Программа управления ответственностью
Социальная ответственность - составная часть корпоративного управления, и она направлена в первую очень на достижение долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности производителей, эффективное управление рисками.
Влияние социальных факторов на финансовую и экономическую стабильность компаний неизбежно будет нарастать. Возрастет и зависимость между различными группами рисков:
финансовые риски: влияние может выражаться в ограничениях на привлечение инвесторов вследствие обнаружения недостаточной прозрачности социальных рас- ходов, эффективности использования рабочей силы, непрофильных активов, которые повышают инвестиционные риски;
экономические риски: возможен потенциально избыточный или слабо управляемый рост затрат на рабочую силу или расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры, который способен сдерживать рентабельность производства и снизить потенциал конкурентоспособности компании, с другой стороны, прибыльный рост компании может сдерживаться за счет слабой привлекательности организации как работодателя, что ведет к высокой текучести, потере производительности и росту социальных расходов;
управленческие риски: могут состоять в наличии разнокачественных управленческих культур в пределах одной компании (корпорации), сдерживающих становление единых стандартов качества корпоративного управления и формирования эффективного взаимодействия между членами бизнес-сообщества, нередко это проявляется в высокой эффективности инструментов управления финансами при одновременном «периферийном» отношении к управлению социальными рисками.
Желательно, чтобы компании структурировали свои действия в программе управления ответственностью, которая одновременно может стать и программой по реализации Социальной хартии российского бизнеса. Подготовка такой программы—достаточно сложная и трудоемкая задача. Важно, чтобы ее разработчики изначально исходили из основополагающих принципов любой эффективной программы.
Программа как инструмент управления - это совокупность взаимосвязанных мер и действий, направленных на достижение заблаговременно заданного результата. Чтобы программа была успешной:
- программа должна быть конкретна. Ее цели, определяющие, что именно необходимо добиться с точки зрения эффекта и конечных результатов, должны быть поставлены ясно, желательно, чтобы они количественно оценивались.
- программа должна быть реализуема. Проводимые в ее рамках действия, разработанные в соответствии с поставленными целями, должны быть поддержаны соответствующими ресурсами (время, люди, деньги) и привязанными к институтам (подразделениям, исполнителям), ее реализующим. Сами институты должны быть способны исполнить политику.
- программа должна иметь конкретный объект воздействия (проблему, целевую группу и т.д.), при этом требуется ясность в том, что именно действие в рамках данной программы способны решить или смягчить проблему.
- программа должна быть эффективна, то есть иметь конкретные максимальные результаты, достигаемые вовлечением минимального количества ресурсов.
Существует множество описанных способов и традиций подготовки программ. Рекомендуем обратить внимание, что высшее руководство компании будет интересовать ограниченное количество ключевых вопросов, связанных с целесообразностью программы. Рекомендуем учесть в ходе написания программы некоторые из ключевых вопросов (табл. 8.4).
Принятие решения о целесообразности подготовки документа, подобного про- грамме управления ответственностью, как правило, находится в компетенции высшего руководства организации. Высшее руководство должно обладать достаточным объемом достоверной информации. Однако инициатива, согласованная с высшим менеджментом, может исходить от других менеджеров, влияющих на принятие решений. Выполнение задач, которые были предусмотрены данными рекомендациями, помогут подготовить аргументированные решения.
Таблица 8.4
Ключевые вопросы написания программы КСО
Проблемы КСО в России
Выбор форм КСО зависит от целей организации. Однако, согласно аналитическому докладу о практиках КСО в России за 2005 год, наиболее прагматичная форма осуществления корпоративной социальной ответственности для нынешнего этапа развития экономики и социальной сферы страны – социальные инвестиции. Анализ последних тенденций участия российского бизнеса в жизни общества демонстрирует происходящий переход от традиционной «хаотичной» благотворительности к социальному инвестированию.
В области социальных инвестиций в России наблюдаются проблемы, связанные с институциональным несовершенством: государство формирует недостаточно эффективные правовые и социальные институты, а бизнес-структуры вынуждены нейтрализовывать «ошибки» государства, осуществляя значительные социальные инвестиции, и тем самым отчасти «замещать» государство в социальной сфере. При наличии неокрепшего отечественного бизнеса, не успевшего еще занять свою нишу на зарубежных рынках, подобная линия развития ухудшает конкурентоспособность страны на внешних рынках.
С точки зрения информационной открытости социальных программ компаний, Россия в настоящее время находится в состоянии переходного периода. В целом по России социальные инвестиции направлены преимущественно на «внутренние» программы – развитие человеческого капитала компаний.
Однако,стоит отметить, что эффект от социальных инвестиций довольно трудно прогнозируем. Условия кризиса и экономической неустойчивости ставят бизнес перед трудным выбором: инвестировать средства в социальные проекты на свой страх и риск или переходить на режим экономии ресурсов и средств. Выбор во многом зависит от позиции государства по данному вопросу и его готовности поддерживать социальную ответственность и благотворительную деятельность бизнеса, выстраивая совместную социально-политическую концепцию.
Основные проблемы развития КСО в России показаны на рис. 8.2.
Рис. 8.2. Проблемы развития КСО в Росии
А.В. Капкина выделяет три основные группы факторов, оказывающих влияние на социальную ответственность бизнеса: первая — потенциально возможная лояльность власти к тем компаниям, которые совместно с государством реализуют задачи социальной политики; вторая — потенциально возможные выгоды компании на внутреннем рынке, извлекаемые из более конкурентоспособного положения в том случае, когда высок уровень социальной ответственности; третья — морально-нравственные принципы, лежащие в основе добровольной благотворительной деятельности российских компаний.
Она также делает выводы о том, что нормативно-правовая база, регулирующая деятельность бизнеса в сфере социальной ответственности, находится на начальном этапе и нуждается в серьезной доработке. Отсутствие законодательства в области лоббизма является почвой для теневого взаимодействия бизнеса и власти, устраняет общество из системы трехстороннего партнерства и препятствует установлению прозрачности в формировании и реализации государственной социальной политики; отсутствие налоговых льгот для предприятий, занимающихся благотворительностью, существенно снижает возможности и потенциал компаний в области добровольческой деятельности. Существует необходимость в разделении сфер полномочий бизнеса и власти в решении социально-экономических проблем. Бизнес ограничен в ресурсах по сравнению с государством и может выступать помощником и партнером в устранении последствий этих проблем, однако государство должно использовать собственные ресурсы для преодоления причин возникающих проблем. При этом, несмотря на отсутствие прозрачности в схемах взаимодействия бизнеса и власти в области социальной ответственности, российский бизнес демонстрирует высокую степень участия в социальной политике страны.
Литература:
1. Капкина А.В. Проблемы социальной ответственности бизнеса в современной Росиии // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - №4 (24), том 5. – 2012. // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa-v-sovremennoy-rossii
2. Корпоративная социальная ответсвенность в современной России: теория и практика. Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации № 26 (278). Серия. Основные проблемы социального развития России. – М., 2005.
3. Кузнецова Н.В. О реализации социальной ответственности на региональном уровне в России // Вестник ТГЭУ. Вопросы отраслевой и региональной экономики. - №1, 2012 – С. 40-47.
4. Пять шагов на пути к социальной устойчивости компании. Рекомендации по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов. – М.: РСПП, 2005.
Тема 9. КСО и взаимодействие организации с внешней средой. Эффективность КСО и социальная отчетность
Взаимодействие организации с внешними стейкхолдерами (заинтересованными сторонами). Формы и инструменты взаимодействия. Участие организаций в развитии науки и культуры. Гранты, фонды. Взаимодействие бизнеса и государства. Соблюдение принципов КСО через социальную отчетность. Модель нефинансового отчета. Подходы к оценке КСО. Стандарты социальной отчетности и социальный аудит. Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI. Серия стандартов Accountability (AA 1000). Базовые индикаторы результативности РСПП. Практика формирования социальной отчетности в российских организациях.