Финансирование охраны труда

В соответствии со ст. 19 Закона Украины «Об ОТ» финансирование охраны труда осуществляется работодателем.Финансирование профилактических мероприятий по охране тру­да, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, на­правленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источ­никами финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, выделяемых отдельной стро­кой.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану груда составляют не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

Виды расходов на ОТ и их налогообложение изложено в журнале «Охрана труда» №№7и8 за 2004г.

3.4. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

В соответствии со ст. 44 Закона Украины «Об охране труда» за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создание, препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов виновные лица притягиваются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно законодательству.

Дисциплинарная ответственность возникает в том случае, если нарушение не повлекло и не могло повлечь тяжелый несчастный случай. Эта ответственность накладывается администрацией предприятия на своих работников.

Дисциплинарная ответственность состоит в наложении дисциплинарных взысканий. В соответствии со ст. 147 КЗоТ установлены такие дисциплинарные взыскания: выговор, увольнение с работы. Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган,который пользуется правом принятия на работу этого работника. Дисциплинарное взыскание может быть наложено по инициативе органов, которые осуществляют государственный и общественный контроль за охраной труда. За каждое нарушение может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При выборе дисциплинарного взыскания необходимо учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им ущерб, обстоятельства, при которых совершен проступок, предыдущая работа работника.

Административная ответственность накладывается на должностных лиц предприятий, виновных в нарушениях законодательства об охране труда в виде денежного штрафа. Право накладывать административные взыскания по причинам, отмеченным в ст. 44 Закона Украины „Об охране труда" имеют служебные лица Госнадзорохрантруда. Административной ответственности подлежат лица, которые на момент совершения административного правонарушения достигли шестнадцатилетнего возраста.

Материальная ответственность включает ответственность, как работника, так и работодателя (предприятия). В ст. 130 КЗоТ указывается, что работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию (учреждению) из-за нарушения возложенных на них обязанностей, в том числе, и вследствие нарушения правил охраны труда. Материальная ответственность устанавливается только через прямой действительный ущерб и при условии, когда такой ущерб причинен предприятию (учреждению) виновными противоправными действиями (бездеятельностью) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полного размера причиненного ущерба. Материальная ответственность может быть наложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Собственник предприятия (учреждения) или уполномоченное им лицо (орган) несет материальную ответственность за причиненный ущерб работнику независимо от наличия вины, если не докажет, что ущерб причинен вследствие непреодолимой силы или умысла пострадавшего. Убытки в связи с нарушениями законодательства об охране труда могут включать возмещение пострадавшему потерянного заработка, одноразовую помощь, дополнительные расходы на лечение, протезирование, если пострадавший остался живым, а также расходы на погребение в случае смерти пострадавшего, одноразовую помощь на семью и на иждивенцев.

3.5. Обучение по вопросам охраны труда при приеме на работу и в процессе работы

Порядок обучения и проверки знаний производится в соответствие с типовым положением «Порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам ОТ».

Организацию обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда работников при подготовке, переподготовке, повышении квалификации на предприятии осуществляют работники службы кадров или другие специалисты, которым руководителем предприятия, поручена организация этой работы. Подготовка работников для выполнения работ с повышенной опасностью осуществляется только в учебных заведениях (профессионально-технические училища, центры подготовки, учебно-курсовые комбинаты), которые получили в установленном порядке лицензию Минобразования и разрешение Госнадзорохрантруда на проведение такого обучения. Для остальных работ подготовка, переподготовка работников по профессиям могут осуществляться как в учебных заведениях, так и на предприятии. Учебные планы и программы подготовки должны предусматривать теоретическое и практическое (производственное) обучение курса «Охрана труда».

На предприятиях для проверки знаний работников по вопросам охраны труда приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии. Председателями комиссий назначаются заместители руководителей предприятий, в служебные обязанности которых входит организация работы по охране труда. В состав комиссий входят: специалисты службы охраны труда, юридической, производственных и технических служб, представители органов госнадзора за охраной труда и профсоюзов, которые прошли обучение по ОТ и получили соответствующие документы. Перед проверкой знаний работников по вопросам охраны труда на предприятии организовываются занятия: лекции, семинары и консультации.

Проверка знаний работников по вопросам охраны труда проводится по тем нормативным актам об охране труда, соблюдение которых входит в их служебные обязанности. Результаты проверки знаний работников по вопросам охраны труда оформляются соответствующим протоколом. Работникам, которые при проверке знаний по вопросам охраны труда показали удовлетворительные результаты, выдаются удостоверения, а при неудовлетворительных результатах работник должен в течение одного месяца пройти повторное обучение и повторную проверку знаний. Содержание предмета утверждается уполномоченным органом и согласуется органами надзора за ОТ. Теоретическая часть не менее 30 часов при первичном обучении и 15 часов при переподготовке и повышения квалификации. При неудовлетворительных результатах повторной проверки знаний вопрос относительно трудоустройства работника решается согласно действующего законодательства.

Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и специалистовв соответствии с ДНАОП 0.00-8.01-93 „Перечень должностей должностных лиц, которые обязаны проходить предварительную и периодическую проверку знаний по охране труда" проводится до начала выполнения ими своих обязанностей, а также периодически, один раз в три года. Тематический план и программа обучения этой категории работников составляется на основании типового тематического плана и программы с учетом требований охраны труда для конкретных отраслей и производств.

Должностные лица и специалисты небольших предприятий, где нет возможности провести обучение непосредственно на предприятии и создать комиссию по проверке знаний по вопросам охраны труда, а также частные предприниматели, которые используют наемный труд, проходят обучение и проверку знаний в учебных заведениях, полу­чивших соответствующую лицензию. Должностные лица и специалисты, которые при проверке знаний показали неудовлетворительные знания, должны в течение одного месяца пройти повторное обучение и повторную проверку знаний по охране труда.

При определенных обстоятельствах (введение в эксплуатацию нового оборудования, назначение на другую должность, по требованию работника госнадзора по охране труда) должностные лица и специалисты могут проходить внеочередное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Руководители предприятий, производственных и научно-производственных объединений, а также должностные лица цехов, участков, производств, где произошла техногенная авария или катастрофа, должны в течение месяца пройти внеочередное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Должностные лица и специалисты, в служебные обязанности которых входит непосредственное выполнение работ повышенной опасности (ДНАОП 0.00-8.02-93) и работ, при которых требуется профессиональный отбор (ДНАОП 0.03-8.06-94), при приеме на работу проходят на предприятии предварительное специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда относительно конкретных производственных условий, а в дальнейшем — периодические проверки знаний в сроки, установленные соответствующими нормативными актами об охране труда, но не реже одного раза в год.

Программы предварительного специального обучения разрабатываются соответствующими службами предприятия с учетом конкретных производственных условий и соответствующих им действующих нормативных актов об охране труда и утверждаются их руководителем и должны составлять не менее 10 часов при первичном обучении и 8 часов при переподготовке и повышении квалификации.

Продолжительность обучения для работников угольных шахт приведена в таблице (п.1.3.8 Правил):

Таблица

Продолжительность обучения для работников угольных шахт, количество дней

Последовательность обучения Работники шахт Учащиеся студенты Работники сторонних организаций, которые выполняют работы в шахте
на подземных работах на поверхности
Вступительный инструктаж
Первичный (повторный) инструктаж
Предварительное специальное обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда (экзамен) -
Стажировка При работе на пластах, опасных по внезапным выбросам не менее 15 смен Согласно программе  
Внеплановый инструктаж В зависимости от объема инструктажа
Целевой инструктаж В зависимости от объема инструктажа
Периодическое обучение и проверка знаний по охране труда должностных лиц и специалистов (не реже одного раза в 3 года) Согласно с типовым тематическим планом и программой обучения по вопросам охраны труда - -

3.6. Инструктажи по вопросам охраны труда

Виды инструктажей

По характеру и времени проведения инструктажи по вопросам охраны труда подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводится:

- со всеми работниками, которых принимают на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности,

- с работниками других организаций, которые прибыли на предприятие и участвуют непосредственно в производственном процессе или выполняют другие работы для предприятия;

- с учащимися и студентами, которые прибыли на предприятие для прохождения производственной практики;

- в случае экскурсии на предприятие;

- со всеми воспитанниками, учащимися, студентами и другими лицами которые учатся в средних, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведениях при оформлении или зачислении в учебное заведение.

Первичный инструктаж проводится перед началом работы непосредственно на рабочем месте с работником:

- вновь принятым (постоянно или временно) на предприятие;

- который переводится из одного цеха производства в другой;

- который будет выполнять новую для него работу;

- с командированным работником, который непосредственно участвует в производственном процессе на предприятии.

Проводится с воспитанниками, учащимися и студентами средних, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведениях:

- перед началом занятий в каждом кабинете, лаборатории, где учебный процесс связан с опасными или вредными химическими,

- физическими, биологическими факторами, в кружках, перед уроком трудового обучения, физкультуры, перед спортивными соревнованиями, упражнениями на спортивных снарядах, при проведении мероприятий за пределами территории учебных заведений;

- перед выполнением каждого учебного задания, связанного с использованием различных механизмов, инструментов, материалов и др.;

- перед началом изучения каждого нового предмета (раздела, темы) учебного плана (программы) — по общим требованиям безопасности, связанным с тематикой и особенностями проведения этих занятий.

Повторный инструктаж проводится с работниками на рабочем месте в сроки, определенные соответствующими действующими отраслевыми нормативными актами или руководителем предприятия с учетом конкретных условий труда, но не реже:

— на работах с повышенной опасностью — 1 раз в три месяца;

— для остальных работ — 1 раз в шесть месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится (с работниками на рабочем месте или в кабинете охраны труда):

- при вводе в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнении к ним;

- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, которые влияют на состояние охраны труда;

- при нарушениях работниками требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам и т. п.;

- при выявлении лицами, осуществляющими государственный надзор и контроль за охраной труда, незнание требований безопасности относительно работ, выполняемых работником;

- при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней — для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ — более 60 дней.

С воспитанниками, учащимися, студентами — в кабинетах, лабораториях, мастерских в случае нарушения ими требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам.

Целевой инструктаж проводится с работниками:

— при выполнении разовых работ, не предусмотренных трудовым соглашением;

— при ликвидации аварии, стихийного бедствия;

— при проведении работ, на которые оформляются наряд-допуск, распоряжения или другие документы.

Проводится с воспитанниками, учащимися, студентами учебного заведения в случае организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные мероприятия).

Порядок проведения инструктажей для работников

Все работники, которых принимают на постоянную или временную роботу и при дальнейшей работе, должны проходить на предприятии обучение в форме инструктажей по вопросам охраны труда, оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, а также о правилах поведения и действий при возникновении аварийных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий.

Вводный инструктаж проводится специалистом службы охраны труда, а в случае отсутствия на предприятии такой службы — другим специалистом, на которого приказом (распоряжением) по предприятию возложены эти обязанности и который в установленном Типовым положением порядке прошел обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда или в помещении, которое специально для этого оборудовано, с использованием современных технических средств обучения, учебных и наглядных пособий по программе, разработанной службой охраны труда с учетом особенностей производства. Программа и длительность инструктажа утверждаются руководителем предприятия. Ориентировочный перечень вопросов для составления программы вводного инструктажа определен Типовым положением.

Запись о проведении вводного инструктажа производится в журнале регистрации вводного инструктажа, который хранится в службе охраны труда или у работника, который отвечает за проведение вводного инструктажа, а также в документе о приеме работника на работу.

Первичный инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц одной профессии по действующим на предприятии инструкциям поохране труда в соответствии с выполняемыми работами, а также с учетом требований ориентировочного перечня вопросов первичного инструктажа, приведенным в Типовом положении.

Повторный инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников, которые выполняют однотипную работу, в объеме и по содержанию вопросов первичного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового инструктажа определяются в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, которые повлекли за собой потребность его проведения.

Целевой инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников. Объем и содержание целевого инструктажа определяются в зависимости от вида работ, которые будут выполняться.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер) и завершаются они проверкой знаний в виде устного опроса или при помощи технических средств, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов труда. Знание проверяет лицо, которое проводило инструктаж.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний, умения и навыков по безопасному выполнению работ после первичного, повторного или внепланового инструктажей для работника в течение 10 дней дополнительно проводятся инструктажи и повторная проверка знаний. При неудовлетворительных результатах и повторной проверки знаний вопрос относительно трудоустройства работника решается согласно действующему законодательству.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний послецелевого инструктажа допускк выполнению работ не предоставляется. Повторная проверка знаний при этом не допускается.

Работники, которые совмещают профессии (в том числе работники комплексных бригад), проходят инструктажи как по своим основным профессиям, так и по профессиям совмещаемым.

О проведении первичного, повторного, внепланового и це­левого инструктажей и о допуске к работе лицом, которым проводился инструктаж, производится запись в журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательные подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал. Страницы журнала регистрации инструктажей должны быть пронумерованы, журналы прошнурованы и скреплены печатью.

В случае выполнения работ, которые требуют оформления наряда-допуска, целевой инструктаж регистрируется в этом наряде-допуске, а в журнале регистрации инструктажей — не обязательно.

Перечень профессий и должностей работников, которые освобождены от первичного, повторного и внепланового инструктажей, утверждаются руководителем предприятия по согласованию с государственным инспектором по надзору за охраной труда. К этому перечню могут быть отнесены работники, участие в производственном процессе которых не связано с непосредственным обслуживанием оборудования, применением приборов и инструмента, хранением или переработкой сырья, материалов и т. п.

3.7. Стажировка (дублирование) и допуск работников к работе

Вновь принятые на предприятие работники после первичного инструктажа на рабочем месте перед началом самостоятельной работы должны пройти под руководством опытных, квалифицированных специалистов стажировку в течение 2—15 смен или дублирование в течение не менее шести смен.

Стажировка – приобретение работником после теоретической подготовки практического опыта выполнения производственных задач и обязанностей на рабочем месте.

Дублирование – самостоятельное исполнение работником профессиональных обязанностей с обязательным прохождением противоаварийной и противопожарной тренировок.

Работники, функциональные обязанности которых связаны с обеспечением безаварийной работы важных и сложных хозяйственных потенциально опасных объектов или с выполнением отдельных потенциально опасных работ (тепловые и атомные электрические станции, горнодобывающие предприятия, другие аналогичные объекты, нарушение технологических режимов которых представляет угрозу для работников и окружающей среды), перед началом самостоятельной работы должны проходить дублирование с обязательным совмещением с противоаварийными и противопожарными тренировками в соответствии с планом ликвидации аварий.

Допуск к стажировке (дублированию) оформляется приказом (распоряжением) по предприятию (структурному подразделению), в котором определяются длительность стажировки (дублирования) и фамилия ответственного работника. Перечень должностей и профессий работников, которые должны проходить стажировку (дублирование), а такжепродолжительность стажировки (дублирования) определяются руководителем предприятия. Продолжительность стажировки (дублирования) зависит от стажа и характера работы, а также от квалификации работника. Руководителю предприятия предоставляется право своим приказом (распоряжением) освобождать от прохождения стажировки (дублирования) работника, который имеет стаж работы по соответствующей профессии не менее 3 лет или переводится из одного цеха в другой, где характер его работы и тип оборудования, на котором он будет работать, не меняются. Стажировка (дублирование) проводится по программам для конкретной профессии, должности, рабочего места, которые разрабатываются на предприятии и утверждаются руководителем предприятия (структурного подразделения). В процессе стажировки работники должны выполнять работы, которые по сложности, характеру, требованиям безопасности отвечают работам, которые предусматриваются функциональными обязанностями этих работников.

В процессе стажировки (дублирования) работник должен:

— пополнить знания относительно правил безопасной эксплуатации технологического оборудования, технологических и должностных инструкций и инструкций по охране труда;

— овладеть навыками ориентирования в производственных ситуациях в нормальных и аварийных условиях;

— усвоить в конкретных условиях технологические процессы и оборудование и методы безаварийного управления ими с целью обеспечения требований охраны труда.

Запись о проведении стажировки (дублирования) и допуск к самостоятельной работе производится непосредственным руководителем работ (начальник производства, цеха и т. п.) в журнале регистрации инструктажей.

Если в процессе стажировки (дублирования) работник не овладел необходимыми производственными навыками или получил неудовлетворительную оценку по результатам противоаварийных и противопожарных тренировок, то стажировка (дублирование) новым приказом (распоряжением) может быть продолжена на срок, который не превышает двух смен. После окончания стажировки (дублирования) приказом (распоряжением) руководителя предприятия (или его структурного подразделения) работник допускается к самостоятельной работе.

4. Увеличение длины выемочных столбов в угольных шахтах в последние годы поставило перед горняками проблему спасения в случае аварии с возникновением в горных выработках непригодной для дыхания среды, т.к. для преодоления аварийных маршрутов выхода горнорабочим не хватало запаса кислорода, имеющегося в самоспасателе, находящимся при нем и взятом в пункте переключения, а у горноспасателей запаса кислорода, находящегося в респираторе Р-30 для обследования многих участков и оказания помощи пострадавшим.

Так по данным ГВГСС в 2004 году количество маршрутов, которые не могли быть преодолены горнорабочими составляло 330, из них 122 не могли быть обследованы в случае аварии горноспасателями.

Большинство угледобывающих стран для решения этой проблемы пошло по пути создания многоступенчатой системы, включающей применение сочетания индивидуальных (самоспасатели) и коллективных средств защиты (пункты переключения, передвижные и стационарные камеры-убежища). Первым шагом Украины в этом направлении было введение в действие в 2005 г. СОУ 10.1-00174102-002-2004 «Система саморятування гірників. Загальні вимоги». Важным моментом этого стандарта является легализация в Украине камер-убежищ, которые в 20-30 гг. в СССР спасли немало шахтерских жизней. В нем описаны требования к размещению и комплектации камер-убежищ и их основные технические данные, порядок обучения, учета и требования безопасности.

В СОУ 10.1.202020852.002:2006 «Стаціонарні камери-сховища рятувальні шахтні. Загальні вимоги», введенном в действие в 2007 г., детализированы отдельные положения предыдущего стандарта. В частности описаны требования к поперечному сечению камер, введено понятие аварийных выходов и предложена конструкция шлюзов, детализирована конструкция камер-убежищ и порядок их содержания в постоянной готовности к применению, а также действия горнорабочих и горноспасателей в случае пожара, уделено внимание к обучению горняков, работающих на участках, обустроенных камерами-убежищами.

Разнообразие производителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (СИЗ) для горняков приводит к тому, что они отличаются по своим эксплуатационным параметрам и качеству от требований, изложенных в нормативных документах. Введенным в действие в 2010 г. стандартом СОУ-Н 10.1.00174088.021:2009 «Система вхідного контролю ЗІЗ, які надходять на підприємства вугільної промисловості. Загальні вимоги» впервые на законодательном уровне закреплен порядок проведения контроля СИЗ на угольных предприятиях, для обеспечения необходимого уровеня качества последних для снижения рисков, связанных с применением горняками средств защиты в аварийной ситуации.

Система контроля состоит из входного контроля при поступлении на шахты и периодического во время их эксплуатации: входной контроль позволяет оценить качество и безопасность аппаратов; периодический предусматривает проверку правильности, эффективности, полноты входного контроля и технического состояния.

Детально описан порядок и объем этих проверок, приведены формы отчетной документации по ним.

Учитывая высокие профессиональные риски профессии горняка в законодательной базе по ОТ идет постоянная наработка более совершенных документов. Так последний из них введен в действие в 2010 г. СОУ-П 10.1.00174088.018:2009 «Система управління виробництвом і охороною праці у вугільній промисловості» объединил предыдущий вариант документа с «Положением о нарядной системе на угольных шахтах Минуглепрома Украины». Этот нормативный акт учитывает принцип непрерывности ОТ и производства, в нем учтены рекомендации МОТ. В документе изложены обязанности и ответственность должностных лиц, бригадиров и рабочих. В частности для руководителей и главных специалистов шахты изложен детальный перечень работ, который должен выполняться постоянно, указана конкретная персональная ответственность каждого руководителя и работника, что позволит повысить безопасность ведения работ.

Законодательная база по ОТ в угольной промышленности развита, как ни в какой другой отрасли и если бы выполнение нормативных актов по ОТ составляла хотя бы 80% это позволило бы не только избежать крупных аварий на шахтах, но и снизить уровень травматизма и профзаболеваний в Украине до уровня передовых угледобывающих стран.

Наши рекомендации