I. Международно-правовые акты

Предмет и метод трудового права.

Предмет ТП - экономические связи между субъектами, связанные с использованием способности к труду одной стороны к другой, как правило, при наличии взаимных интересов в этом использовании:

1.общественные трудовые отношения, в содержании которых заложен коллективный и подчиненный труд. Отношение имеет социально-экономическое содержание. В этом смысле общественно трудовое отношение никакой правовой природы не имеет.

В ст. 15 ТК дается определение трудового отношения, но в действительности там определяется трудовое правоотношение!!!

Содержание общественно экономического трудового отношения можно свести к взаимным интересам. Если у одной стороны есть средства труда, он обращается к другой стороне с целью извлечения прибыли.

Цель другой стороны: получение прибыли (з/п) или удовлетворение моральных потребностей (работа волонтером).

2.Тесно связанные

1 группа – предшествующие трудовым – отношения по трудоустройству ( споры об отказе приема на работу).

2 группа – отношения сопутствующие трудовым – трудовые споры или разногласия, отношения социального сотрудничества, К и Н.

3 группа – вытекающие из трудовых – чаще всего трудовые споры, связанные с причинением ущерба, или споры связанные с восстановлением на работе.

Смысл этих групп в том, что они являются смежными с другими отраслями права.

Метод трудового права (воздействует на предмет, в этом их диалектическая связь)

Ый элемент метода – сочетание императивного и диспозитивного.

Императивность проявляется через государственный стандарт наемного труда, они могут быть как мин. так и мах. Они не могут быть изменены, отредактированы, даже если есть соглашение сторон.

Диспозитивность Означает, когда законодатель это допускает, в том числе и при квалифицированном молчании, стороны могут сделать выбор между имеющимися предписаниями, либо создать собственную модель поведения (Ст. 9 ТК).

Сочетание централизованного и локального регулирования.

Централизованность обусловлена особой значимостью для общества и государства.

Все ФЗ должны соответствовать ТК. Ст. 6 устанавливает компетенцию РФ в области трудовых отношений. При этом ТК является первым среди равных. К централизованному способы регулирования относятся и законы субъектов в области: социального партнерства, по поводу охраны труда и дополнительные меры обеспечения прав и интересов субъектов, если это допускается федеральным законодательством.

В определенной степени к централизованному можно отнести и муниципальное регулирование. Это единичные, прежде всего, награждения за труд муниципальных работников.

Локальное регулирование – это регулирование на уровне конкретного работодателя. Вытекает из технологического процесса и необходимости его обеспечения. А также невозможность государства урегулировать все нюансы в деятельности конкретного работодателя. Локальное регулирование – это всегда санкционированное государством регулирование, по сути это диспозитивность. Если в законе предусмотрено, что работодатель имеет право регулировать, то в этом случае он имеет это право делать. Пример: Правила внутреннего трудового распорядка (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ НЕ ВХОДЯТ).

Участие работника и работодателя в регулировании трудовых отношений через систему соц. сотрудничества.

Такое регулирование, тоже санкционированное в пределах тех стандартов, которые заложены кодексом, в рамках коллективного трудового права, где представителе работников и представители работодателей, вправе принимать и разрабатывать правовые акты (профсоюзы, КОЛЛЕКТИВНЫЕ договоры).

4 - особые способы защиты.КТС, Профсоюзы

Источники (форма) трудового права России, их специфика и классификация.

Источники можно понимать в:

1. Материальном смысле – экономические, политические, социальные, культурные и исторические предпосылки связанные с объективными потребностями общественного развития

2. Формальном смысле – способ организации и внешнего выражения норм отрасли, способ объективирования норм

Следует различать систему н/п актов и систему трудового законодательства. Ч. 1, ст. 5 позволяет определить что в трудовое законодательство включён: ТК, ФЗ, и законов субъектов.

С одной стороны ТК является федеральным законом. Отличием его является то что он является кодифицированным атом.

I. Международно-правовые акты.

Международные правовые акты являются честью правовой системой РФ.

1. Все международные акты должны быть ратифицированы (должен быть принят ФЗ, который устанавливает обязательность для РФ положения международного акта).

Существуют и:

1. Межправительственные соглашения,

2. Соглашения между министерствами различных государств

Они не нуждаются в ратификации, так как заключаются на основе уже ратифицированного международного акта.

Особую роль играют Конвенции международной организации труда.

МОТ принимают 2 вида актов:

1. Обязательные (конвенции;)

2. Рекомендательные

В соответствии с ТК, а именно ст. 10, мы имеем возможность непосредственно ссылаться на нормы этих конвенций.

Помимо конвенций МОТ, существуют и другие международные акты, важные для РФ:

1. Соглашения участников СНГ

2. Международные двухсторонние договоры

II. Конституция

III. Формально не признанные источником права: постановления КС РФ/Пленума ВС РФ;; постановление европейского суда по правам человека, в которых дано толкование положени прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле.

IV. ФЗ

К ФЗ приравниваются по статусу не утратившие силу НПА СССР.

Также нужно иметь ввиду ст. 423 ТК, она предусматривает, что постановление правительства СССР действует впредь до приведения в действия соответствующих федеральных законов.

V. Законы субъектов

Субъекты вправе принимать законы по вопросам, не отнесённым к исключительному ведению федеральных органов гос власти. Перечень вопросов таких относится в ст. 6 ТК.

В том случае если РФ принимает закон, то эти нормы должны быть приведены в соответствие.

VI. Подзаконные акты

а. Указы президента – принимаются в случае необходимости оперативно устранит пробел в законодательстве («об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»)

б. Постановления правительства РФ – принимает меры по реализации трудовых прав граждан ( «Об особенностях отправления работников в служебные командировки»)

в. Акты федеральных органов исполнительной власти - ранее Минтруда, теперь Минздрав соцразвития. (постановление «О порядке ведения и хранения трудовых книжек»)
В структуре Минздрав соц развития выделяют Роструда (федеральная служба по труду и занятости) – осуществляет контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.
Роспотребнадзор и Министерство по ЧС – имеют определённые полномочия соответственно в своей сфере,

г. В субъектах РФ акты органов исполнительной власти.(распоряжение губернатора томской области «О проведение областного конкурса проф мастерства лучший специалист по охране труда Томской области 2010 года»)

д. Акты органов местного самоуправления (раньше были правила торговли на территории Томской области; они содержали обязанности продавца, в частности по обслуживанию покупателей.)

Источники обусловленные спецификой предмета:

I. Акты принятые в порядке социального партнёрства (например: генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ)

II. Коллективный договор принятый в рамках организации будет источником для работника и работодателя данной организации

III. Локальные нормативные акты
не следует отождествляет коллективный договор (согласование воли 2ух сторон, если соглашение – 3 стороны) с локальными нормативными актами (работодатель принимает акт с учётом мнения представителей работников. Либо по согласованию с представительным органом работников). Пример: правило внутреннего трудового распорядка. Признаки: нормативность (распространение на неограгич число случаев), общеобязательность, формальная определенность (письменная форма), обязательность исполнения (дисциплин отв-ть)

IV. ТК, всегда приоритет, кроме ФЗ "О спец. оценке условий труда"

V. Трудоправовые обычаи – правило поведения сложившиеся и широко применяемое в области трудовых и иных непосредственно связанных отношений непредусмотренное н/п актами, независимо от того зафиксировано оно в каком либо юридическом документе, обладающее чётко определённым содержанием и санкционированное государством в качестве правового.

Виды источников ТП:

Наши рекомендации