Маркировка судовых двигателей внутреннего сгорания

Маркировка двигателей внутреннего сгорания даёт представление об основных размерах и конструкционных особенностях двигателей.

Стандартная маркировка двигателей отечественного производства (согласно ГОСТ 4393) включает цифровые и буквенные обозначения.

Буквы обозначают:

Ч – четырёхтактный;

Д – двухтактный;

ДД – двухтактный двойного действия;

К – крейцкопфный;

Р – реверсивный;

Н – с наддувом;

С – с судовой реверсивной муфтой;

П – с судовой редукторной муфтой;

Цифра перед буквенным обозначением показывает число цилиндров, две последние цифры: числитель – диаметр поршня

(в см), знаменатель – ход поршня (в см).

Согласно принятой маркировке судовой, семицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный, реверсивный двигатель с наддувом, с диаметром цилиндра 500 мм, и ходом поршня 1100 мм имеет маркировку 7ДКР-50/110.

Двигатели иностранного производства имеют маркировку согласно требованиям страны изготовителя.

Вопрос №4

Охлаждение дизелей

При работе двигателя было установлено что только часть тепла, выделяемого при сгорании топлива внутри цилиндров дизеля, превращается в индикаторную работу (до 47%) Из оставшегося тепла примерно 25% уносится с отходящими газами, а остальное тепло (25-28%) для предотвращения перегрева деталей двигателя отводят охлаждающей водой. Для отвода тепла в основных деталях двигателя (цилиндр, цилиндровая крышка, поршень, корпус выпускного клапана) устраивают специальные полости или зарубашечные пространства, через которые пропускают охлаждающую воду.

Для охлаждения судовых дизелей применяют две системы: проточную и замкнутую. При проточной системе охлаждения специальный насос забирает воду из кингстона и прокачивает ее через зарубашечное пространство дизеля; при замкнутой системе через зарубашечное пространство дизеля прокачивается пресная вода, которая затем в специальном теплообменнике (охладителе) охлаждается забортной водой и снова направляется в двигатель. Проточная система значительно проще замкнутой, однако имеет ряд существенных недостатков, поэтому для охлаждения дизелей на судах, построенных в последние годы не применяется.

Основные недостатки проточной системы охлаждения дизеля: возможность засорения зарубашечного пространства дизеля илом и другими взвешенными частицами, содержащимися в морской воде; интенсивное отложение солей в зарубашечном пространстве и образование накипи, плохо проводящей тепло и резко ухудшающей теплообмен, в результате чего происходит перегрев деталей и даже их разрушение. Для того чтобы предотвратить образование накипи в зарубашечном пространстве, приходится снижать температуру воды на выходе из дизеля до 50-55° С и тем самым ухудшать температурный режим двигателя и полезное использование тепла. При низкой температуре забортной воды для уменьшения температурных напряжений на входе воды в двигатель устраивают специальные смесители, куда подается вода кингстона и часть воды, выходящей из двигателя. Минимальная допустимая температура воды на входе в двигатель +15° С. Однако необходимый перепад при охлаждении двигателя забортной водой составляет 10-20° С, таким образом, температура воды на входе составляет 35-45° С.

При замкнутой системе охлаждения применяют пресную воду, которая проходит техническую обработку и не содержит солей, в результате удается поддерживать высокий температурный режим двигателя (температура воды на выходе из систем, сообщенных с атмосферой, - до 85° С, а при наличии паровоздушного клапана у некоторых напряженных четырехтактных дизелей - до 105° С). Необходимый перепад при охлаждении двигателя пресной водой 7-15° С. Для того чтобы предотвратить засоление воды в случае нарушения плотности водоохладителя, давление в системе пресной воды устанавливают несколько большим, чем в системе забортной воды.

Для контроля пресной воды из системы периодически проводят анализ проб воды для определения содержания солей, и если соленость достигает критических значений, воду в системе заменяют.

Следует также отметить, что при охлаждении двигателя пресной водой масляный холодильник, как правило, охлаждается забортной водой.

Для предотвращения коррозии охлаждаемых деталей и трубопроводов в пресную воду добавляют различные присадки (например, бихромат калия) или антикоррозионные масла.

При охлаждении двигателя пресной водой система должна предусматривать аварийное охлаждение забортной водой. Переход на ава­рийное охлаждение должен осуществляться постепенно, чтобы не вы­пить резких температурных напряжений, при этом необходимо соблюдать требования в отношении температур, рекомендуемых для проточ­ных систем (не ниже 15° С на входе и не выше 50-55° С на выходе). Некоторые фирмы в целях страховки рекомендуют при аварийном охлаждении еще более низкие температуры на выходе воды из двигателя (до 45° С). Если учесть, что двигатель, как правило, работает на аварийном охлаждении короткое время и потери тепла незначительны, эти рекомендации целесообразно выдерживать.

Наши рекомендации