Правовые аспекты охраны труда
Законодательство по охране (безопасности) труда включает в себя целый ряд законов, основными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации и Трудовой кодекс РФ. Оба закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, определяют права и обязанности работающих и работодателей в области охраны труда.
Согласно Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право:
на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
на получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и травмоопасных производственных факторов;
на отказ, без каких-либо необоснованных последствий для него, от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.
Права работников на охрану труда детализированы в Трудовом кодексе РФ. Это касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных и (или) опасных работах, организационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма.
Согласно статьям раздела «Охрана труда» для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Если вы поступаете на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель обязан обеспечить ваше обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов.
В этом же разделе зафиксированы обязанности работника:
соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, инструктаж по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (если это предусмотрено приказом Минздравсоцразвития России ввиду того, что ваша работа является тяжелой, опасной или вредной). Следует иметь ввиду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.
В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие «дисциплина труда» включает в себя выполнение работниками требований Трудового кодекса РФ (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговора вплоть до увольнения с работы.
В главе «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» раздела «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, которые предусмотрены для возрастной категории до 18 лет.
Например, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.
Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и кроме того подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (обследованию) за счет средств работодателя.
Значительную роль в обеспечении охраны труда играет Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Величина страховых тарифов обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может розниться более чем в 40 раз. В соответствии с законодательством работник должен быть застрахован независимо от формы собственности предприятия, где он работает и, таким образом, имеете право на возмещение ущерба, причиненного здоровью, при исполнении трудовых обязанностей.
Нормативные подзаконные акты по охране труда включают в себя документацию целого ряда ведомств. Наиболее информативно емким видом указанной нормативной документации является система стандартов безопасности труда (ССБТ).
ССБТ — одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГС — 12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативно-технической документации по охране труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, в том числе Министерством труда и Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Подразделения по охране труда есть во всех органах исполнительной власти.
Межведомственная комиссия по охране труда координирует работу по охране труда министерств и ведомств, определяет первоочередные задачи в этой области, разрабатывает соответствующие программы работ. В ее состав входят как представители министерств и ведомств, так и крупные специалисты по охране труда.
Важнейшей функцией системы управления является контроль. Применительно к охране труда он реализуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основным органом государственного надзора и контроля является Федеральная служба по труду и занятости. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспекции. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров в организациях независимо от формы собственности.
Надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуатации источников ионизирующих излучений, обеспечения безопасности строительных сооружений, электрических и теплоиспользующих установок и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полезных ископаемых возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Надзорные функции выполняет также прокуратура. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу.
Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. В организациях этот контроль осуществляют также службы, а при их отсутствии инженеры по охране труда, либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и в области охраны труда осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов и организаций.