Методические рекомендации для преподавателя
Лист согласования
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта СД 03 высшего профессионального образования по специальности
Программу составил
Преподаватель Мурашов О.В. _____________________
Программа рассмотрена и одобрена на заседании Учебно- методического совета ПФ РМАТ
«___» ______________20___г.
Председатель Учебно - методического совета ПФ РМАТ
Козырева О.А.___________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины "Основы безопасности труда" – дать необходимый объем знаний, навыков, умений по безопасности труда в сфере профессиональной деятельности .
Основные задачи:
1. Формирование у студентов необходимой теоретической базы в области безопасности труда;
2. Ознакомление с понятийным аппаратом и терминологией в области безопасности труда;
3. Воспитание у студентов мировоззрения и культуры соблюдения правил техники безопасности на предприятии
Студенты должны иметь представление:
1. О вредных и травмирующих факторах, воздействующих на человека в процессе его профессиональной деятельности
.
Студенты должны знать:
1. Государственную политику в области безопасности труда на предприятии;
2. Принципы, правила и требования по безопасности труда;
3. Способы защиты от вредных и травмирующих факторов.
Студенты должны уметь:
1. Оценивать возможный риск воздействия вредных и травмирующих факторов и применять своевременные меры по ликвидации их последствий;
2. Организовывать безопасные условия труда на предприятии и в организации и осуществлять надлежащий контроль за их соблюдением;
3. Управлять дисциплиной труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен компетенциями:
- владением основными методами защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-23)
- знанием основ политики организации по безопасности труда и умением применять их на практике (ПК-19)
- владением технологиями управления безопасностью труда персонала (ПК-21)\- знанием требования и владением навыками по обеспечению защиты персональных данных сотрудников (ПК-36)\-
- владением методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков (ПК-45)
- владением методами анализа травматизиа и профессиональных заболеваний (ПК-46)
- знанием основ оценки социально-экономической эффективности разработанных мероприятий по охране труда и здоровья персонала (ПК-47)
- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-58)
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы
N п/п | Наименование темы | Объем работы в часах | Итого | ||
Лекции Прак / лаб. | ЭКЗАМЕН | Сам. раб. | |||
Безопасность труда. Основные понятия, используемые в курсе. Вредные и опасные производственные факторы. Понятие безопасности. Безопасность организации. Угроза безопасности объекта. Направления безопасности. | |||||
Труд и охрана труда. Факторы, определяющие безопасные условия труда. Принципы построения систем безопасности организации. Организация охраны труда. Затраты на охрану труда и технику безопасности. Планирование и финансирование трудоохранных мероприятий. | |||||
Несчастный случай. Травматизм. Показатели травматизма. Расследование несчастных случаев и анализ производственного травматизма. Профессиональная заболеваемость. Расследование профессиональных заболеваний. | |||||
Комплексная оценка состояния охраны труда по его безопасности. Контроль за условиями и состоянием охраны труда. Ответственность за нарушение правил и норм. Инструктаж по технике безопасности. Структура органов государственного управления охраной труда. Управление безопасностью труда ( организационное, методическое, информационное).Уполномоченные и представители по охране труда. | |||||
Законодательная база безопасных условий труда. Система правовых актов по охране труда и порядок их утверждения. Служба охраны труда в организации. Аттестация рабочих мест и сертификация предприятий. Социальное страхование. Особенности охраны труда женщин и лиц, моложе 18 лет. Степень тяжести труда. | |||||
Утомление. Фазы работоспособности. Режим труда и отдыха. Управление дисциплиной труда. Медицинское обеспечение безопасности труда. Обучение персонала правилам оказания первой медицинской помощи. | |||||
ИТОГО: |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
При построении каждого занятия преподавателю необходимо выработать алгоритм изложения всех учебных вопросов изучаемой темы. Следует ознакомить студентов с терминологией, обозначить конкретную цель занятия, отметить значимость изучаемой темы в практической деятельности педагога.
При проведении занятий следует уделять особое внимание обсуждению проблемных вопросов темы и способов использования теоретических знаний в своей будущей профессиональной деятельности.
Основные идеи курса заключаются в том, чтобы студенты усвоили терминологию предмета, современную теорию и практику по безопасности труда основные причины и источники возникновения вредных и травмирующих факторов, государственную политику в области безопасности и охраны труда.
В содержании учебной дисциплины рассмотрены правовые основы охраны труда, нормативные основы охраны труда на предприятии, Законодательная и нормативная база в Российской Федерации, организационные основы охраны труда на предприятии, материальные затраты на охрану труда, особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности
В результате изучения раздела студенты должны знать нормативную правовую базу по охране труда, организационные особенности обеспечения соблюдения правил техники безопасности в производственной сфере.
Студенты должны уметь оценивать возможный риск появления опасных ситуаций, применять своевременные меры по их предупреждению и ликвидации.
Зачет рекомендуется проводить в форме тестирования.