Органы государственного управления охраной труда, их компетенция и полномочия
В соответствии со ст. 37 Закона Украины „Об охране труда" государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:
— Кабинет Министров Украины;
— Комитет по надзору за охраной труда (в соответствии с админи
стративной реформой 2000 г. — Департамент Госнадзорохрантруда)
Министерства труда и социальной политики Украины;
— министерства и другие центральные органы государственной
исполнительной власти;
— местная государственная администрация, местные Советы
народных депутатов;
— ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения предприятий.
Закон содержит нормы прямого действия, которые определяют
обязанности, права и полномочия каждого из этих органов.
Компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны труда.Кабинет Министров Украины:
— обеспечивает реализацию государственной политики в области
охраны труда;
41
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА
— утверждает национальную программу по улучшению состояния
безопасности, гигиены труда и производственной среды;
— определяет функции министерств, других центральных органов
государственной исполнительной власти по созданию безопасных
и безвредных условий труда и надзору за охраной труда;
— определяет порядок создания и использования государственного,
отраслевых и региональных фондов охраны труда.
Основные задачи, которые возлагаются на Госнадзорохрантруда*:
— комплексное управление охраной труда;
— государственный надзор за соблюдением требований законодательных
и других нормативно-правовых актов по безопасности, гигиене труда
и производственной среды, а также за проведением работ, связанных
с геологическим изучением недр, их охраной и использованием, переработкой
минерального сырья;
— координация работ по профилактике травматизма непроизводственного
характера;
— проведение экспертизы проектной документации и выдача
разрешений на введение в эксплуатацию новых и реконструируемых
предприятий, объектов и средств производства;
— координация научно-исследовательских работ по вопросам
охраны труда и повышения эффективности государственного надзора
за охраной труда, контроль за их выполнением, государственный заказ
научных исследований по этим вопросам;
— установление и развитие международных связей по вопросам
надзора за охраной труда.
Решения Госнадзорохрантруда, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.
Полномочия министерств и других центральных органовгосударственной исполнительной власти в области охраны труда:
— проведение единой научно-технической политики в области
охраны труда;
— разработка и реализация комплексных мер по улучшению
безопасности, гигиены труда и производственной среды в отрасли;
* Взято из Положения о Комитете по надзору за охраной труда, утвержденного Указом Президента Украины от 09. 03. 1998 г. № 182/98.
— осуществление методического руководства деятельностью
предприятий отрасли по охране труда;
— заключение с соответствующими отраслевыми профсоюзами
соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;
— финансирование разработки и пересмотра нормативных актов
поохране труда;
— организация в установленном порядке обучения и проверки знаний
и норм охраны труда руководящими работниками и специалистами отрасли;
— создание при необходимости профессиональных военизированных
аварийно-спасательных формирований, которые действуют в соответствии
стиповым положением, утвержденным Госнадзорохрантруда;
— осуществление внутриведомственного контроля за состоянием
охраны труда.
Для координации, совершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в центральном аппарате министерств и других центральных органах государственной исполнительной власти создаются службы охраны труда.
Полномочия местных государственных администраций и Советов народных депутатов в области охраны труда.Местные государственные администрации и Советы народных депутатов в пределах соответствующей территории;
— обеспечивают реализацию государственной политики в области
охраны труда;
— формируют при участии профсоюзов программы мероприятий
по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды,
имеющие межотраслевое значение;
— организовывают при необходимости региональные аварийно-
спасательные формирования;
— осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов
об охране труда;
— создают при необходимости фонды охраны труда.
Для выполнения названных функций местные органы власти создают соответствующие структурные подразделения.
Полномочия объединений предприятий в отрасли охраны труда.Полномочия в области охраны труда ассоциаций, корпораций, концернов и других объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, которые образовали объединение. Для выполнения делегированных объединению функций, в его аппарате создаются службы охраны труда.
42
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Г а з и к л
1.2.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В современных рыночных условиях развития экономики в нашей стране с каждым годом увеличивается число малых и средних предприятий, многие из которых основаны на частной собственности. Так во Львовской области вначале 2000 года насчитывалось более 40 тыс. малых предприятий и фирм. Понятно, что изменения в экономической и хозяйственной сферах вынуждают к определенной трансформации системы управления охраной труда.
На основании разработок профессора Г. Г. Гогиташвили в современных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное (не административное); управление со стороны руководства предприятия; управление со стороны работников предприятия (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Система управления охраны труда в современных условиях
Государство создает законодательную базу по вопросам охраны труда; комплекс инспекций, осуществляющих надзор за выполнением принятых нормативно-правовых актов об охране труда; инфраструктуру производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в сфере охраны труда.
Органы исполнительной власти Исполнительные органы само, управлении |
Уполномоченный и комиссия по охране труда предприятия |
Собственник экономически заинтересован в том, чтобы его работники не травмировались и не болели, и поэтому обеспечивает выполнение на предприятии нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда. Механизм социального страхования предполагает увеличение страхового взноса, если на предприятии растет травматизм и заболеваемость работающих.
Существенное значение в системе управления охраны труда имеют общественные институции в лице профсоюзов, комиссии и уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда предприятия. В то же время каждый работник должен постоянно заботиться о здоровом стиле жизни и работы, поддерживать высокий уровень физического, психологического и квалификационного состояния, программировать пути здорового долголетия, предупреждения случаев травматизма и заболеваний. В противном случае работник будет иметь гораздо меньшие шансы на рынке труда.
Таким образом, в современных рыночных условиях только комплексное управление охраной труда со стороны государства, собственника и работника обеспечит повышение эффективности этой деятельности.
Применение отдельных разрозненных мероприятий по охране труда малоэффективно, поэтому необходим системный подход, при котором эти мероприятия применяются взаимосвязанно и комплексно. С этой целью на предприятии, с учетом его особенностей разрабатывается система управления охраной труда.
Система управленая охраной труда (СУОТ) — это совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную, планомерную деятельность по осуществлению заданий и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда. Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, заданий и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации. Главная цель управления охраной труда — создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.
В упрощенном виде любую систему управления можно подразделить
на две подсистемы: управляющую и управляемую (рис. 1.4) В свою
очередь в системах управления выделяют объект, которым управляют,
- - — —
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА
и орган, осуществляющий это управление. Последний, на основании полученной информации (внешней или внутренней о состоянии объекта управления) вырабатывает управляющую информацию, то есть принимает решение. Часто (особенно на больших и средних предприятиях) на основании принятого решения некий исполнительный орган осуществляет управляющее воздействие на объект управления. Во многих случаях управляющий и исполнительный органы объединяют одним понятием — субъект управления.
Внешняя информация ] Внешняя среда
Исполнительный ____ орган___ |
Управляющий орган |
информация |
Управляющие | воздействия | |
Информация о состоянии объекта — обратная связь |
___ I возмущающее |
Управляющая подсистема Управляющая
Управляемая подсистема
Внешнее |
ТГнешняя среда
воздействие
Рис. 1.4. Упрощенная структурная схема СУОТ предприятия
Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах — руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения, направленные на приведение фактических показателей охраны труда всоответствие с нормативными. Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятия в целом.
Раздел 1
Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.
К основным функциям управления охраной труда относятся:
— прогнозирование и планирование работ, их финансирование;
— организация и координация работ;
— учет показателей состояния условий и безопасности труда;
— анализ и оценка состояния условий и безопасности труда;
— контроль за функционированием СУОТ;
— стимулирование работы по совершенствованию охраны труда.
Основные задачи управления охраной труда;
— обучение работников безопасным методам труда и пропаганда
вопросов охраны труда;
— обеспечение безопасности технологических процессов, производственного
оборудования, зданий и сооружений;
— нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
— обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
— организация лечебно-профилактического обслуживания;
— профессиональный отбор работников отдельных профессий;
— усовершенствование нормативной базы по вопросам охраны труда.
Планирование работы по охране труда.Функция планирования,
в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в системе управления охраной труда. Планирование работы по охране труда подразделяют на перспективное, текущее и оперативное. Перспективное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам выполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия. Возможность выполнения мероприятий перспективного плана должна быть подтверждена обоснованным расчетом необходимого материально-технического обеспечения и финансовых расходов с указанием источников финансирования. Основной формой перспективного планирования работы по охране труда является разработка комплексного плана предприятия по улучшению состояния охраны труда.
46
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Раздел 1
Текущее планирование осуществляется в течение календарного года при разработке соответствующих мероприятий в разделе „Охрана труда" коллективного договора.
Оперативное планирование работы по охране труда осуществляется по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии в целом. Оперативные меры по устранению обнаруженных недостатков указываются непосредственно в приказе собственника предприятия, который издается по итогам контроля, или в плане мероприятий, как дополнение к приказу.
Функция СУОТ по организации и координации работпредусматривает формирование органов управления охраной труда на всех уровнях управления и всех стадиях производственного процесса, определение обязанностей, прав, ответственности и порядка взаимодействия лиц, которые принимают участие в процессе управления, а также принятие и реализацию управленческих решений.
Контроль за состоянием охраны труда.Действенное управление охраной труда можно осуществлять только при наличии полной, своевременной достоверной информации о состоянии охраны труда. Получить такую информацию, обнаружить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда является наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления.
Основными формами контроля за состоянием охраны труды являются: оперативный контроль; контроль, который проводится службой охраны труда предприятия; общественный контроль; административно-общественный трехступенчатый контроль; ведомственный контроль высших органов. Необходимо отметить, что кроме контроля, осуществляется надзор за охраной труда со стороны государственных и профсоюзных инспекций. Оперативный контроль со стороны руководителей работ и подразделений предприятия проводится в соответствии с утвержденными должностными обязанностями.
Служба охраны труда контролирует выполнение требований безопасности труда во всех структурных подразделениях и службах предприятия.
В деле создания здоровых и безопасных условий труда значительная роль отводится общественному контролю, который осуществляется комиссией по вопросам охраны труда предприятия и общественными инспекторами по охране труда.
Административно-общественный трехступенчатый контроль проводится на трех уровнях. На первом уровне контроля начальник производственного участка (мастер) совместно с общественным инспектором профгруппы ежедневно проверяют состояние охраны труда на производственном участке. На втором уровне т начальник цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, энергетик, технолог) два раза в месяц проверяют состояние охраны труда согласно утвержденному графику. На третьем уровне контроля ежемесячно (в соответствии с утвержденным графиком) комиссия предприятия под председательством руководителя (главного инженера) проверяет состояние охраны труда на предприятии. В состав комиссии входят: руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда профкома, руководитель медицинской службы, работник пожарной охраны и главные специалисты предприятия (технолог, механик, энергетик). Результаты работы комиссии фиксируются в журнале трехступенчатого контроля и рассматриваются на совещании. По результатам совещания издается приказ по предприятию. Учет, анализ и оценка показателей охраны труда и функционирования СУОТнаправлены (в соответствии с полученной информацией) на разработку и принятие управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера участка до руководителя предприятия). Суть данной функции состоит в системном учете показателей состояния охраны труда, в анализе получения данных и обобщении причин несоблюдения требований законодательных и нормативных документов, а также причин невыполнения планов по охране труда с разработкой мероприятий, направленных на устранение обнаруженных недостатков. Анализируются материалы: о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; результаты всех видов контроля за состоянием охраны труда; данные паспортов санитарно-технического состояния условий труда в цехе (на участке); материалы специальных обследований зданий, сооружений, помещений, оборудования и др. В результате учета, анализа и оценки состояния охраны труда вносятся дополнения и уточнения к оперативным, текущим и перспективным планам работы по охране труда, а также по стимулированию деятельности отдельных структурных подразделений, служб, работников за достигнутые показатели охраны труда.
Стимулирование деятельности по охране труданаправлено на создание заинтересованности работников в обеспечении здоровых
4 Охрана труда
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА
и безопасных условий труда. В соответствии со ст. 29 Закона Украины „Об охране труда" к работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Стимулирование предусматривает моральные и материальные поощрения. К числу последних принадлежат: премии, вознаграждения за выполненную конкретную работу, изобретательство и рационализаторские предложения по вопросам охраны труда. Источником стимулирования деятельности по охране труда являются фонды охраны труда.