Изучение вопросов охраны труда в учебных заведениях
Изучение основ охраны труда проводится во всех учреждениях образования по программам, согласованным с Гостехпромнадзором. Особенное внимание при этом уделяется профессиям, связанных с работой в опасных и вредных условиях.
Учебные планы учебных заведений всех уровней, независимо от их отраслевого подчинения и форм собственности, должны предусматривать изучение вопросов охраны труда. Содержание и объемы обучения вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях регламентируются Типовыми учебными планами и Типовыми учебными программами, которые утверждаются Министерством образования Украины по согласованию с ГОСНАДЗОРОХРАНТРУДА. В учебниках, учебных пособиях, методических материалах и др. из специальных дисциплин должны содержаться разделы по охране труда по соответствующей тематике.
В дошкольных учебных заведениях воспитанники изучают вопросы безопасности жизнедеятельности, здоровья и норм поведения, что должно предусматриваться планом учебно-воспитательной работы дошкольных учебных заведений.
В средних учебных заведениях ученики изучают вопросы охраны жизни, здоровья и безопасности труда, которые должны предусматриваться учебным планом и программой средних учебных заведений. Ежегодно изучение учениками вопросов охраны жизни, здоровья и безопасности труда в средних учебных заведениях должно завершаться проверкой знаний с соответствующими записями о их результатах в классном журнале.
При изучении общеобразовательных дисциплин, спецкурсов и факультативов, при проведении практических и лабораторных занятий, на уроках трудового обучения должны изучаться вопросы охраны труда, связанные с тематикой этих дисциплин и работ.
Во внешкольных учебных заведениях в планах учебно-воспитательной работы должно предусматриваться изучение вопросов охраны жизни, здоровья и безопасности труда, связанных с профилем, направлениями и конкретной тематикой учебно-воспитательной работы внешкольных учебных заведений. В дошкольных, средних и внешкольных учебных заведениях необходимо предусмотреть соответствующий учет проведенного обучения по вышеуказанным вопросам.
Ученики профессионально-технических учебных заведений на базе ранее приобретенных знаний в процессе дошкольного и общего среднего образования изучают дисциплину «Охрана труда». При подготовке работников по профессиям специфические вопросы охраны труда для конкретных профессий должны изучаться в курсах специальных и общетехнических дисциплин с целью объединения технологической подготовки с подготовкой по охране труда.
При подготовке в профессионально-технических учебных заведениях работников по профессиям, которые используются на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, обучение проводится с учетом требований ГНАОТ 0.00-4.24-94 «Положения об обучении несовершеннолетних профессиям, связанным с тяжелыми работами и работами с вредными и опасными условиями труда».
В высших учебных заведенияхнезависимо от уровня аккредитации, студенты изучают комплекс нормативных учебных дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда» и «Охрана труда в отрасли», а также отдельные вопросы (разделы) по охране труда и безопасности жизнедеятельности в общетехнических и специальных дисциплинах, которые органически связаны с их тематикой.
Количество часов, предусмотренных для изучения нормативных учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда» и «Охрана труда в отрасли», не может уменьшаться при разработке и пересмотре просветительно-профессиональных программ без согласования с ГОСНАДЗОРОХРАНТРУДА. По решению высших учебных заведений объемы обучения в часах по этим дисциплинам могут увеличиваться в зависимости от опасности профессии, по которой осуществляется подготовка специалистов.
До начала трудовой деятельности (студенческие строительные отряды, лагеря труда и отдыха, производственно-ученические бригады) учащиеся и студенты изучают основы законодательства о труде и соответствующие нормативные акты по охране труда в своих учебных заведениях, а по месту коллективной трудовой деятельности они проходят обучение вопросам охраны труда в соответствии с действующим на предприятии положением об обучении.
В учреждениях последипломного образования, независимо от уровня аккредитации учреждений последипломного образования и просветительного квалификационного уровня слушателей, учебные планы должны предусматривать изучение дисциплин по охране труда. Кроме того, рабочие учебные программы профилирующих дисциплин должны предусматривать изучение вопросов охраны труда, связанных с тематикой этих дисциплин. Формой итогового контроля знаний после изучения дисциплин по охране труда в учреждениях последипломного образования является экзамен. Дипломные проекты и работы выпускников высших учебных заведений должны содержать разделы по охране труда, а билеты выпускных экзаменов — вопрос по охране труда.