Перелік довідкової літератури

  1. Конопелько Г И. и др. «Охрана жизни на море». – Москва: Транспорт, 1990, -256 с.
  2. Глотов Ю. Г. и др. «Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах». – Москва; Транспорт, 2000. – 200 с.
  3. Колегаєв М.О., Іванов Б.М., Басанець М.Г. «Безпека життєдіяльності і
    виживання на морі». – Одеса: КП ОМД. -352 с.
  4. Типовой курс ИМО 1.19 Личное выживание.
  5. Типовой курс ИМО 1.20 Основы противопожарной подготовки.
  6. Типовой курс ИМО 1.21 Взаимотношения между людьми.
  7. Иванов Б.Н. Охрана труда на морском транспорте. М.: Транспорт, 1989, -320с.
  8. Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота СССР (НБЖС) (РД 31.60.14-81), М: В/О Мортехинформреклама», 1983, -198с.

Лабораторная работа №5.

Тема: Поиск и спасение терпящих бедствие на море.

Цель работы: Изучить правила нахождения на спасательном средстве и основы выживаемости на море.

Задание: Изучить изложенный в методическом пособии материал и подготовить письменный отчет по выполнению лабораторной работы.

План

Организация и принцип действия спутниковой системы и обнаружения терпящихбедствие КОСПАС-SARSAT

Комплектация судового радиооборудования.

Средства предметной связи.

Средства световой связи и сигнализации.

Пиротехнические средства сигнализации. Правила использования и хранения.

Международные сигналы бедствия на море.

Факторы влияющие на эффективность поиска терпящих бедствие на море.

Организация и принцип действия спутниковой системы и обнаружения терпящих бедствие КОСПАС-SARSAT

Космический сегмент. В стандартную конфигурацию системы входят четыре спутника на низких полярных орбитах. Однако в настоящее время в эксплуатации находятся 7 спутников. Период обращения спутников составляет около 100 минут. Российские спутники типа Коспас/Надежда выводятся на круговые приполярные орбиты с высотой 1000 км. Спутника типа SARSAT, изготавливаемые и запускаемые США, Канадой и Францией, размещаются на круговых солнцесинхронных орбитах высотой 850 км. Общее число спутников постоянно наращивается; при развертывании системы КОСПАС-SARSAT их было 4, в настоящее время их количество доведено до 8-ми.

Земной сегмент представлен 19-ю Центрами управления системой (ЦУС, MCC – Mission Control Centre), а также 38-ю Пунктами приема информации (ППИ, LUT Local User Terminal) в 23-х странах. ЦУС занимаются координацией и обменом аварийной и другой служебной информацией, ППИ осуществляют прием ретранслируемых спутниками сигналов и их первичную обработку.

Аварийные радиобуи. АРБ представляют собой радиопередатчики, излучающие на частотах 406 МГц и 121,5 МГц. Они используются в интересах всех подвижных служб - морской, авиационной и сухопутной.

Частота 406 МГц используется собственно для передачи импульсного сигнала бедствия, а на частоте 121,5 МГц излучается непрерывный тонально-модулированный сигнал малой мощности. Этот сигнал используется в ГМССБ для облегчения поиска путем пеленгования.

В случае бедствия АРБ включается (автоматически или вручную) и излучает сигналы, которые ретранслируются спутниками КОСПАС-SARSAT на береговые станции.

Организация системы КОСПАС-SARSAT на основе низкоорбитальных спутников (LEOSAR) с участием геостационарных спутников представлена на рис. 1, 2.

 
  Перелік довідкової літератури - student2.ru

Рис.1.Организация спутниковой системы КОСПАС-SARSAT

Перелік довідкової літератури - student2.ru

Рис.2. Расположение низкоорбитальных и геостационарных спутников системы КОСПАС-SARSAT.

Недостаток – значительная задержка в передаче сигнала бедствия на берег, которая может достигать 1,5 часов.

Для устранения данного недостатка система низкоорбитальных спутников была дополнена тремя геостационарными спутниками на высокой орбите (GEOSAR). Совместная зона радиовидимости этих спутников охватывает практически всю поверхность Земли, исключая приполярные области. Сигнал от АРБ немедленно принимается и ретранслируется GEO-спутниками на береговые центры. Эти береговые центры называются GEOLUT. Одновременно, возможно с некоторой задержкой, сигнал бедствия принимается и ретранслируется также и LEO- спутниками.

Схема размещения спутников на орбитах совместной LEOSAR-GEOLUT системы представлена на рис. 38.

В главе IV Конвенции СОЛАС 74 упомянутые ниже термины имеют следующее значение:

«Связь мостик-мостик»(Bridge-to-bridge communications) означает связь в целях безопасности между судами с места, откуда обычно осуществляется управление судном.

«Непрерывное наблюдение» (Continious watch) означает, что соответствующее радионаблюдение не должно прерываться, кроме «коротких интервалов».

«Цифровой избирательный вызов – ЦИВ» (Digital selective calling – DSC) означает способ связи, использующий цифровые коды, который позволяет радиостанции устанавливать связь с другой станцией или группой станций и передавать информацию, соответствующую рекомендациям Международного консультативного комитета по радио (МККР).

«Международная служба НАВТЕКС» (International NAVTEX Service) означает координированную передачу и автоматический прием на частоте 518 КГц информации по безопасности на море (Maritime safety information) с помощью узкополосной буквопечатающей телеграфии с использованием английского языка.

На каждом судне, находящемся в море, должны обеспечиваться:

• передача оповещений о бедствии в направлении «судно-берег» (transmitting ship-to-shore distress alerts) пo крайней мере двумя отдельными и независимыми средствами;

• прием оповещений о бедствии в направлении «берег-судно»;

• передача и прием оповещений о бедствии в направлении «судно-судно» (transmitting and receiving ship-to-ship distress alerts);

• прием и передача сообщений для координации поиска и спасания;

• передача и прием сообщений на месте бедствия;

•передача и прием (в соответствии с правилом 12 гл. IV) сигналов для определения местонахождения;

• передача и прием радиосообщений общего назначения;

• передача и прием сообщений «мостик-мостик».

Наши рекомендации