Расчет вала на статическую прочность
При кратковременных перегрузках пиковые напряжения изгиба и кручения в опасном сечении:
Здесь коэффициент кратковременной перегрузки электродвигателя (см.п.2.1).
Коэффициенты запаса прочности вала по нормальным SsТ и касательным StT пиковым напряжениям:
Общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении при кратковременной перегрузке:
Так как эта величина больше допускаемого значения [S] = 2,5, то статическая прочность вала обеспечена.
Проверка шпонок на смятие
Выбранные в п.5.2.1 шпонки проверяем на смятие:
,
где - передаваемый крутящий момент; - расчетная длина шпонки, которая для шпонок исполнения А (со скругленными концами) равна и - размеры шпонок, зависящие от диаметра вала d (табл. 4); - допускаемое напряжение смятия при стальной ступице и спокойной нагрузке.
Для шпонки на выходном участке вала диаметром 75 мм:
Для шпонки на участке вала под ступицей колеса:
Следовательно, прочность шпонок тихоходного вала обеспечена.
Расчет подшипников качения тихоходного вала
Суммарные радиальные реакции опор вала (см. п.5.2.1):
Будем считать, что осевая нагрузка воспринимается опорой В, тогда более нагруженной является опора В, на которой действует радиальная и осевая нагрузки.
Эквивалентную статическую нагрузку СОВ определим как наибольшую из двух величин [7, с. 366]:
где Х0 и Y0 – коэффициенты радиальной и осевой статической нагрузки, которые для радиальных однорядных шарикоподшипников равны Х0 = 0,6 и Y0 = 0,5. Следовательно, расчетное значение эквивалентной статической нагрузки равно
Коэффициент осевого нагружения е при отношении для радиальных однорядных шарикоподшипников равен .
Эквивалентная динамическая нагрузка:
где V=1 – коэффициент вращения [7, с. 359]; X=1 и Y=0 – коэффициенты радиальной и осевой динамической нагрузки.
[7, с. 360];
где – коэффициент безопасности при спокойной нагрузке без толчков; – температурный коэффициент при температуре нагрева подшипника менее 100 °С.
Номинальная долговечность выбранного в п.5.3 радиального однорядного шарикоподшипника легкой серии № 217 (таблица 3):
эта величина превышает заданный расчетный срок службы привода
Выбор муфт
Для соединения вала электродвигателя с быстроходным валом редуктора (рисунок 1) используем упругую втулочно-пальцевую муфту (МУВП), типоразмер которой выбираем по величине наибольшего диаметра соединяемых валов с учетом ограничения Т<[T], где Т - крутящий момент на валу; [Т] - допускаемое значение передаваемого муфтой крутящего момента. В нашем случае, при dM = 65 мм и Т = TБ = 313 Н·м (см.п.2.4) выбираем по ГОСТ 21424-75 муфту МУВП-65 ([T] = 1000 Н·м), схема и основные размеры которой представлены в приложении на рисунке 13. В ступице полумуфты, устанавливаемой на быстроходный вал редуктора, диаметр посадочного отверстия назначаем d=50 мм. Поскольку в данном случае используется стандартная муфта, проверку на смятие ее упругого элемента и пальцев на изгиб не производим.
С целью компенсации радиальных, осевых и угловых смещений валов при эксплуатации привода, тихоходный вал редуктора и вал шестерни открытой зубчатой передачи (рисунок 1) соединены зубчатой муфтой (МЗ), типоразмер которой выбираем по диаметру вала редуктора с учетом ограничения T1·К1·К2≤[T], где К1 = 1...1,8 - коэффициент ответственности передачи, K2= 1...1,5 - коэффициент режима работы. В нашем случае, при d = 75 мм, выбираем по ГОСТ 5006-66 муфту МЗ-4 ([T] = 5600 Н·м). Тогда, при Т = ТТ = 2230 Н·м (см.п.2.4), получим: 2230 ·1,4 ·1 = 3122 H·м <[T].
Следовательно, прочность муфты обеспечена. Схема и основные размеры муфты МЗ-4 представлены в приложении на рисунке 14.