Общие рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы
Методическое пособие
По оформлению письменной экзаменационной работы
для ППКРС по профессии: 220703.02
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
срок получения СПО по профессиям 2 года 5 месяцев; 10 месяцев
Форма обучения – очная
Методические рекомендации разработаны на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) СПО от 2 августа 2013 года по подготовке квалифицированных рабочих, служащих технического профиля.
2. Положения о письменной экзаменационной работе (пояснительная записка к выпускной практической квалификационной работе) в _____
Настоящие учебно-методические рекомендации дополняют и разъясняют порядок подготовки и защиты выпускных письменных экзаменационных работ.
Рекомендации разработаны с целью повышения качества подготовки студентов и с учетом формирования необходимых компетенций для их дальнейшей профессиональной деятельности.
В них сформулированы основные требования к письменным экзаменационным работам, определены цели, задачи и формы выполнения работ, этапы ее выполнения, объем, структура, оформление, а также процедура защиты.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей.
Код | Наименование |
220703.02 | Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике |
Организация-разработчик: ______________
Разработчики:
_____________________________, мастер производственного обучения, первая категория.
Рекомендована Экспертным советом _____________
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Общие рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы 5
1. Порядок выполнения письменной экзаменационной работы 5
2. Структура письменной экзаменационной работы 5
3. Требования к содержанию текстовой части письменной экзаменационной работы 7
4. Требования к оформлению текстовой части письменной экзаменационной работ 9
5. Требования к оформлению графической части письменной экзаменационной работы 8
Порядок защиты письменной экзаменационной работы 9
Приложения 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данного пособия: оказание помощи ППР и студентам в оформлении письменных экзаменационных работ.
В пособии изложены требования к оформлению письменной экзаменационной работы. Указаны правила оформления титульного листа, содержания, ссылок, таблиц, иллюстраций, формул, списка литературы, приложений.
В приложениях даны образцы оформления письменных работ.
Целью выполнения письменной экзаменационной работы является:
Оценка уровня овладения видами профессиональной деятельности, уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, уровня квалификации:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
- формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
- развитие самостоятельности, ответственности и организованности;
- подготовка к государственной итоговой аттестации.
В результате выполнения работы студент должен знать:
– методы исследования;
уметь:
– работать с научной и технической литературой.
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам в организации работы по выполнению письменной экзаменационной работы.
Методические указания достаточно структурированы, снабжены общими теоретическими сведениями, примерами.
Формой отчетности при выполнении является план - график выполнения письменной экзаменационной работы
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Студенты выполняют письменную экзаменационную работу по утвержденной теме в соответствии с заданием (приложение 1) и планом – графиком (приложение 3).
План – график выполнения письменной работы содержит сведения об этапах работы, результатах, сроках выполнения задания, отметки рецензента о выполнении объемов работы (дата, подпись).
2. СТРУКТУРА ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.1. Студенты на завершающем этапе обучения пишут и защищают письменную экзаменационную работу. Ее подготовка связана с углублением изучения теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы. Письменная экзаменационная работа позволяет развить навыки самостоятельного изучения литературы по теме, усиливает технологичность учебного процесса, ориентирует на индивидуализацию учебной деятельности.
Объем ее составляет не менее 6 - 20 страниц печатного текста.
Письменная экзаменационная работа выполняется с целью получения определенной квалификации и документа, ее удостоверяющего. К оформлению письменной экзаменационной работы предъявляются определенные требования.
Содержание и качество письменной экзаменационной работы позволяет судить не только об уровне теоретических знаний и общем развитии у студентов, но и о способности выпускников самостоятельно применять эти знания для решения сложных производственных задач.
В ходе выполнения письменной экзаменационной работы выпускники должны показать умение пользоваться не только учебниками и учебными пособиями, но и современными справочными материалами, специальной технической литературой, стандартами, нормативными документами.
Письменная экзаменационная работа должна выявить профессиональную и специальную подготовку учащихся, их знание современной техники и технологии, использование учебной, технической и нормативной литературы по профессии.
В ходе выполнения письменной экзаменационной работы студент должен показать свою подготовленность в технологических процессах, а также в вопросах охраны труда, в применении материалов, инструментов и оборудования.
Структурными элементами письменной экзаменационной работы являются: титульный лист, задание, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
2.2.Титульный лист письменной экзаменационной работы должен содержать следующие сведения:
ˉ полное наименование учебного заведения;
ˉ полное наименование профессии;
ˉ название темы письменной экзаменационной работы;
ˉ название вида документа;
ˉ сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы, подпись),
ˉ сведения о преподавателе (руководителе) (Ф.И.О., подпись);
ˉ наименование места и года выполнения.
Образец титульного листа приведен в Приложении 3.
2.3. В задании указывают:
ˉ тему письменной экзаменационной работы;
ˉ перечень основных вопросов, подлежащих изучению и разработке;
ˉ срок сдачи письменной работы.
Образец задания приведен в приложении 1.
2.4. Содержание должно отражать перечень структурных элементов письменной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:
ˉ введение;
ˉ главы, параграфы, пункты, подпункты;
ˉ заключение;
ˉ список литературы;
ˉ приложения.
Образец содержания приведен в Приложении 4.
2.5. Введение характеризует актуальность и значимость темы, основные характеристики работы, формулируются ее цель и задачи.
2.6. Основную часть следует делить на разделы и подразделы. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы (см. лист задание).
2.7. В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по использованию полученных результатов и дальнейшему развитию темы, так же проводится самооценка своей деятельности, качество освоения ОК (1...6), ПК(1.1…2.3), за период освоения профессии.
Результат освоения модулей
ПМ 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ.
ПМ 02. Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики.
ПМ 03. Сборка, регулировка и ремонт контрольно-измерительных приборов и систем автоматики
В заключении не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.
2.8 Список литературы.
Основные требования, предъявляемые к списку литературы:
- соответствие теме письменной работе и полнота отражения всех аспектов его рассмотрения;
- разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;
- отсутствие морально устаревших документов.
Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой. Далее делается три пробела (интервала). Образец списка литературы приведен в приложении 5.
Библиографическое описание документов располагают в алфавитном порядке их элементов: авторских заголовков (фамилии и инициалы авторов) или основных заглавий.
2.9. Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: материалы, дополняющие текст, промежуточные формулы и расчеты, таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, характеристики приборов, инструментов, применяемых при выполнении работы; правила техники безопасности.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1. Правила оформления текста письменной экзаменационной работы определяет ГОСТ 7.32
Текст работы должен быть выполнен машинописным способом с применением печатающих и графических устройств ПК. Его качество должно удовлетворять требованию четкого воспроизведения средствами репрографии.
Страницы текста письменной работы, в том числе и распечатки с ПК, должны соответствовать формату А4.
Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее не менее 20 мм, нижнее не менее 20 мм с 1,5 межстрочным интервалом. Название темы, раздела (подраздела) пишется полужирным шрифтом (Times New Roman), 16 размером, при 1,5 интервале и размещается по центру; слово "Тема" не пишется, в кавычки не заключается. Текст пишется 14 размером шрифта. Каждый раздел начинается с нового листа.
3.2. Нумерация страниц письменной экзаменационной работы.
Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, в правом нижнем углу, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
Иллюстрации, таблицы и распечатки с ПК учитываются как страница текста.
Проставление нумерации начинается с листа «введение».
Разделы, подразделы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.
Введение, разделы основной части, заключение, список литературы и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Подразделы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом и печатаются строчными буквами.
Заголовки структурных элементов текста следует располагать по центру строки, без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2 интервалов.
Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст письменной экзаменационной работы оформляется в папку с файлами.
3.3. Содержание текстовой части письменной экзаменационной работы может быть в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций и других составляющих.
Текст письменной экзаменационной работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям:
ˉ четкость структуры;
ˉ логичность и последовательность;
ˉ точность приведенных сведений;
ˉ ясность и лаконичность изложения материала;
ˉ соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.
В тексте письменной экзаменационной работы могут использоваться следующие виды ссылок:
ˉ ссылки на таблицы, иллюстрации, формулы, перечисления, приложения и т.п.;
ˉ ссылки на документы.
3.4.Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Таблица не должна содержать данных, без которых она может быть прочитана и понята: они загромождают ее.
Правила обозначения таблиц:
ˉ каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание. Название таблицы помещают над ней;
ˉ таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
ˉ слово "Таблица" и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;
ˉ если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово "Таблица" не пишут.
Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении (приложение 6).
На все таблицы в тексте письменной работы должны быть ссылки.
3.4. Иллюстрации.
К иллюстрациям относятся: рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию (приложение 7).
Правила оформления иллюстраций:
ˉиллюстрации обозначают словом "Рис." и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
ˉесли в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут;
ˉслово "Рис.", порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под иллюстрацией. При необходимости перед этими сведениями помещают поясняющие данные;
ˉиллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.
3.5. Приложения помещают в конце письменной экзаменационной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;
Нумеруют приложения прописными буквами в алфавитном порядке после слова "Приложение", которое располагают в правом верхнем углу страницы над заголовком;
Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.
На все приложения в основной части работы должны быть ссылки.
4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Завершенная письменная экзаменационная работа вместе с планом – графиком его выполнения передается студентом за месяц до защиты для проверки руководителю.
Допуск студентов к защите письменной экзаменационной работы.
Допуск студента к защите работы подтверждается подписью руководителя в листе задании.
Письменная экзаменационная работа может быть не допущена к ее защите при невыполнении существенных разделов "Задания" без замены их равноценными, а также при грубых нарушениях правил оформления работы.
Защита письменной экзаменационной работы.
Студент должен представить презентацию составленную на основании своей работы (15-20 слайдов)
Защита работы носит публичный характер и включает доклад студента, а также его обсуждение.
Текст доклада должен содержать:
ˉ полное наименование темы письменной работы;
ˉ обоснование актуальности темы исследования;
ˉ цель и задачи, объект и предмет работы;
ˉ раскрывает сущность проблемы;
ˉ изложение основных результатов работы;
ˉ краткие выводы по тем результатам работы, которые определяют ее практическую значимость.
ˉ пути внедрения результатов работы в практическую деятельность.
При защите работы учащимся делается доклад на 7-10 минут, сопровождающийся презентацией.
Порядок обсуждения предусматривает ответы студентов на вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите; выступление руководителя; дискуссию по защищаемой работе.
Решение об оценке работы принимается членами комиссии по результатам анализа предъявленной работы, доклада студента и его ответов на вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Защита письменной экзаменационной работы носит публичный характер и проводится в присутствии аттестационной комиссии и других лиц.
Начинается она с доклада студента, сопровождающегося демонстрацией наглядного материала с использованием при необходимости соответствующих технических средств. ( Презентация)
Главное в устной защите - суметь показать свою работу с положительной стороны. Для этого вам необходимо подумать, как вы будете ее представлять комиссии и учесть возможные вопросы.
Ваша речь должна быть краткой, четкой и не являться дословным
пересказом содержания. У комиссии уже есть ваша работа и рецензия на нее. Поэтому вы должны заострить внимание членов комиссии только на актуальности темы, цели и задачах работы. Кратко раскройте содержание основной части своей работы и назовите главные выводы. Особо подчеркните ее практическую значимость.
Заранее потренируйте свое выступление, так как для защиты работы вам будет предоставлено не более 15 минут. Удачи!
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оформление задания для письменной экзаменационной работы (образец)
Государственное автономное образовательное учреждение
Утверждаю:
Зам. директора по УПР
_______________________
«___» __________20____г.
ЗАДАНИЕ