Общая характеристика рынка труда

Рынок труда – в развитой рыночной экономике представляющий собой совокупность человеческий отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве. Основными характеристиками труда выступают предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности народного хозяйства в кадрах.Особенности российского рынка труда: -несбалансирован – трудовые ресурсы распределены не одинаково; -высокая доля работников, совмещающих работу в нескольких местах; -наличие административных, правовых, экономических ограничений, которые препятствуют свободной продаже рабочей силы; -скрытая безработица; -теневая занятость, высокая квалификация рабочей силы.

Рабочая сила – совокупность умственных и физических способностей человеку к труду. Мобильность – способность быстрому изменению товарных характеристик. Факторы, повышающие рост рабочей силы: -расширяются потребности человека в новых товарах и услугах; -рост интенсивности труда, который вызывает затраты на поддержание состояния здоровья.

Классификация рынка труда: Открытый– это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все рабочие вакантные рабочие места во всех секторах экономики.Скрытый – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства. В зависимости от степени развития рыночных отношений: Частичный (фрагментарный) – предполагает ограниченное действие фактора спроса и предложения рабочей силы на основе нормативного регулирования труда (трудовое законодательство, регулирующее вопросы найма и увольнения работников, его оплату). Регулируемый – создает правовые основы поведения субъектов, выступающих на рынке труда, и предполагает наряду с законодательным регулированием экономических, социальных, трудовых отношений широкоразвитую систему коллективных договоров как источника нормативного регулирования. Организационный– высшая степень развитости труда, предполагающая, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка труда; Во-вторых, тесное взаимодействие политики занятости с другими направлениями социально – экономической и технической политики. Теневой (нерегулируемый) – включает нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся в уклонении от налогов и статистического учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров и предполагающие самые разные виды трудовой деятельности, но только в том случае, когда они не контролируются государственными органами и профсоюзами.

Внешний –предполагает географическую и профессиональную мобильность рабочей силы между организациями. Внутренний – основывается на профессиональном движении работников внутри организации.

По демографическим признакам: рынки молодежи, женщин, инвалидов, пожилых трудящихся.

К профессиональным рынкам труда относятся: рынок труда инженеров, ученых, учителей, врачей.

Дуальный рынок труда – деление работников на тех, у кого сильные гарантии занятости, высокая зарплата, социальные льготы, - высокое качество трудовой жизни, и тех, у кого слабые гарантии занятости. Гибкий – комплекс мер социально – экономического, производственного и юридического характера для быстрого приспособления деятельности организаций к изменяющимся условиям хозяйствования.

Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизовано регулирующих основные социально – трудовые отношения, а так же методы управления и механизм их использования. Законодательная властьосуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально – трудовых отношений. Органы исполнительной власти –осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно – распорядительная деятельность. Судебные органы– осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а так же М.Ю. Основными задачами Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ являются:-Выработка политики в социально – трудовой сфере;-Координация всей работы в социально – трудовой сфере в стране;-Разработка основных направлений социальной политики правительства;-Подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;-Регулирование рынка труда, занятости населения.

Наши рекомендации