Порядок учета и рассл-ия несч. случаев на производстве
Подлежат расследованию:
- при исполнении трудовых обязанностей;
- при прохождении обучения;
- студенты, проходящие практику;
- лица, которые страдают психическими расстройствами;
- лица, осужденные
1). Тепловой удар;
2). Ожог;
3). Обморожение;
4). Утопление;
5). Поражение электрическим током;
6). Излучением;
7). Укусы;
8). Телесные повреждения.
Действия при НС:
Немедленно организовать первую медицинскую помощь;
Принять меры по предотвращению развития аварии;
Дать информацию в соответствующие органы.
При групповом или тяжелом НС или НС со смертельным исходом втечении суток направить извещение в:
- государственную инспекцию труда;
- прокуратуру по месту происшествия;
- органы исполнительной власти;
- работодателю, который направил работника на эту работу;
- территориальный орган, осуществляющий надзор и контроль за этими работами;
- исполнительный орган страховщика;
- территориальное объединение организации профсоюзов;
- Санэпидстанцию.
Формируется комиссия по расследованию НС (не менее 3-х человек) – специалист по охране труда, представитель работодателя, представитель профсоюзной организации. Возглавляет – работодатель. При тяжелых НС в состав дополнительно входят: государственный инспектор по труду, страховщик и представитель территориального объединения профсоюзов.
Каждый пострадавший или его представитель имеют право на личное участие в расследовании.
Если было нарушение ядерной или радиационной безопасности, то представитель, осуществляющий контроль и надзор в сфере использования атомной энергии.
Сроки расследования
Легкие – 3 дня; Тяжелые – 15 дней. При дополнительной проверке обстоятельств продляется на 15 дней.
Этапы расследования
Опрос очевидцев; Опрос руководителя; Лабораторные исследования(все это за счет работодателя)
Материалы расследования
Приказ; Схемы; Документы, характеризующие рабочее место; Выписки из журналов регистрации инструктажей; Медицинские заключения.
Устанавливают причину и классифицируют (связан или не связан с производством);
Устанавливается степень вины пострадавшего (до 25%);
Оформляется акт в 2-х экземплярах (при групповом случае на каждого пострадавшего);
Один экземпляр актов отдается пострадавшему, а другой хранится на работе 45 лет, третий – страховщику;
Регистрация НС в журнале у работодателя;
Работодатель направляет в соответствующую государственную инспекцию сообщение о НС и принятых мерах.
Охрана окр. среды. Нормирование воздействия на окр. среду.
Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
Установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной и иной деятельности, и осуществляется в целях государственного регулирования этого воздействия, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
По своему назначению нормирование в области охраны окружающей среды служит инструментом управления хозяйственной и иной деятельности для обеспечения экологической безопасности на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.
Законодательно установлены две группы нормативов:
1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Нормативы качества окружающей среды — это официально установленные допустимые, т.е. разрешенные, значения химических, физических, биологических показателей, характеризующих объекты окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
- иные нормативы качества окружающей среды.
Структура РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — РСЧС. Предназначена для защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет 5 подуровней:
- федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
- региональный, территорию нескольких субъектов РФ;
- территориальный, территорию субъектов РФ;
- местный, территорию района (города, населенного пункта);
- объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.[2]
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти
Органы управления РСЧС:
- На объектовом уровне (объектовые комиссии по ЧС);
- На местном (комиссии по ЧC органов местного самоуправления);
- На территориальном (комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ);
- На региональном (комиссии по ЧС не создаются);
- На федеральном (Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти);
Силы и средства РСЧС
Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:
• осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
• ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
• проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;
• проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское облуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
• восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
• поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
• разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС. Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.
К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:
- войска гражданской обороны;
- поисково-спасательную службу МЧС России;
- военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийнотехнические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
- военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
- формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
- специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
- аварийно-технические центры Минатома России;
- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- восстановительные и пожарные поезда МПС России;
- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота, Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.
Классификация ЧС.
ЧС – состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровья, наносится ущерб имуществу и окружающей среде.
Классификация ЧС:
- - Локальные – в результате пострадало не более 10 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел., либо матер. ущерб составляет не более 1000 МРОТ, зона ЧС не выходит за территорию объекта.
- - Местные – ЧС, в результате пострадало более 10 чел., но не более 50, либо нарушены условия жизнедеятельности более 100 чел., но не более 300, либо матер. ущерб составляет от 1000-5000 МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
- - Территориальные - в результате пострадало от 50-500чел., нарушены условия жизнедеятельности от 300-500чел., матер. ущерб составляет от 5000-500 000 МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ.
- - Региональные - в результате пострадало от 50-500чел., нарушены условия жизнедеятельности от 500-1000чел., матер. ущерб составляет от 5000-500 000 МРОТ, зона ЧС охватывает территории более 2-ух субъектов РФ.
- - Федеральные - в результате пострадало более 500чел., нарушены условия жизнедеятельности более 1000чел., матер. ущерб составляет более 5млн МРОТ, зона ЧС выходит за территории 2-ух субъектов РФ.
- - Трансграничные – ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.