Трудовые правоотношения и их особенности. (см в тетрадь)
Трудовые отношения регулируются нормами ТП и выступают в форме трудовых правоотношений. Нормы труд права, воздействия на общественные отношения, порождают заложенную в них юр связь, т.е. правоотношения в сфере трудового права. Наряду с ними в сфере применения труда возникают и др правоотношения, которые являются непосредственно связанными с трудовыми правоотношениями.
Трудовые правоотношения определяют характер др правоотношений, которые вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и выполняют служебную роль. Эти правоотношения, связанные с трудовыми, или как их принято определять- производные от трудовых правоотношения (это такие правоотношения, наличие которых предполагает существование в наст, будущем или прошлом труд правоотношений, без которых бытие производных отношений было бы невозможно или лишено смысла).
К непосредственно связанным с трудовыми отношениями относятся, согласно ст. 1 ТК, следующие отношения по:
- организации труда и управлению трудом
-социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
- участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях
- надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных НПА, содержащих нормы трудового права
- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя
- содействию в обеспечении занятости и трудоустройства у данного работодателя
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
В эту систему входят те общественные отношения по применению труда, которые образуют предмет отрасли трудового права.
Указанные группы общественных отношений в зависимости от времени их возникновения, развития и прекращения можно разделить на отношенияпредшествующие, сопутствующие и вытекающие из собственно трудовых п/о-ий.
Группа предшествующих правоотношений появляются до труовых, а прекращаются с их возникновением.
К ним относятся правоотношения по содействию в обеспечении занятости и трудоустройства, а также проф подготовке и квалификации кадров.
Сопутствующие правоотношения возникают и существуют вместе с трудовыми, обеспечивая их.
Они охватывают правоотношения по:
-по организации труда и управлению трудом,
- ведению коллективных переговоров
- надзору и контролю
-по переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя. Они возникают между работником и работодателем наряду с ТО в случаях, когда работодатель направляет работника на переподготовку или повышение его квалификации без отрыва от производства.
- и т.д.
Непосредственно вытекающие возникают при рассмотрении индивидуальных и коллективных споров.
Данные отношения можно также отнести и к сопутствующим. Если работник продолжает трудовые п/о-ия с работодателем, то отношения по возмещению материального вреда будут считаться сопутствующими. Если же работник прекратил трудовые п/о-ия с работодателем в связи с увольнением, то в случае причинения им материального вреда работодателю (также и в обратном случае) такие отношения будут относиться к системе вытекающих (последующих) из трудовых.
6. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми.
Трудовые отношения регулируются нормами ТП и выступают в форме трудовых правоотношений. Нормы труд права, воздействия на общественные отношения, порождают заложенную в них юр связь, т.е. правоотношения в сфере трудового права. Наряду с ними в сфере применения труда возникают и др правоотношения, которые являются непосредственно связанными с трудовыми правоотношениями.
Трудовые правоотношения определяют характер др правоотношений, которые вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и выполняют служебную роль. Эти правоотношения, связанные с трудовыми, или как их принято определять- производные от трудовых правоотношения (это такие правоотношения, наличие которых предполагает существование в наст, будущем или прошлом труд правоотношений, без которых бытие производных отношений было бы невозможно или лишено смысла).
К непосредственно связанным с трудовыми отношениями относятся, согласно ст. 1 ТК, следующие отношения по:
- организации труда и управлению трудом
-социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
- участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях
- надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных НПА, содержащих нормы трудового права
- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя
- содействию в обеспечении занятости и трудоустройства у данного работодателя
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
1.Правоотношения по организации труда и управлению трудом.
Эти правоотношения возникают между работниками (трудовым коллективом) и работодателем (их представителями).
Интерес работников представляет профсоюз, либо иной представитель, избранный общим собранием работников.
Один из основных принципов трудового права, закрепленный в ст. 2 ТК, - "обеспечение права работников на участие в управлении организацией", как и право работника об участии в управлении организацией в установленных формах, находят свое воплощение в рассматриваемых правоотношениях. Работник может реализовать это право индивидуально, обратившись к работодателю. Соответственно, он должен быть выслушанным работодателем.
В других случаях работники (трудовой коллектив) на общем собрании (конференции) избирают своих представителей в состав Комиссии по трудовым спорам, образуемой в организации на паритетных началах с работодателем. Представители работников могут делегироваться представительным органом работников, но с последующим утверждением общим собранием (конференцией) работников организации.
Формы участия работников в управлении организацией, установленные ст. 53 ТК, в основном направлены на участие через представителей (представительные органы). Так, представители работников имеют право получать от работодателя информацию: по вопросам реорганизации или ликвидации организации; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и т.д. Как следует из ст. 53 ТК, формы участия работников в управлении организацией определяются ТК, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Правоотношения по организации и управлению трудом направлены на улучшение организации и условий труда, развитие участия работников, их представителей в управлении организацией в сфере труда. Эти правоотношения "сопутствуют" трудовым правоотношениям.
2.Правоотношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.
Эти правоотношения возникают по инициативе любой из сторон (работников или работодателей), от их имени выступают представители в связи с необходимостью разработки, обсуждения и принятия как коллективного договора в организации, так и соглашений, заключаемых на различном их уровне.
На уровне организации работодателя представляет, как правило, руководитель организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения). Кроме руководителя организации, представителями работодателя могут быть уполномоченные им лица в соответствии с ТК, иными актами..
Для заключения соглашений на всех их уровнях - генерального, регионального, отраслевого, территориального и других видов соглашений -выступают соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК).
От имени работников выступают их представители. Это органы профессиональных союзов и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК.
В организации представителями работников являются первичные профсоюзные организации, объединяющие более половины работников. Если первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работников либо она отсутствует, то в этом случае на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
За рамками отдельных организаций представляют интересы работников только профессиональные союзы, их органы и объединения.
Эти правоотношения возникают, как правило, при обращении профсоюзного комитета организации к работодателю о проведении коллективных переговоров и заключению коллективного договора.
Но инициировать коллективные переговоры, заключение коллективного договора или соглашения могут в равной мере как представители работников, так и представители работодателей. В процессе ведения коллективных переговоров при не достижении согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3-х месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать договор на согласованных условиях. Одновременно с этим составляется протокол разногласий. Урегулирование возникших разногласии производится либо путем дальнейших переговоров, либо в порядке разрешения коллективных трудовых споров.
Данные правоотношения являются "сопутствующими\'1 трудовым правоотношениям.
3. Правоотношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.Данные правоотношения складываются между работниками, представляющими их профсоюзами и работодателями (их представителями). Указанные правоотношения направлены на установление условий труда и применение трудового законодательства. В ТК предусмотрен ряд случаев, когда работодатель принимает решения с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 73, 82, 99, 105, 113, 123, 135 и др.).В ст. 372 ТК установлено, что работодатель в предусмотренных Кодексом случаях перед принятием локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение выборного профсоюзного органа. В данной же статье определен порядок учета мнения выборного профсоюзного органа. Наряду со случаями (получившими прямое закрепление в Кодексе) учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, в коллективных договорах, других законах, иных актах также может устанавливаться учет мнения представительного (профсоюзного) органа. При это локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, могут приниматься не с учетом мнения представительного (профсоюзного) органа, а по согласованию с этим органом, если данный порядок будет предусмотрен коллективным договором, соглашениями. Эти правоотношения всегда являются сопутствующими трудовым правоотношениям. У профсоюзного комитета организации они возникают с момента его избрания и продолжаются до прекращения его полномочий. . Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателяобычно "сопутствуют" трудовым правоотношениям, но могут им и "предшествовать".
В ст. 198 ТК установлены два вида ученических договоров, заключаемых работодателем:
- с работником данной организации на переобучение без отрыва от работы,
- с лицом, ищущим работу, заключается ученический договор на профессиональное обучение, который, согласно указанной статье ТК, регулируется гражданским законодательством.
В то же время на учеников, независимо от вида заключенного ученического договора распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, т. е. все указанные ученики пользуются трудовыми правами и несут все обязанности, в т. ч. подчинение правилам внутреннего трудового распорядка.Любой ученический договор расторгается по основаниям, предусмотренным для расторжения трудового договора (ст. 208 ТК).Основанием возникновения данного правоотношения служит ученический договор, но у работника он является дополнительным к трудовому договору. Содержание правоотношения составляют обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения по подготавливаемой специальности, квалификации и обязанности работника пройти обучение и проработать в течение срока, установленного в ученическом договоре. Время ученичества, его оплата и другие вопросы определяются при заключении ученического договора. Заключение ученического договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.Если при заключении трудового договора его стороныдостигли соглашения о повышении квалификации с отрывом от работы, то работодатель направляет работника на такое повышение квалификации. Возникающее в этом случае правоотношение также предшествует трудовым правоотношениям.Между работодателем и работником, т. е. лицами, которые уже состоят в трудовом правоотношении, обычно возникают правоотношения по повышению квалификации, переподготовке. Основанием возникновения этих правоотношений служит договор, дополняющий трудовой договор, в связи с чем работник распоряжением работодателя направляется на указанные виды обучения, осуществляемые в различных формах.Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации прекращаются в момент окончания обучения.
5. Правоотношения по содействию в обеспечении занятости и трудоустройствапредшествуют трудовым правоотношениям. Их принято рассматривать как единство трех последовательно взаимосвязанных правоотношений:
а) между государственным органом службы занятости, выполняющим посредническую функцию органа трудоустройства, и гражданином, заинтересованным в получении работы, обратившимся в указанную службу;
б) между органом службы занятости и работодателем;
в) между гражданином и работодателем, куда он направлен на работу органом службы занятости.
А)Правоотношение между государственным органом службы занятости и гражданином, заинтересованным в подыскании работы, возникает на основании такого юридического акта, как обращение гражданина в указанный орган за содействием в поиске подходящей работы.Служба занятости как орган трудоустройства обязана принять заявление гражданина и его соответствующие документы, осуществить регистрацию и предпринять все необходимые меры для поиска подходящей работы и направления гражданина к конкретному работодателю.Срок для трудоустройства не установлен, и оно продолжается до трудоустройства гражданина на работу. При отсутствии подходящей работы гражданин берется на учет, может быть направлен на профессиональную подготовку (переподготовку или повышение квалификации), либо, при признании его безработным, ему осуществляется выплата пособия по безработице.Б)Правоотношение возникает между государственным органом службы занятости и конкретным работодателем,нуждающимся в подборе необходимых работников. Работодателиимеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда и др. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, обеспечению занятости граждан, в т. ч. трудоустройству особо нуждающихся в социальной защите.В)Правоотношение между гражданином, направленным государственным органом службы занятости для трудоустройства, и конкретным работодателем (организацией)возникает с момента представления гражданином работодателю соответствующего направления.Прием гражданина на работу связан с заключением трудового договора на основе свободы выбора сторонами друг друга и достижения добровольного соглашения между работодателем и будущим работником. При этом работодатель вправе принимать на работу граждан, непосредственно к нему обратившихся, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление государственных органов службы занятости. В этих случаях акт направления службы занятости носитрекомендательный характер. Однако акт направления службы занятости может иметь иной характер для работодателя, обязывая его принять на работу граждан, направленных согласно закону в счет установленной квоты. При положительном решении вопроса с гражданином, направленным службой занятости, заключается трудовой договор, который служит основанием возникновения трудового правоотношения, и прекращается предшествовавшее ему правоотношение по содействию в обеспечении занятости и трудоустройству. Если работодатель отказывает в приеме на работу, то он отмечает в направлении день явки гражданина и причину отказа, а затем возвращает ему указанное направление, и с этого момента прекращается правоотношение по трудоустройству у данного работодателя. Оно может возникнуть по новому направлению государственной службы занятости и с другим работодателем (организацией).6. Правоотношении по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательстванепременно сопутствуют трудовым правоотношениям. В указанных правоотношениях работодатели (организации), их органы управления и должностные лица выступают как обязанные субъекты.Высший контроль за соблюдением законодательства о труде, как известно, осуществляется на территории России Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. На профсоюзах, их органах и создаваемых ими инспекциях лежит профсоюзный (общественный) контроль (гл. 58 ТК).Все указанные органы, уполномоченные осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, в названных правоотношениях выступают в качестве управомоченных субъектов.Правоотношения по надзору и контролю являются длящимися. Они могут возникать со времени начала деятельности организации и даже до этого- в области предупредительного надзора на этапе проектирования и ввода в эксплуатацию производственных объектов. Содержание правоотношений по надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда составляют права и обязанности их субъектов по обеспечению условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиен
В ходе реализации органами Федеральной инспекции труда и федеральными надзорами соответствующих полномочий, а также при осуществлении профсоюзного (общественного) контроля возникают правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства. 7. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров являются "факультативными спутниками" трудовых правоотношений, а также рассматриваются как вытекающие из трудовых правоотношений.
Трудовые споры в зависимости от субъектов (участников) и предмета спораподразделяются на индивидуальные и коллективные.
Субъектами правоотношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров выступают их участники - работник и работодатель (действующий от его имени руководитель) и органы, уполномоченные рассматривать эти споры.
Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссия по трудовым спорам (КТС), создаваемая непосредственно в организации, и суд.
Основанием возникновения правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора является обращение заинтересованного работника с иском (заявлением) в КТС или суд для защиты нарушенного, по его мнению, права, если работник и работодатель не урегулировали путем переговоров возникшие между ними разногласия.
Субъектами правоотношений по рассмотрению коллективных трудовых споровявляются участники данного спора - работники и работодатель (их представители), а также действующие на этапах примирительной процедуры примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж. Решение органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, вступившее в законную силу, приобретает обязательный характер для сторон спора. Решение о восстановлении работника на работе должно быть немедленно выполнено работодателем. Основанием прекращения правоотношения по рассмотрению коллективных трудовых споров служит соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе его разрешения.
7. Понятие и формы социального партнерства.
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами гос власти, органами МСУ, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования ТО и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основной задачей труд законодательства явл создание необходимых пр условий для достижения оптимального согласования интересов сторон труд отношений и интересов гос-ва, этому и должно способствовать развитие соц партнерства в РФ.
Органы гос власти и органы МСУ яв-ся сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных ФЗ. Сторонами соц партнерства яв-ся работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Так же может быть «трехсторонне» партнерство, в котором участвуют также ОИВ и ОМСУ.
Система взаимоотношений между работниками и работодателями, а в установленных случаях- с участием ОИВ, МСУ строится и функционирует на основании основных принципов социального партнерства.
Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Социальное партнерство осуществляется на следующих уровнях:
- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Соц партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
8. Основные принципы социального партнерства.
Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.