Методы обучения персонала
При выборе методов обучения организация должна руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. Всевозрастающий поток информации требует использования таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень изучаемого материала и закрепления его на практике.
Различают обучение непосредственно на рабочем месте и обучение с отрывом от основного места работы.
Обучение на рабочем месте включает в себя:
§ инструктаж (демонстрация и объяснение основных аспектов деятельности прямо на рабочем месте, определение всех шагов, необходимых для выполнения работы в необходимой последовательности);
§ ротацию (самостоятельное обучение работника, когда он временно переводится на другую работу для овладения новыми знаниями и навыками);
§ наставничество (своего рода сотрудничество опытного квалифицированного специалиста с молодым работником, в процессе ежедневной работы).
Однако, наибольший интерес представляю собой активные методы обучения вне рабочего места, такие как:
§ тренинги - основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
§ программированное обучение – суть его состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. При этом обучении информация предоставляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После работы над каждым блоком обучающийся должен выполнить задания, показывающие степень усвоения изучаемого материала. Преимущество программированного обучения состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе;
§ компьютерное обучение – является вариантом программированного обучения. Компьютер оценивает ответы обучающихся и определяет, какой материал должен быть предъявлен следующим. Отличительной особенностью компьютерного обучения является то, что обратная связь здесь может быть такой же красочной, как в современных компьютерных играх со звуковым сопровождением;
§ учебные групповые дискуссии – этот метод заключается в проведении учебных дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек). Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями и сопутствующих ему споров во всех возможных формах. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, так как в групповой дискуссии не преподаватель говорит им о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт;
§ case-study (анализ конкретных практических ситуаций) – предполагает переход от метода накопления знаний к реальной деятельности. Цель метода – научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий. При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетаются индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет развивать навыки групповой, командной работы. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения, обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.
§ деловые и ролевые игры – этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые качества руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменений внешних условий. В любом типе игр один из участников является автором, который выражает свою точку зрения, второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник – организатор игры – согласовывает все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения. Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики.
Подводя итог анализу методов обучения, следует отметить, что они повышают способность руководителей разных уровней выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, подготавливать альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и во взаимодействии с другими работниками.