос.управления, в заседаниях местных исполн-ных и распоряд-ных органов, органов управления предприятий в порядке, устан-мом СМ по согласованию с соотв-щими профсоюзами. Основаниями представительности профсоюзов в органах гос.управления явл-ся наличие соотв-щих выборных, руков-щих, исполнит.органов и их правомочность в соответствии с нормами уставов и требованиями законодательства, а также наличие установленной ежегодной внутрипрофсоюзной стат.отчетности по структуре и членству, а также сводной фин.отчетности. При наличии указанных оснований профсоюзы обладают всеми полномочиями, предоставленными Законом о профсоюзах, и на соотв-щих уровнях обеспечивают защиту труд., соц.-эконом. и иных прав своих членов. Профсоюзы, не имеющие данных оснований представительности, отстаивают интересы своих членов в пределах предоставленных им прав, а также путем присоединения (с согласия сторон) к кол.договорам, соглашениям, заключаемым наиболее представительными профсоюзами.
12. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. Объективные обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение трудовых правоотношений, называются юридическими фактами. Как правило, основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой договор (контракт). Для работников, занимающих выборные должности, таким основанием является факт избрания на данную должность. В основе возникновения трудовых отношений, вытекающих из членства в организациях любых организационно-правовых форм, могут лежать учредительные документы и локальные нормативные правовые акты этих учреждений. Для некоторых категорий работников основанием возникновения трудового правоотношения является сложный состав юридических фактов. В этом случае помимо трудового договора ему предшествует или за ним следует какой-то другой юридический факт. Для лиц, принимаемых на работу по конкурсу (научных сотрудников НИИ, профессорско-преподавательского состава вузов и др.), трудовое правоотношение возникает на основе факта избрания на должность по конкурсу и трудового договора. При приеме на работу лица, направленного службой занятости в счет установленной квоты (брони), правоотношения возникают на основе направления службы занятости и трудового договора. Юридическим фактом, устанавливающим трудовое правоотношение, является и фактический допуск к работе, даже если прием на работу не был надлежащим образом оформлен (ст. 25 ТК). Виды трудовых правоотношений определяются видами трудового договора (срочные, с неопределенным сроком, о работе по совместительству и т.д.). Изменение трудового правоотношения может происходить на договорном основании или на основании, предусмотренном законодательством. Одним из оснований, предусмотренных законом, к примеру, считается перевод на другую работу, не предусмотренную трудовым договором, который всегда производится с согласия обеих сторон (исключение составляют временные переводы без согласия работника согласно ст. 33 и 34 ТК). Основанием прекращения трудового правоотношения может быть как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление одной из них.
14. Понятие и принципы соц.партнерства. Это форма взаимодействия органов гос.управления, объединений нанимателей, профсоюзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации соц.-экономической политики гос-ва, основанная на учете интересов различных слоев и групп общ-ва в соц.-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов. Значение соц.партнерства заключается в том, что оно: явл-ся новым методом трудового права, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов гос-ва; призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК. Принципы - это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл соц.-партнерских отношений. Основными принципами явл-ся: равноправие сторон, которое проявляется как в инициативе переговоров, их ведении и подписании кол.договоров и соглашений, так и в контроле за их исполнением; соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только ТК, но и другие нормы трудового законодательства; полномочность принятия обязательств, которая определяется наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения; добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, которое предлагает другая сторона; учет реальных возможностей принятия реальных обязательств: сторона должна брать на себя обязательства по договору или соглашению не декларативные, а которые она реально способна исполнить; обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства; отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности; взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.
16. Структура и содержание колдоговора. Содержание - это все условия, о которых стороны договорились при его заключении. Данные условия опред-т права, обязанности сторон, а также отв-ть за их нарушение. Структура и содержание колдоговора опред-ся сторонами на добровольной основе с учетом соблюдения норм законод-ва, реальности обеспечения принимаемых обяз-ств и равноправия сторон. Структура колдоговора опред-ся по усмотрению сторон в ходе колпереговоров. На практике оправдала себя след.структура (наименование разделов и их последов-ть): общ.положения; производственно-эконом. деят-ть организации; оплата труда; доп.компенсации, гарантии и вознаграждения раб-ков; гарантия занятости; режим труда и отдыха; гарантии соц.-эконом. прав раб-ков при проведении разгосударствления и приватизации; соц.защита молодежи; соц. защита пожилых людей, ветеранов ВОВ, пенсионеров, инвалидов; жил.строит-во; постановка на учет и распределение жилья; компенсации, льготы; охрана труда; вопросы быта; мед.обслуж-ние; организация отдыха и сан.-курортного лечения; доп.пенсионное страхование; культ.-массовая, физкульт.-оздоровит. и спорт.работа; отв-ть сторон за неисполнение условий дог-ра; контроль за выполнением дог-ра; разрешение кол.трудовых споров; приложения к дог-ру. Содержание колдоговора опред-ся сторонами в соответствии с Ген-ным, тарифными и местными соглашениями в пределах их компетенции, ТК - в предусмотренных им случаях. В частности, ст. 364 ТК содержит примерный перечень вопросов, по которому стороны могут включать взаимные обязательства. Условия колдоговора можно разделить на два вида: нормативные и обязательственные. К нормативнымотносятся такие, которые отвечают признаку нормативности, т.е. распространяются на неопределенный круг лиц и действуют столько раз, сколько раз такие лица подпадают под их действие. К нормативным условиям можно отнести условия о предоставлении доп.льгот и преимуществ, об установлении форм, систем и размера оплаты труда, о доп.отпусках и др. Нормативные условия имеют силу в течение всего срока действия кол.договора. К обязательственнымусловиям относятся определенные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и конкретных субъектов-исполнителей. Обязательственные условия прекращаются их исполнением. Условия колдоговора не должны ухудшать правовое положение работников по сравнению с законодательством. По сфере действиякол.договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен. Необходимо соблюдать общий принцип, согласно которому профсоюзы как традиционные представители работников представляют интересы только своих членов, а не всех работающих у нанимателя. Поэтому нормы кол.договора автоматически на всех работников организации не распространяются. Действие кол.договора будет распространяться на работников, от имени которых он не заключался, только при условии, что они выразят согласие на это в письменной форме. Такое согласие для впервые принятых на работу в организацию необходимо получить при ознакомлении их с действующим у нанимателя колдоговором. Законодатель обязал нанимателя при приеме на работу ознакомить работника под роспись с колдоговором. Действие колдоговора распространяется на работников независимо от стажа работы и условий занятости.
18. Содержание соглашение. Порядок заключения, изменения соглашений и контроль за их выполнением. Это норм. акт, содержащий обязательства сторон по регул-нию отношений в соц.-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. По сфере регулируемых отношений и уровню заключения соглашения подразделяются на генеральное, отраслевые, местные. Соглашение на республ.уровне явл-ся Генеральным и устанавливает общие принципы согласованного проведения соц.-эконом.политики. Такое соглашение явл-ся трехсторонним и заключается между Правит-вом, Респ.объединением нанимателей и Респ.объединением профсоюзов и распространяется на все категории работников и слои населения. Соглашения на местном уровне явл-ся местными. Данный вид соглашений также явл-ся трехсторонним и заключается между соответствующими профсоюзами, нанимателями, а также местными исполн-ными и распоряд-ми органами данной территории. Местные соглашения - это акт соц.партнерства, устан-щий условия труда, трудовые гарантии и льготы для раб-ков соответствующей территории и направленный на решение определенных соц.-эконом.проблем местного значения. Профсоюзы не имеют права требовать от органов исполн-ной власти, не явл-ся нанимателями, заключения с ними соглашений. По структуре большинство соглашений на отраслевом уровне содержат разделы: Общие положения; Обеспечение стабильности работы организаций отрасли; Заработная плата, защита жизненного уровня работников; Рабочее время и время отдыха; Обеспечение производственной безопасности; Обеспечение занятости; Приватизация гос.имущества; Создание условий для деят-ти профсоюза; Урегулирование трудовых конфликтов; Отв-ть сторон и др. Многие соглашения имеют приложения: Положение о трехсторонней рабочей комиссии по контролю и обеспечению выполнения соглашения; Положение о доп-ных правах профсоюза в лице технической инспекции труда, других уполномоченных профсоюзом лиц и другие. Порядок заключения, срок действия и порядок регистрации соглашений аналогичен порядку заключения, сроку действия и порядку регистрации колдоговоров. Регистрацию заключенных соглашений осуществляют: Генерального, отраслевых (тарифных) – Мин-во труда и соц.защиты; местных соглашений - комитеты по труду и соц.защите обл.исполкомов. Внесение изменений и дополнений в соглашении, срок действия соглашения определяется ТК, в соответствии с которой стороны сами определяют конкретный срок действия соглашения, но не менее чем один год и не более чем три года. Если в течение срока действия соглашения возникает необходимость внести изменения и дополнения, то это можно сделать только по взаимному согласию сторон. При этом применяется общий порядок, установленный для их заключения. Если стороны не пришли к взаимному согласию по вопросам изменения и дополнения соглашения, то они действуют на прежних условиях до заключения новых, если не предусмотрено иное. Изменения и дополнения в кол.договор, соглашение должны быть зарегистрированы по общим правилам, установленным для регистрации колдоговора, соглашения.
20. Понятие безработного. Гарантии и компенсации безработным. В соотв-вии со ст.2 Закона о занятости безработными считаются трудосп-ные граждане в трудосп-ном возрасте, постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предприн-ской деят-тью, не обучающиеся в дневных уч.заведениях либо не проходящие в/службы и зарегистр-ные в гос.службе занятости. Отсутствие хотя бы одного из пяти указанных условий явл-ся препятствием для признания лица безработным. Под трудосп-тью понимают совокупность физ-ких и духовных свойств чел-ка, необходимых для производительного и творческого труда и формир-ся в рез-те физ-кого и духовного развития личности, общего и спец.образования, выработки труд.навыков и мастерства. При стойкой утрате трудоспособности МРЭК устанавливает гражданину инвалидность и ему назначается соответствующая пенсия. Для принятия решения о признании безработными лиц, получающих пенсии по инвалидности, наряду с другими док-ми они должны представить рекомендацию МРЭК и справку о размере пенсии, а за работу с особыми условиями труда, за выслугу лет - справку о размере пенсии. Не м/б признаны безработными лица, не достигшие 16 л. и пенсионеры по возрасту. Безработными м/б признаны только те лица, которые на момент регистрации явл-ся незанятыми. Незанятость лица определяется по его труд.книжке, декларации о доходах, личным объяснением и иным данным. Для регистрации требуются док-ты: паспорт; труд.книжка; диплом; декларация о доходах. Одна из основных задач службы занятости - подыскать безработному подходящую работу. С учетом материального положения безработному м/б оказана мат-ная помощь как в период получения пособия по безработице, так и в период, когда он пособие по безработице не получает. Преимущ-ное право на получение матер-ной помощи предоставляется безработным, имеющим безработного супруга либо на своем иждивении инвалидов или несов-летних детей. Мат-ная помощь может оказываться при соблюдении одновременно след.условий: если безработный отнесен к категории малообеспеченных граждан; если безработный выполняет обязанности, предусмотренные Законом о занятости, а также месячную норму участия в оплачиваемых общ.работах, за исключением случаев, когда невыполнение объясняется уваж.причинами. Назначенная матер-ная помощь выплачивается независимо от участия в оплачиваемых общ.работах следующим безработным: одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несов-летних детей и детей-инвалидов; молодежи до 18 л.; инвалидам; гражданам, выехавшим из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законод-вом; лицам предпенсионного возраста, но не ранее чем за два года до наступления пенсионного возраста; женщинам, воспитывающим детей в возрасте до 3 л.; беременным женщинам; безработным, трудоустроенным на временные работы с уведомлением государственной службы занятости.
22. Запрещение принудит.труда. Ссвобода труда.Ст.13, принудительный труд запрещается. Принудительным трудом считается работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, в том числе в качестве: 1) средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; 2) метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; 3) средства поддержания трудовой дисциплины; 4) средства наказания за участие в забастовках. Не считается принудительным трудом: 1) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором гос.органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров; 2) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской службе либо чрезвычайными обстоятельствами.
24. Стороны трудового договора.Сторонами трудового договора являются нанимательи работник.Нанимателем может быть как юридическое, так и физическое лицо, а работником -только физическое лицо, гражданин. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16-летнего возраста. С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Второй стороной трудового договора является наниматель. Наниматель- юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора (ст. 1 ТК). Нанимателями являются предприятия, учреждения, организации, общества, товарищества, кооперативы независимо от наименования и форм собственности (их объединения и обособленные подразделения), индивидуальные предприниматели, граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками.
26. Общий порядок заключения ТД. Гарантии при приеме на работу. Труд.законод-во устанавливает опр-ные правила заключения труд.договора. Заключение осущ-ся путем непосредственного соглашения между раб-ком и нанимателем. При приеме на работу и заключении труд.дог-ра наниматель обязан потребовать, а работник обязан предъявить нанимателю ряд док-тов. Если заключается труд.договор с инвалидом, то наниматель обязан потребовать заключение МРЭК о состоянии здоровья инвалида. В отдельных случаях при заключении труд.договора необходимо предоставление мед.заключения о состоянии здоровья. К другим док-там в подтверждение иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, относятся: решение об избрании на должность или по конкурсу, свидет-во о распределении или справка о свободном трудоустройстве. После оформления приема на работу наниматель обязан ознакомить работника с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности; ознакомить работника под роспись с колдоговором, соглашением и док-ми, реглам-щими внутренний труд.распорядок; провести вводный инструктаж по охране труда; в соотв-вии с установленным порядком завести на раб-ка труд.книжку. Для успешного выполнения работником порученной ему работы наниматель обязан закрепить за работником опред-ное рабочее место, станок, машину, агрегат и обеспечить его инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы. Законом для отдельных категорий граждан предусмотрено гарант-ное право на труд и обязанность нанимателя заключить с ними труд.договор. В соотв-вии со ст.16 ТК запрещается необоснованный отказ в заключении труд.договора с гражданами: направленными на работу гос.службой занятости в счет брони, включая граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные гос-вом на содержание детей, находящихся на гос.обеспечении; письменно приглашенными на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином; прибывшими на работу в соотв-вии с заявкой нанимателя или заключенным дог-ром после окончания УО; имеющими право на заключение труд.договора на основании кол.договора, соглашения; прибывшими на работу после окончания гос.учреждений образования по направлению; женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям - с наличием ребенка в возрасте до 14 л. (ребенка - инвалида до 18 л.); в/служащими срочной военной службы, уволенными из ВС, других войск и воинских формирований РБ и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места. Согласно Закону «О соц-ной защите инвалидов» не допускается отказ в заключении труд.договора по мотивам инвалидности. ТК предусматривает обязанность нанимателя по требованию раб-ка или специально уполномоченного гос.органа известить их о мотивах отказа в приеме на работу в письменной форме не позднее 3 дн. после обращения. Необоснованным явл-ся отказ в приеме на работу, если мотивы отказа не относятся к деловым качествам раб-ка, а также отказ без приведения нанимателем каких-либо доводов либо по основаниям, не основанным на законе, отказ по явно надуманным, неубедительным причинам. Отказ в заключении труд.договора м/б обжалован в суд.
28. Ограничения и запреты в приеме на работу. Для отдельных категорий граждан законом предусмотрено гарант-ное право на труд и обязанность нанимателя заключить с ними труд.договор. Труд.законод-во предусматривает ограничения при приеме на работу отдельных категорий раб-ков. Для устранения возможных злоупотреблений установлено правило, согласно которому запрещается совместная работа в одной и той же гос.организации на должности руков-ля, гл.бухгалтера и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Это ограничение совместной работы близких родственников распространяется только на гос.организации и только на занятие должностей, перечень которых установлен законом. При этом условием запрещения такой работы явл-ся наличие непосредственной подчиненности или подконтрольности между ними. Запрещается прием на работу лиц, не достигших 14 л., и лиц в возрасте от 14 до 16 л. без письменного согласия родителей, усыновителей, опекуна. При этом работы, на которые м/б приняты несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 л., д/б легкими, не м/б вредными для здоровья и развития несовершеннолетних, не должны наносить ущерба посещаемости общеобраз-ной школы. На некоторые виды работ лица, не достигшие 18 л., не могут приниматься. Запрещается применение труда лиц моложе 18 л. на тяж.работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Такое ограничение в приеме на работу установлено с целью нормального физ-кого и психического развития несовершеннолетнего. Запрещается принимать несовершеннолетних на работы, связанные с подъемом и перемещением тяжести вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Запрещается прием лиц, не достигших 18 л., на работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей, перевозкой или применением в процессе производства переданных им мат-ных ценностей, при выполнении которых м/б заключены письменные договоры о полной мат-ной отв-ти. Договор о полной мат-ной отв-ти, заключенный с несов-летним, считается недействительным. Запрещается прием на работу, связанную с материальной отв-тью, лиц, ранее судимых за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена. Сам факт осуждения за указанные виды преступления, если судимость в установленном порядке снята или погашена, не является препятствием для приема на работу на материально отв-ные должности. Не может быть принято на работу лицо, лишенное приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деят-тью на эти должности или для этой деят-ти в течение назначенного судом срока. Не допустим прием на другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, гос.служащих. Запрещается заключение труд.договора с молодыми специалистами после окончания государственного высшего учебного заведения и направленными на работу к другому нанимателю.
30. Трудовая книжка и ее значение. Трудовая книжка установленного образца явл-ся основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, подготовке, повышении квалификации и переподготовке, о наградах и поощрениях за успехи в работе, о назначении пенсии. Взыскания (за исключением увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания) в трудовую книжку не записываются. Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или акта законодательства. При прекращении трудового договора в связи с болезнью, инвалидностью, уходом на пенсию по возрасту, зачислением на дневную форму получения образования в учреждении образования и по другим причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных гарантий и преимуществ, запись об увольнении вносится в трудовую книжку с указанием этих причин. При увольнении трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы). За задержку выдачи трудовой книжки по вине нанимателя он несет ответственность в соответствии с