Краткое описание организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда
Общие требования безопасности
1.2.1. Все работы на судах должны производиться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации речного транспорта, Правил пожарной безопасности на судах и береговых объектах Минречфлота РСФСР, ч. I "Суда", инструкций заводов-изготовителей по обслуживанию установленных на судне механизмов, оборудования и устройств и настоящих Правил.
1.2.2. Каждый член экипажа обязан изучить, знать и выполнять инструкции и правила безопасности эксплуатации механизмов, устройств, приборов, систем по роду своей работы; пройти инструктаж на рабочем месте и иметь отметку о допуске к работе в личной карточке инструктажа. Командный состав должен иметь удостоверение о пройденной проверке знаний по технике безопасности.
1.2.3. Практиканты, назначенные на штатные должности рулевых-мотористов, допускаются к занятию должности без свидетельств при условии прохождения обучения и инструктажа на рабочем месте.
1.2.4. Все члены экипажа должны пройти медицинское освидетельствование в установленные сроки.
1.2.5. Члены экипажа должны уметь плавать, пользоваться средствами индивидуальной защиты, работать в спецодежде и спецобуви и пользоваться средствами индивидуальной защиты и предохранительными средствами там, где это предусмотрено правилами и инструкциями.
1.2.6. Члены экипажа должны изучить и уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях.
1.2.7. Лица, промокшие на вахте, обязаны при первой возможности переодеться в сухую одежду, а мокрую просушить в отведенных местах.
1.2.8. Всем членам экипажа, находящимся на судне, разрешается курить только в специально отведенных для этого местах.
1.2.9. Каждый член экипажа, обнаруживший нарушения настоящих Правил и инструкций по технике безопасности, а так же неисправности оборудования, систем, устройств и механизмов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья людей, должен доложить об этом непосредственному начальнику или вахтенному начальнику.
1.2.10. Рабочие места и проходы к ним должны быть свободны от груза и посторонних предметов, систематически очищаться от пролитых нефтепродуктов, снега и льда. Рифление и противоскользящие покрытия должны восстанавливаться по мере износа. Плиты настилов машинно-котельного отделения должны быть на месте, все вырезы в них закрыты.
1.2.11. Освещенность рабочих мест на судне должна соответствовать требованиям действующих Санитарных правил для речных судов СССР.
1.2.12. Каждый член экипажа должен обслуживать только те механизмы и устройства, которые предусмотрены для занимаемой им должности Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР, должностными инструкциями и распоряжениями капитана и механика.
1.2.13. Любые работы на судне, переход с одного рабочего места на другое во время движения судна выполняются только с ведома и разрешения вахтенного начальника. Во всех случаях нельзя без его разрешения входить в румпельное отделение, тоннель валопровода, спускаться в коффердамы, двойное дно цистерны.
Пересадка людей с одного судна на другое, стоящих на рейде и ошвартованных друг к другу, допускается только с разрешения капитана. Вахтенный начальник непосредственно руководит этой работой, обеспечивая безопасность людей. Самовольный переход с борта на борт запрещается.
1.2.14. На судне у места работ должны находиться только участвующие в них члены экипажа.
1.2.15. Во время шторма, когда палуба заливается водой, все перемещения и работы на ней допускаются только по распоряжению вахтенного начальника или капитана. При этом на работающих должны быть надеты жилеты, страховочные рабочие и предохранительные пояса со страховочными концами.
1.2.16. Палуба вдоль всего периметра корпуса должна быть ограждена фальшбортом или леерным ограждением. Исправность фальшборта и леерного ограждения необходимо постоянно контролировать, периодически, по мере ослабления, обтягивать тетивы тросовых лееров, выправлять трубчатые леера, заменять поврежденные участки цепей, проверять прочность крепления стоек и особенно исправность крючков в местах открывания ограждений.
1.2.17. Все повреждения леерного ограждения должны быть немедленно исправлены. Повреждения, которые нельзя исправить на ходу, необходимо надежно закрыть. Запрещается устанавливать незакрепленные ограждения.
1.2.18. Открывать пролеты, проемы в фальшбортах, убирать леерные ограждения для производственных нужд допускается только с разрешения вахтенного начальника. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие падение людей за борт (установлены знаки безопасности). По окончании работ пролеты и проемы в фальшборте должны быть немедленно закрыты, а снятые леерные ограждения - установлены на место и надежно закреплены.
1.2.19. На судах запрещается черпать воду из-за борта, мыть за бортом швабры, спецодежду, купаться с борта судна, перешагивать и садиться на фальшборт, леерное ограждение, кнехты.
1.2.20. При ремонте двигателей, вспомогательных механизмов, электрооборудования, устройств и установок должно быть отключено подающееся на них питание (или приводные системы), а на пусковом устройстве этих механизмов и в других местах, откуда возможно осуществить пуск (РЩ, пульты управления, посты управления, рубки), должны быть вывешены знаки безопасности "Не включать - работают люди".
1.2.21. Все горячие части оборудования и трубопроводы должны быть изолированы, а места, на которые может попасть масло или другое горючее вещество, кроме того, закрыты металлическими кожухами. Все рукоятки, маховики и другие органы управления, которые могут нагреваться до температуры свыше 50 °С или охлаждаться до отрицательных температур, должны иметь эффективную изоляцию.
1.2.22. При открывании клапанов и кранов, из которых выходит пар или горячая вода, следует стоять сбоку, чтобы не попасть под горячую струю.
1.2.23. Работы, связанные с повышенной опасностью (осмотр котлов, газоходов, цистерн, междудонных пространств и др.) должны производиться под руководством капитана (механика).
1.2.24. Места, где временно вскрыт настил, должны быть ограждены, а в темное время суток освещены. Снятые листы настила должны быть уложены и закреплены, чтобы исключить самопроизвольное их перемещение.
1.2.25. Запрещается производить палубные работы, находиться в шлюпках, перемещаться по палубе судов, не имеющих леерного ограждения, без применения жилетов страховочных рабочих.
1.2.26. Лакокрасочные материалы, бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости должны храниться в специальном помещении в исправной и закрытой таре. Запрещается хранить лакокрасочные материалы и легковоспламеняющиеся жидкости в полиэтиленовой и стеклянной таре.
Хранение легковоспламеняющихся материалов в машинном отделении запрещается. Разрешается хранить на месте работ не более 0,25 л бензина в закрытой таре.
1.2.27. На дверях помещений, в которых могут возникнуть опасные концентрации вредных или взрывоопасных газов и в которых хранятся ядовитые вещества, лакокрасочные материалы, нефтепродукты и т.п., должны быть нанесены запрещающие предупредительные знаки безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-76. Двери таких помещений должны закрываться на замок, помещения вентилироваться.
1.2.28. Бункеровка судов жидким топливом, маслами, а также прием с судов подсланевых вод и хозяйственно-бытовых стоков должны производиться только закрытым способом.
1.2.29. Судовые работы должно возглавлять лицо командного состава. Руководитель работ обязан:
обеспечить безопасность выполнения работ;
проинструктировать работающих о мерах безопасности и правильном использовании средств индивидуальной защиты;
лично проверить надежность и исправность всех применяемых приспособлений, инструментов и средств индивидуальной защиты;
распределить работающих в соответствии с объемом и характером работы.
1.2.30. Для освещения следует применять переносные аккумуляторные фонари или переносные светильники во взрывобезопасном исполнении напряжением 12 В:
при осмотре, чистке, замерах уровня топлива в цистернах с горюче-смазочными материалами;
в трюмах;
в помещениях хранения лакокрасочных материалов и баллонов с горючими газами;
при вскрытии и осмотре картеров двигателей, компрессоров, зубчатых передач, холодильных машин и др., где возможно скопление паров топлива, масла и газов взрывоопасных концентраций.
1.2.31. На шкалах контрольно-измерительных приборов (КИП) должны быть нанесены четкие метки (красная черта), обозначающие предельно допустимые значения измеряемых величин. Контрольно-измерительные приборы, установленные на технических средствах, а также находящиеся в запасе, должны быть всегда исправны, опломбированы и иметь клеймо с датой проверки. Запрещается эксплуатация неисправных контрольно-измерительных приборов, со снятой пломбой, а также с просроченным сроком проверки.
1.2.32. Все предохранительные клапаны и автоматические регуляторы технических средств должны работать надежно и проверяться в установленные правилами и инструкциями сроки.
1.2.33. Все органы управления техническими средствами должны приводиться в действие физическими усилиями, не превышающими регламентируемых Правилами Речного Регистра РСФСР и Санитарными правилами.
1.2.34. На маховичках клапанов и органов управления механизмами и системами должны быть стрелки с надписью, показывающие направление их вращения для открытия и закрытия.
1.2.35. Запрещается открывать и закрывать клинкеты, вентили, краны ключами с удлиненными ручками, контрключами и трубами.
1.2.36. Каждый несчастный случай должен быть тщательно расследован, выявлены причины, ответственные лица и приняты меры по предотвращению подобных случаев.
Общие требования
1.3.1. Комплектование средств индивидуальной защиты членов экипажей судов должно осуществляться с учетом требований безопасности выполнения работ на данном типе судна (сухогрузные, нефтеналивные, суда с уровнями шума в машинных отделениях выше допустимых санитарных норм и т.п.) и соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-75 "Средства защиты работающих".
Применение средств защиты, на которые не имеется утвержденной технической документации, запрещается.
1.3.2. При выполнении судовых работ, в зависимости от условий, члены экипажа должны пользоваться средствами индивидуальной защиты: спецодеждой, спецобувью, средствами защиты рук, головы, лица, глаз, органов слуха, дыхания, предохранительными приспособлениями. Указанные средства должны соответствовать требованиям стандартов безопасности труда ССБТ и использоваться только по назначению. Работа в неисправной или загрязненной спецодежде и спецобуви запрещается. Администрация судна должна обеспечить регулярную стирку и ремонт спецодежды и спецобуви.
1.3.3. Комплектование, хранение и применение спасательных средств, поднадзорных Речному Регистру РСФСР, а на судах смешанного река - море плавания - Регистру СССР, осуществляется в соответствии с их Правилами.
1.3.4. Перед каждым применением средства индивидуальной защиты должны быть осмотрены. При осмотре необходимо обращать внимание на соответствие их своему назначению, отсутствие загрязнения и внешних повреждений, срок их испытания.
Нормы и сроки испытаний средств индивидуальной защиты, применяемых при обслуживании судовых электроустановок, приведены в Приложении 7.
1.3.5. Ответственность за комплектность и организацию правильного хранения средств индивидуальной защиты возлагается на первого штурмана, механика (электромеханика) и радиооператора, по принадлежности объектов обслуживания, согласно расписанию по заведованию.
Хранение средств индивидуальной защиты вместе с предметами общего назначения запрещается.
1.3.6. Ношение специальной одежды обязательно при несении вахтенной службы и при выполнении всех судовых работ. Спецодежда должна быть исправна.
1.3.7. Рукавицы должны надеваться при выполнении всех видов работ, связанных с использованием стальных канатов или требующих защиты рук при работе с металлом, нагретыми деталями. При работе на сверлильных и токарных станках применение рукавиц запрещается.
1.3.8. Для защиты рук при работе с щелочами, кислотами, хладагентами холодильных установок, нефтепродуктами следует применять резиновые перчатки.
1.3.9. Для защиты от поражения электрическим током при техническом обслуживании судовых электроустановок нужно применять диэлектрические перчатки.
1.3.10. Специальная обувь надевается при несении вахты на палубе судна, в машинно-котельном отделении, зачистке цистерн и при работах по уходу за судовым электрооборудованием и средствами радиосвязи и электрорадионавигации.
1.3.11. Очки для защиты глаз должны соответствовать ГОСТ 12.4.013-75 и применяться при работах:
электрогазосварочных;
рубке металла и зачистке сварных швов;
на точильном станке с абразивным кругом;
на станках судовой мастерской;
такелажных со стальными канатами;
очистных;
окрасочных с применением краскораспылителей;
проточке и шлифовке колец и коллекторов электрических машин в судовых условиях;
приготовлении электролита и заливке в аккумуляторы;
замене электрических предохранителей;
обслуживании фреоновых холодильных установок;
переработке пылящих, химических и ядовитых грузов.
Защитные очки должны быть закрытого типа с боковыми стеклами и иметь вентиляционные отверстия.
1.3.12. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) должны соответствовать ГОСТ 12.4.034-78 и применяться в следующих случаях:
респираторы и противогазы фильтрующие - при очистных работах, окраске замкнутых пространств, обслуживании аммиачных холодильных установок, переработке пылящих грузов;
изолирующие (шланговые и кислородные) при работе в плохо вентилируемых помещениях и обслуживании фреоновых холодильных установок.
1.3.13. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы или органов дыхания, внезапное обострение которых вызывает одышку, приступы удушья, сильный кашель, работа в СИЗОД противопоказана.
Кроме заболеваний, следует учитывать физические дефекты или анатомические аномалии головы и лица, препятствующие эффективному ношению СИЗОД. Высокие прически и бороды препятствуют герметичному прилеганию лицевых частей респираторов и противогазов.
1.3.14. Работа в СИЗОД приводит к перенапряжению организма, поэтому при определении режима труда и отдыха необходимо предусматривать дополнительные перерывы (каждый час на 10 - 15 мин.), во время которых работающий должен выходить из помещения с загрязненной атмосферой.
1.3.15. Жилет страховочный рабочий (ТУ 212 РСФСР 723-8-79) должен надеваться при выполнении работ аварийных на палубах, заливаемых водой, забортных и на неогражденных участках палубы, швартовных, на плотах сплавного леса, а также при формировании толкаемого состава и передвижении по нему, выходах на шлюпке, завозке якоря на мотозавознях, очистке грунтов путей землечерпательных снарядов.
1.3.16. Для защиты органов слуха от шума при обслуживании механизмов в помещениях, где уровни шума превышают допустимые, должны применяться противошумные наушники, шлемы, вкладыши.
1.3.17. Предохранительный пояс (ГОСТ 12.4.089-80) должен применяться при выполнении работ:
забортных и на высоте (на надстройках, на борту судна, мачтах и др.);
аварийных в штормовую погоду на палубах, заливаемых водой;
аварийных в трюмах, загруженных навалочными грузами (апатитовый концентрат, цемент, зерно и т.п.);
аварийных и ремонтных в плохо вентилируемых помещениях;
на плоту (кошеле) сплавного леса;
при очистке грунтовых путей землечерпательных снарядов.
1.3.18. При выполнении перегрузочных и ремонтных работ на судах для защиты головы должны применяться защитные каски.
1.3.19. Для защиты лица при выполнении огневых работ (электросварка) должны применяться защитные маски или защитные щитки.
Здоровые условия труда
Охрана труда и здоровья граждан в настоящее время в Российской Федерации возведена в ранг приоритетного направления социальной политики российского государства. Конституция РФ (ст.7) установила, что в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей. Устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Право на охрану здоровья является широким понятием по охвату субъектов (распространяется на всех граждан), по оценке факторов воздействия на здоровье (от любых видов неблагоприятного воздействия – и на окружающую среду, и на население, факторов как природного, так и техногенного характера), по задачам регулирования (меры должны обеспечивать и сохранение здоровья, и его укрепление, т. е. развитие).
Охрана труда обеспечивает защиту работника от неблагоприятного воздействия производственной среды. Такая защита осуществляется от ограниченного круга вполне определенных производственных факторов. Производственные факторы классифицированы государственными стандартами безопасности труда и включают: физические, химические, биологические и психофизические факторы. Воздействие каждого из них может привести к постоянно развивающемуся заболеванию работника (вредный фактор) или при определенных уровнях воздействия к мгновенной утрате трудоспособности или даже к смерти (опасный фактор). Градация производственных факторов на вредные и опасные в значительной степени определила подходы, принятые в нормативных актах по охране труда при формулировании требований по выбору защитных мероприятий.
Наемный работник на производстве нуждается прежде всего в защите от чрезмерных трудовых нагрузок, от игнорирования либо недостаточного учета работодателем различных негативных производственных факторов, от пренебрежения различиями в индивидуальных качествах. Работник нуждается в защите и от опасностей получения травм либо заболеваний вследствие взаимодействия с современными сложными средствами производства и иными факторами производственной среды.
Фильтр